Читать
Закрыть
Виталий Кречетов - 25 авг 17:00  Версия для печати

В ДНР заговорили о страховании. Не рановато ли?

В ДНР заговорили о страховании. Не рановато ли?

В Донецке, скорее всего, появится новая бизнес-сфера – страхование. При существующих традициях местного парламентаризма, если о чем-то заговорили в Народном совете, жди новых законов и норм. Но не создаст ли страховка больше рисков для дончан, чем ее отсутствие?

Народный совет взялся за создание нормативной базы в сфере страхования. Уже известно о двух инициативах – страхование автогражданской ответсвенности и медицинская страховка. Разбирать их по отдельности мы специально не стали. До войны с автострахованием имели дело все донецкие водители, а с медстраховкой сталкивались многочисленные сотрудники частных корпораций и холдингов. Нюансов и моделей в каждой из систем множество, но в общих чертах они многим знакомы. А гадать, что именно из мировой практики возьмут за образец местные законодатели без конкретики бессмысленно. В любом случае, услуга распространенная во всем мире и, безусловно, полезная. Вопрос в том, готова ли к ней ДНР?

ОСАГО

Согласно сайту Народного совета, на минувшей неделе прошли отдельные парламентские слушания, посвященные этом, в общем-то, щекотливому вопросу. Как выспренно отмечено в принятых рекомендациях, «страховая деятельность является одним из фундаментальных институтов экономики, залогом ее стабильного функционирования. Современная система страхования выступает важнейшим фактором социально-экономического развития государства, краеугольным камнем его инвестиционной политики». Последующий текст посвящен достоинствам ОСАГО (страхованию автогражданской ответственности), так что, похоже, автострахованию в ДНР быть, хотя стоит отметить, что не все ведомства разделяют эту позицию.

А вот каким этому страхованию быть, пока не ясно. Согласно парламентским рекомендациям, органам власти еще только предстоит проанализировать как государство должно участвовать в деятельности этой сферы, защищать собственные интересы и интересы застрахованных лиц, бороться с мошенничеством и прочее. Кстати, есть вероятность, что ДНР признает украинские, российские и международные полисы, что, наверняка было бы удобней и дешевле для массы водителей, постоянно выезжающих за пределы республики. По крайней мере, такой вариант планируют рассмотреть.

Сам проект закона № 442-Д «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» уже существует, работу над ним поручено интенсифицировать соответствующим комитетам, но в свободном доступе его как всегда нет. Если верить комментарию заместитель председателя Комитета по транспорту и связи Сергея Сверчкова, то обсудить новшество с широкой общественностью автомобилистов народные избранники могут «во время приема граждан на избирательных округах». В общем, о репрезентативности мнений Народный совет все также не в курсе.

Примечательно, что исходя из рекомендаций слушаний, проекта базового закона «О страховании», который должен был бы регулировать всю сферу страховых услуг как таковых, в природе все еще нет. Законодателям и исполнительной власти предлагается только подумать о возможность создания рабочей группы для его разработки.

Медполис

Стоит отметить, что «страховые инициативы» законодателей распространяются не только на автотранспорт. В комитете по здравоохранению, охране материнства и детства уже некоторое время циркулирует внутренняя дискуссия о законопроекте «Об общеобязательном медицинском страховании». О его содержимом тоже можно судить исключительно по публичным комментариям авторов. А они, отметим, противоречивы.

«Законопроектом предусмотрено, что все жители на территории ДНР будут застрахованы и смогут претендовать на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Безусловно, это будет хорошим дополнением к уже существующим социальным гарантиям для наших жителей. Принятие данного законопроекта подразумевает также изменения в работе сети учреждений здравоохранения Республики», - сообщал в конце предыдущей парламентской сессии председатель комитета Александр Авдеев. При этом он подчеркивал, что новые нормы должны сделать помощь, особенно узких специалистов, доступней и эффективней за счет раннего выявления заболеваний и профилактики.

«Существующие в Республике условия финансирования отрасли здравоохранения не дают возможности в полном объеме обеспечить право граждан на бесплатную медицинскую помощь на надлежащем уровне. Поэтому внедрение общеобязательного медицинского страхования позволило бы решить вышеуказанную социальную проблему, - сообщал уже в начале новой сессии заместитель председателя комитета Сергей Завдовеев. - Поскольку положения (законопроекта – ред.) касаются очень многих сфер деятельности и затрагивают полномочия различных органов исполнительной власти, необходима доработка законопроекта с учетом мнений всех заинтересованных лиц и опыта осуществления страховой деятельности в других государствах».

То есть, медицинское страхование – это расширение социальной защиты граждан, но все же с принудительным привлечением их же средств и с неочевидным эффектом – в конце концов, какой-нибудь сельский фельдшерский пункт или амбулаторию до нормальных стандартов никакая страховка не дотянет.

Страховые риски по-донецки

Страхование, как справедливо отмечают парламентарии – это часть финансового рынка. Если вспомнить довоенный опыт, то даже в разы больший украинский рынок, по сути, контролировал ограниченный ряд компаний, аффилированных с банками и фондами. Потому что страховой рынок - это значительные средства, риски и прочее. Позволить себе работать на нем мог только крупный капитал, а он в ДНР по вполне понятным причинам отсутствует как впрочем, и само понятие «финансовый рынок». Не считать же таковым Центробанк и сеть обменных пунктов? О каком развитии финсектора и привлечении инвестиций в таком случае идет речь?

Создать на первых парах госмонополию, как предлагают некоторые политики? Это, во-первых, требует денег, которых у государства, по косвенным свидетельствам из медкомитета, как раз нет. Во-вторых, кто сказал, что монополист эффективен и заинтересован в клиентах, если покупать его услуги обязательно? Скорее наоборот, как показывает практика, наше молодое государство ни одной болезни роста, в том числе кумовщины и коррупции, не избежало. И если страховой госконцерн будет создан, ждать рынка услуг и соответствующей лояльности к гражданину не следует.

Впрочем даже в рыночных условиях, крупные и солидные компании всегда были заинтересованы в минимизации затрат, так что задержка выплат, занижение оценки ущерба и прочее – практика чрезвычайно распространенная в этой сфере. А уж случи банкротства некрупных фирм, оставивших с носом клиентов, как и случаи мошенничества – отдельная, длинная и грустная история, которая, на самом деле ежедневно повторяется и в развитых странах, с солидным опытом правоохранительного и законодательного надзора над этой сферой. Неужели официальный Донецк скажет новое слово в этой запутанной сфере? А если нет, то как государство намерено «перестраховывать риски от страховки»?

Автостраховка, как раз ввиду неоднозначной эффективности, многими водителями воспринимается просто как некий дополнительный налог в пользу страхового лобби. Неприятно, деньги на ремонт, в случае чего, готовь, но хоть ГАИ претензий не имеет. А вот медицинское страхование – штука серьезная, требующее при внедрении перестройки всей системы здравоохранения как таковой. Именно поэтому до войны украинские власти так и не рискнули сделать его обязательным, предложив более состоятельным гражданам и бизнесу оттестировать модель в локальных условиях, с прямыми договорами с частными клиниками и аптеками.

При наличии развитой подобной инфраструктуре в мегаполисе, каковым является Донецк, концепция, возможно, и работоспособная. А, к примеру, в Старобешевском или Амвросиевском районах – смогут ли там граждане получить качественные услуги? В России медицина давно страховая, так что не исключено, что разговоры о необходимости внедрения медстраховки здесь – это продолжение копирования и клонирования российских стандартов. Но Россия – страна мирная и богатая, и то, насколько можно судить, даже после многих лет работы узкие места остаются.

Как говорится, решать проблемы стоит по мере поступления, а анализировать законы после их публикации. Но еще один очень важный аспект все же поднимем.

В конце июня и.о. министра труда и социальной политики ДНР Лариса Толстыкина сообщила, что, по сравнению с апрелем прошлого года, средняя зарплата в ДНР увеличилась на 16,3% и составила 9 592 рубля. По текущему курсу это меньше 200 долларов, и, при установленной ООН черте бедности для стран Центральной и Восточной Европы в 5 долларов в день на человека, если эту среднюю зарплату получает только один член семьи, вся ячейка общества оказывается уже за чертой. При этом насколько точна статистика, и как она оценивает доходы в коммерческом секторе, не сообщается. Зато общеизвестно, что даже в госсекторе есть целые отрасли, к примеру, медицина, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, где многие получают меньше указанного среднего показателя.

Можно, конечно, порассуждать о том, что для пенсионеров и бюджетников страховки будут льготными, а для остальных щадящими и «повышающими уровень социальной защиты в целом». Но можно ли при реально существующем уровне доходов населения вести разговор о внедрении новых обязательных платежей для населения, которое не всегда справляется с уже существующей финансовой нагрузкой http://patriot-donetsk.ru/15043-kommunalnye-gayki-krutyatsya-dolzhnikam-prigotovitsya.html? Вопрос напрямую к законодателям, которые, кажется, преувеличивают успехи в развитии местной экономики не только в публичной риторике, но и в реальных оценках текущего положения дел. Увы, не так богато мы и живем, как кажется сверху.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции