Читать
Закрыть
Георгий Авдеев - 18 мар 12:51  Версия для печати

Программа восстановления Донбасса: Взгляд изнутри

Программа восстановления зданий, пострадавших в ходе боевых действий на Донбассе чем-то здорово напоминает Снежного Человека. В том смысле, что слышать о ней приходилось каждому, а некоторые счастливчики даже наблюдали ее собственными глазами. Однако подробности, к сожалению, известны единицам. Журналист сайта «Патриотические силы Донбасса» попытался выяснить, как же выглядит эта программа, что называется, изнутри и почему она выглядит именно так.

Программа восстановления Донбасса: Взгляд изнутри

Непростая общественно-политическая ситуация, в которой, волею судеб и с подачи ряда политических деятелей, оказались Донбасс и Украина, отнюдь не способствует открытости. Вот и наш источник, представляющий одну из строительных компаний, вовлеченных в процесс восстановления Республики, пожелал сохранить инкогнито.

С чего все начиналось

Восстановление объектов, разрушенных в результате боевых действий – весьма непростая задача. И то, что выполнять работу нужно на территории новообразованного государства, усложняет ее, как минимум, втрое.

Оценочные акты восстановительных работ, начали составлять лишь во второй половине 2014-го года. До тех пор, на территории ДНР еще формировались профильные структуры, такие как Министерство строительства и ЖКХ и Центр управления восстановлением.

«Процесс составления актов занял около полугода. Затем, программа была сформирована, разбита на этапы, утверждена профильным министерством, согласована с коллегами из Российской Федерации и спущена к реализации. Вот уже год, как она реализовывается на территории Республики. Конкретно сейчас, речь идет уже о второй очереди, включающей в себя около 1200 жилых домов и порядка 440 объектов социального значения», - объяснил наш собеседник.

Строительные материалы, необходимые для восстановления объектов, поступают из Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи, а исполнителями являются местные строительные компании разных мощностей и форм собственности. От скромных коллективов, насчитывающих десяток сотрудников, до крупных игроков с личным составом в пятьсот человек. Всего, к процессу привлечено около шестидесяти предприятий разных форм собственности. Задействованы даже ресурсы Министерства транспорта ДНР, располагающего квалифицированными сотрудниками, которые, по известным причинам, остались без дела. Восстановлением разрушенного, также, занимаются коммунальщики и управляющие компании районов Донецка.

«Все это собрано в единую систему, создан ТРЕСТ, являющийся, по сути, генеральным подрядчиком. Также было и в первую очередь, но тогда механизм был еще очень «сырым» и плохо отлаженным. Вторая очередь, согласно плану, должна закончиться уже через пару месяцев и, ближе к лету, начнется третья. По ней уже формируется программа, но уже сейчас понятно, что последней она не станет. Работы у нас еще очень много и она, по разным причинам, не очень привлекательна для строителей. Но, во-первых, греет душу то, что занимаемся хорошим делом, а, во-вторых, нынче выбирать не приходится», - констатирует источник.

Как это работает

На практике, процесс восстановления выглядит следующим образом: ТРЕСТ распределяет объекты, нуждающиеся в восстановлении, среди организаций, участвующих в процессе, в зависимости от их ресурсов. Крупное предприятие, к примеру, может заниматься двумя сотнями объектов одновременно. Система контроля расходования материалов и качества исполнения очень жесткая. Отчитываться приходится буквально за каждый забитый гвоздь. При этом, как отмечает собеседник, если теперь, после сдачи ряда объектов, генподрядчик стал интересоваться предпочтениями компаний относительно географического положения порученных объектов, то ранее, на первом этапе, приходилось работать с тем, что поручали.

«Есть, к примеру, компания, базирующаяся в Донецке. Ей дают ряд объектов, разбросанных по Республике и многие из них, к примеру, находятся где-нибудь за Шахтерском. Нужно организовать туда доставку личного состава и строительных материалов. Причем, не единожды, а, в лучшем случае, еженедельно. Кроме того, нужно учитывать степень разрушений. Если в здании нет электричества или отопления, то все это нужно сделать, чтобы приступить непосредственно к восстановлению. А работа с колес и в лучшие времена была очень затратной, но все риски учитывались в договоре. Теперь ничего этого нет», - объясняет строитель.

Вот и получается, что накладные расходы, по факту, «съедают» львиную долю заработка компаний. Затягивается процесс, когда речь идет об отдаленных районах. Кроме того, имеется еще один важный нюанс. Схема оплаты труда здорово напоминает довоенную, когда речь шла о строительстве имиджевых объектов, вроде стадиона «Донбасс-Арена» или Донецкого международного аэропорта имени Сергея Прокофьева. Выполнив 100% работа, компания получает лишь 70% оплаты. Остальное выплачивается лишь в случае, если у заказчика нет претензий. На практике, это выражается в том, что многие здания, работы по которым фактически окончены, по документам еще не сданы.

Трудности восстановления

А работа с документами, зачастую, отнимает едва ли не больше времени, чем восстановление объекта. По словам нашего собеседника, таких объемов документов, ему не приходилось видеть ни при Украине, ни даже во времена СССР. По каждому дому, составляется пакет бумаг, толщиной в пять сантиметров. И все это в трех экземплярах.

«Таким образом, процесс сдачи объектов может затянуться на полгода и больше. А ведь нужно же и другими объектами заниматься. И тут срабатывает экономический фактор. Без вложения собственных средств компании, работать практически невозможно. И чем дальше от места постоянной дислокации, расположен объект, тем больше расходов. Многие компании на этом погорели», - отмечает источник.

В более крупных населенных пунктах, вроде Горловки и Ясиноватой, имеются свои строительные предприятия, имеющие возможность работать, что называется, не с колес, но в том же Дебальцево или Шахтерске, таковых, к сожалению, почти не осталось.

Еще одна проблема заключается в том, что у республиканских строительных компаний, как мелких, так и крупных, по понятным причинам, почти не осталось баз и техники. Личный состав, зачастую, собирают на работу в телефонном режиме. Это, разумеется, лишь повышает накладные расходы.

Что касается зданий, то приоритет, как правило, отдается объектам социального значения. Школы, детские сады, больницы, дома малютки и даже ВУЗы с их инфраструктурой, ремонтируются в первую очередь. Если же речь о жилье, то в данный момент, в приоритете здания коммунальной собственности. А вот частный сектор, на второй очереди, практически не охвачен. Более того, многие частные дома разрушены настолько, что проще снести и построить новые, чем ремонтировать то, что от них осталось. По большинству, впрочем, принято именно такое решение. Но такие дома, в основном, расположены в прифронтовой зоне, а потому работы по ним отложены до более спокойных времен. Ведь, как объяснил источник, нередко случается, что здание уже отремонтировали и сдали, а следующим вечером в него снова прилетает снаряд и все начинается сначала. Подобные случаи, к сожалению, нередки в той же Горловке.

Человеческий фактор

Случаются у строителей и проблемы иного рода. Одна из наболевших – отсутствие возможности попасть в явно пострадавшее помещение в виду отсутствия жильцов. В доме, к примеру, проводится ремонт, но в одну квартиру никак не попасть. Уехали хозяева в какой-нибудь Новосибирск или Ровно. Из положения выходят всеми правдами и неправдами, устанавливая контакт с уехавшими через ЖЭКи, соседей, друзей или родственников. Но иногда выйти на жильцов попросту невозможно.

«Заказчики настаивали на том, чтобы создать комиссию на городском уровне, которая, в случае необходимости, будет принимать соответствующие решения. Вскрыть квартиру, отремонтировать и поставить новую дверь. Но многие управляющие компании не готовы на это согласиться. Это вполне объяснимо. Во-первых, каково будет жильцам узнать, что кто-то заходил в их квартиры в их отсутствие. Во-вторых, люди ведь разные бывают. Скажут, что пропало что-нибудь ценное. А кому отвечать? В итоге, сейчас обсуждается компромиссное решение. Составлять по таким квартирам акты, что попасть в них невозможно и сдавать дома как есть. Но об этом говорят уже несколько месяцев, а фактически, на практике еще нигде не применялось», - рассказывает строитель.

