Читать
Закрыть
Георгий Авдеев - 20 окт 10:45

«Лучше раньше, чем позже»: Почему мир неизбежен?

Сказать, что Донбасс устал от милитаристской риторики Украины – все равно, что промолчать. И если два года назад, мы еще предпринимали робкие попытки объяснить оппонентам, что воевать, в сущности, незачем, то сегодня, в большинстве своем, давно махнули на это дело рукой. Разве докажешь что-то бесноватому, который жаждет крови? Вместе с тем, исторический опыт подсказывает, что рано или поздно, даже самая непреодолимая жажда насилия сходит на нет.
Так, к примеру, на днях президент Азербайджана Ильхам Алиев неожиданно заявил о том, что готов пойти на уступки и предоставить Нагорному Карабаху статус автономной республики.
«Не может быть компромисса по вопросам территориальной целостности Азербайджана, но может быть компромисс по вопросам местного самоуправления, самоуправления Нагорно-Карабахской, в будущем, если мы договоримся, это может быть автономная республика», - заявил Алиев в интервью одному из российских изданий.
Так называемый, Карабахский конфликт, разгоревшийся между, собственно Нагорно-Карабахской Республикой, Азербайджаном и Арменией вспыхнул еще в перестроечные времена и, так или иначе, тянется по сей день. И, следует отметить, это уже далеко не первый виток азербайджано-армянского конфликта.
Любопытно также, что, как и в случае с Украиной, Карабахская война началась с подъема национальных движений в бывших советских республиках, в эпоху заката СССР.

И, как и в случае с Донбассом, поднявшимся на войну за собственную независимость, Нагорно-Карабахская Республика попала в сети противоречий международного права, которое, с одной стороны, гарантирует народам право на самоопределение, а, с другой, требует соблюдать территориальную целостность государств.
Наконец, сегодня, на фоне многолетнего и весьма кровопролитного конфликта, лидер Азербайджана – государства, отличающего крайне агрессивной риторикой, соглашается предоставить Нагорному Карабаху статус автономии.
Конечно, у рядового жителя Донбасса наверняка возникнет вполне закономерный вопрос – какое отношение все это имеет к нашей ситуации? Ведь мы, выражаясь крайне мягко, не горим желанием так или иначе возвращаться в состав Украины. Даже пресловутый «Минск-2», в рамках которого, чисто гипотетически, ДНР и ЛНР должны получить особый статус, вернувшись под протекторат Киева, вызывают у населения серьезнейшее отторжение. Тут уж либо историческая справедливость в виде возвращения в состав Российской Федерации, либо полная и окончательная независимость.
Вероятнее всего, гражданам Нагорно-Карабахской Республики предложение Ильхама Алиева также не пришлось по душе. Тем более, что градус противоречий, по целому ряду причин, у тамошнего населения с азербайджанцами куда выше, чем даже у дончан и украинцев.
Показательно, в данном случае, иное. Как бы долго не тянулся конфликт, а за стол переговоров садиться, в любом случае, придется. Даже таким непримиримым врагам, как азербайджанцы и армяне.
Война, как известно, развлечение изматывающее и затратное. Как в материальном, так и в моральном плане. А у любого государства есть свой запас прочности. Судя по всему, участники Карабахского конфликта этот запас уже растратили и, наконец, задумались о государственном строительстве, которое просто невозможно в условиях затяжного военного конфликта.
Предложение об автономном статусе – это, как минимум, приглашение к обсуждению ситуации. А это, в свою очередь, значит, что говорить будут политики, а не пулеметы и артиллерийские установки. Чем меньше новых жертв, тем меньше противоречий. Следовательно – проще найти общий язык.
В нашем случае, все несколько проще. Как минимум, потому, что прошло не так много времени и не выросло еще поколение, которое не знает ничего, кроме войны. Значит есть шанс на то, что нам не придется повторять карабахские ошибки, теряя людей, ресурсы и время.
Как бы ни пытались киевские царьки затянуть войну, но рано или поздно их воинственная риторика протухнет и придется заключить эдакое соседское соглашение. Украинцам пора осознать, что война не принесет им ничего, кроме нищеты и обыкновенного человеческого горя. И если война затянется на долгие годы, на что уже непрозрачно намекает президент Украины Петр Порошенко, то их страна развалится сама собой, а численность населения сократится настолько, что цифру в 40 миллионов, люди будут вспоминать с ностальгической теплотой. Такова цена милитаризма. И каждый житель Украины должен решить, готов ли ее выплатить. Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции