Говорит лидер
Читать
Закрыть
Павел Климов - 29 авг 18:02

«Пояс напряженности»: Почему не работают «мирные планы»?

Настоящую бурю эмоций вызвал текст конфиденциального проекта урегулирования нагорно-карабахского конфликта у его непосредственных участников. Весьма своеобразный прощальный подарок, в виде обнародования сего документа, сделал властям Азербайджана, Армении и Нагорно-Карабахской Республики председатель Минской группы ОБСЕ от США Ричард Хогланд, накануне своей отставки. И все это – на фоне уже явного процесса «размораживания» конфликта.
Давно не секрет, что за всеми, без исключения, локальными конфликтами, разгоравшимися и затухавшими на постсоветском пространстве, после крушения СССР, так или иначе стоят США. Последние, впрочем, и сами этого ничуть не скрывают. Как правило, стоит орудиям смолкнуть, как сотрудники американских «внешнеполитических» органов уже строчат мемуары о том, как дарили «аборигенам» свободу. В основном, конечно, посредством разжигания националистических настроений в бывших советских республиках.Цели США тоже давно известны – лишить Российскую Федерацию зоны влияния, расширив, таким образом, собственный ареал. Кроме того, очаги напряженности у российских границ, не только способствуют информационному демонизированию образа Кремля на мировой арене, но и активно высасывают государственные ресурсы.
Одним из наиболее знаковых и, без сомнения, самым продолжительным на данный момент, является нагорно-карабахский военный конфликт. Нам же он интересен, в том числе, в виду общей схожести с гражданской войной на Донбассе. Война, в которую вовлечены Азербайджан, Армения и непризнанная Нагорно-Карабахская Республика, то затухая, то вновь разгораясь, тянется уже много лет. За это время, для его мирного урегулирования, использовались самые разные подходы, и ни один, к сожалению, не оказался действенным. Интересно, что те же подходы, на сегодняшний день, применяются и на Донбассе. С тем же результатом или, скорее уж, абсолютно безрезультатно.
И вот, на фоне очередного витка конфликта, американец Ричард Хогланд, уходя в отставку, организовывает слив конфиденциального проекта урегулирования. В итоге, разумеется, стороны вновь обвиняют друг друга, а за стол переговоров никто садиться не торопится, а когда молчат дипломаты – пушки говорят особенно громко.
Только за минувшие сутки, по азербайджанским данным, армяне нарушили режим тишины 118-ть раз. В то же время, азербайджанские войска, по данным Минобороны Армении, нарушили перемирие около 160-ти раз, используя «оружие разного калибра».
Итак, что же предлагают международные посредники Армении и Азербайджану в рамках обнародованного документа? В первую очередь, предлагается организовать референдум на территории непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. А до того, как местные жители определятся со своим правовым статусом, территория получит временный, призванный обеспечить гарантии безопасности и суверенитета Нагорного Карабаха.
Также, в рамках плана по урегулированию, армянские войска должны быть выведены из шести районов Азербайджана, прилегающих к Нагорному Карабаху. Под их контролем должен остаться лишь Лачинский район, для создания сухопутного коридора с Арменией. Да и то лишь частично.
Также, в долгосрочной перспективе, предусмотрено возвращение беженцев в места постоянного проживания и ввод миротворческого контингента для мониторинга ситуации. При этом, указано, что миротворческие мероприятия должны проводиться теми, кому доверяют обе стороны. Идет ли речь о Российской Федерации, к сожалению, не уточняется.
В целом, если забыть о том, что мнение жителей Нагорного Карабаха, как и в случае с Донбассом, никого, в сущности, не интересует, план выглядит более или менее здраво. В конце концов, получить все и сразу, можно лишь посредством военной победы, в то время, как мирное урегулирование – это путь взаимных уступок. Тем не менее, стороны конфликта фонтанируют эмоциями.
Так, например, руководитель армянского МИД Эдвард Налбандян заявил, что документ, по сути, лишает Баку возможности маневрировать и прибегать к различным уловкам, поскольку одним из ключевых пунктов является именно референдум, результаты которого будут иметь для Азербайджана юридическую силу. Захочет, к примеру, Нагорный Карабах независимости и в Баку будут обязаны принять это решение.
Последние же уверены, что референдум должен проводиться не только в Нагорном Карабахе, но и на территории всей Азербайджанской Республики. Нечто подобное, в свое время, представители украинской стороны заявляли относительно Донбасса. То есть, определять будущее территории якобы должны не люди, проживающие на ней, а граждане всего государства. Что, мягко говоря, весьма спорно.
При этом, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров обвинил официальный Ереван в лицемерии. Если им, дескать, так нравится предложенный план, то нужно садиться за стол переговоров и обсуждать детали. И, разумеется, Армения, по мнению азербайджанской стороны, должна выполнить свою часть обязательств в рамках плана Минской группы ОБСЕ – вывести свои войска с оккупированных территорий Азербайджана.
В то же время, недовольны и в Степанакерте – столице непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Суть претензий сводится к тому, что представителям НКР опять не нашлось места за столом переговоров. То есть, как и в случае с Донбассом, судьбу государства (или государств), по сути дела, решают без участия официальных представителей оного. И, следовательно, интересы НКР волнуют переговорщиков в последнюю очередь.
А пока непосредственные участники конфликта заняты взаимными претензиями, отдельные эксперты осторожно высказываются в пользу того, что «слив» мирного плана – это отнюдь не частная инициатива Хогланда, но попытка США, в лице президента Трампа, вытеснить официальную Москву из кресла главного арбитра в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Нечто подобное, опять же, происходит сегодня, но уже в рамках Нормандского формата, в который активно пробивают себе дорожку представители Госдепа США.
В целом, опыт Нагорного Карабаха показывает, что затухание конфликта не происходит вовсе не потому, что мирные планы неэффективны. А потому, что США, выступая одним из участников переговоров, ставят перед собой несколько иные задачи. Их цель – вовсе не мирное урегулирование, но создание вокруг России пояса напряженности, изматывающего не только геополитического противника, но и окружающие его государства. При сохранении тенденции, подобные локальные войны могут тлеть десятилетиями, разгораясь в самый удобный для США момент.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Новости