Но случаются и настоящие курьезы. Нужно, к примеру, заменить в квартире один лишь стеклопакет, пострадавший от взрывной волны. Дело пяти минут. Но жилец наотрез отказывается и грудью защищает родной стеклопакет. Сам, дескать, отремонтирует ближе к весне. Жилец противится, а компания не может сдать объект. Комиссия ни в жизнь не примет здание с разбитым окном, чего бы там не говорил жилец.

«Вообще, многие наши люди, честь им и хвала, не ждут помощи от государства и принимаются за работу самостоятельно. Бывают, что составил смету, оформил документы, прибыл на объект, а человек все уже сделал без нас. К сожалению, как уже говорил, документация отнимает массу времени и дома ремонтируются несвоевременно. Люди просто устают видеть нас, бегающих туда-сюда с рулетками и фотоаппаратами. А ведь для того, чтобы обосновать замену одного окна, я должен предоставить заказчику минимум три фотографии повреждений. Люди, в итоге, обижаются на нас и на органы власти», - отмечает источник.

Работа продолжается

Также, схожая программа восстановления ведется и Управление капитального строительства на республиканском и городских уровнях. Ранее они работали с подрядчиками, но сейчас перешли на другой, значительно менее эффективный, по мнению собеседника, подход. Полученные стройматериалы, распространяются по районным и городским администрациям. Но сумеют ли они реализовать задуманное – большой вопрос. К подобным работам нужно привлекать квалифицированных сотрудников, но оплатить их труд, администрации, при имеющихся ресурсах, банально не смогут.

«Вот, к примеру, недавно проводилась ярмарка вакансий. Администрация одного из районов предлагает плотнику две с половиной тысячи рублей в месяц. Притом, что дворник получает три. Профессионал на такую зарплату просто не согласится», - подчеркивает собеседник.

В целом же, объем работ, запланированных на вторую очередь, выполнен уже более чем на 50%, а к концу мая должен быть выполнен целиком. Что же касается сроков полного восстановления всех пострадавших зданий, то здесь многое зависит от ситуации на фронтах.

«В Донецк, по этому поводу, частенько приезжают серьезные люди из Москвы, уровень вплоть до заместителя министра. Мы консультируемся с ними, обсуждаем разные нюансы и перспективы. Так вот, по их данным, программа распланирована до 2018-го года», - сообщает источник.

Те же люди, те же схемы

Впрочем, строитель отмечает, что на уже на третьем этапе, работать, скорее всего, будут далеко не все донецкие компании. Генподрядчик продолжит работу с десятком-другим крупных игроков, а все прочие останутся не у дел, либо будут вынуждены идти на поклон к этим самым игрокам.

«Если откровенно, то, судя по всему, повторяются процессы, наблюдавшиеся на довоенном рынке. Только, в свое время, они растянулись на пятнадцать лет, а теперь ужались до полутора. Лет пятнадцать назад, на украинском рынке было множество мелких строительных компаний, бравшихся за любую работу. Затем, появились крупные игроки и начали бороться с конкурентами. Можно бороться, повышая качество выполняемой работы, но в Украине всегда поступали проще – посредством откатов. Тех, что помельче, в бизнес просто не пускали. Сейчас, похоже, может сработать та же схема. Удивляться, в общем-то, нечему. Люди на местах остались те же и работают по старым схемам», - констатирует строитель.

Но пока о далеких перспективах никто особенно не задумывается. Работы еще очень много и, судя по тому, как развиваются события на передовой, ее, к сожалению, может стать еще больше. Что до урегулирования проблемных моментов, то, по мнению нашего собеседника, тут не обойтись без переформатирования громоздкой и закостенелой системы. В чем-то она, конечно, развивается, но, в то же время, местами деградирует. Необходимы по-настоящему ответственные лица на ключевых постах, разбирающиеся в строительных вопросах. Тогда работа пойдет значительно быстрее, а исполнителям будет легче удержаться наплаву. Дело, конечно, хорошее и нужное, но дурацкая привычка кушать не менее раза в день, вносит свои коррективы.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции