Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 12 мая 13:56  Версия для печати

Географический лабиринт: Париж - Берлин - Минск

Географический лабиринт: Париж - Берлин - Минск

11 мая в столице ФРГ состоялась очередная встреча в «нормандском формате» на уровне министров иностранных дел. Как отметили европейские дипломаты, встреча прошла «теплее», чем предыдущая в Париже, но в Беларусь передавать особо нечего.

Если мы, славяне, считаем гостеприимство добродетелью, то организованная Европа, похоже, от недоговороспособных гостей устала. Накануне встречи на это с немецкой тактичностью намекнул представитель Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. «Процесс не может длиться «до греческих календ» (то есть вечно — прим. ред.). Германия и Франция сделали большой вклад в урегулирование и предотвращение открытого конфликта на Украине, но пока удалось лишь несколько снизить градус агрессии в регионе конфликта», - заявил он.

Желание европейцев «умыть руки» можно понять. За два года существования «формата» это уже 12-я встреча представителей Франции, Германии, России и Украины по вопросам урегулирования конфликта в Донбассе. Конфигурация обусловлена клиническим нежеланием Киева вести переговоры со второй стороной конфликта на уровне официальных лиц. Вот и приходится европейским столицам подменять Минск, чтобы увидеьть со стороны Киева хоть кого-то, обличенного полномочиями. Причем, как мы уже писали, больше всего Европа хотела бы услышать о готовности сторон провести выборы и на этом закончить конфликт.

Но сказать Киеву все также нечего. Украинская дипломатия в лице Павла Климкина в очередной раз не стала внимать намекам старших коллег, и выступила с «национальной песней о границе», без которой к Киеву и законотворческая муза не прилетает, и выборные модальности в голову не идут. Зато мысль о вооружении ОБСЕ греет душу Киеву даже вопреки дипломатичному отказу самих наблюдателей .

Что же касается политического урегулирования, то в этом Киев заинтересован меньше всего. «Российская сторона сегодня представила свои проекты, например, избирательного законодательства. Я сказал господину Лаврову, что мы сами полностью способны написать украинское законодательство и не нуждаемся ни в каких советах в контексте того, как это будет написано и какие принципы в этих законах будут заложены", — «дипломатично» заявил на итоговом брифинге Павел Климкин.

Напомним, что «Минские соглашения» основываются на том, что все изменения в законодательство Украины будут приниматься по согласованию с республиками Донбасса, которые в «нормандском формате» опосредовано представляет Россия. «Пока, к сожалению, мой вывод такой, что с украинской стороны периодически выдвигаются какие-то новые предлоги для того, чтобы откладывать реализацию самой главной договоренности о согласовании всего пакета политических аспектов урегулирования»", — оценил усилия коллеги глава российского МИДа Сергей Лавров.

Чтобы встреча не выглядела совсем уж бесплотной, наработки и предложения всех сторон будут переданы в контактную группу в Минск. Но вероятность того, что в Белоруссии договорятся о том, о чем не могут в Берлине, не особо высока.

Без готовности идти на компромисс хоть с одной из сторон, любые переговоры можно спокойно назвать топтанием на месте в политической части соглашений. Что собственно и подтвердил Штайнмайер. «Сторонам не удалось сблизить позиции, даже несмотря на то, что атмосфера переговоров по сравнению с предыдущими, парижскими в марте, была теплее. Политический процесс идет тяжело. Без прорывов сегодня. Он остается тяжелым, в особенности в том, что касается содержания закона о местных выборах. Прийти здесь к согласию было трудно», - констатировал он.

По оценке немецкого дипломата, некоторый прогресс был достигнут в вопросах безопасности. «Речь шла о сокращении воинских контингентов вдоль линии разграничения, включая создание демилитаризованных зон. Есть предложения обеих сторон с конкретными координатами и сроками исполнения демилитаризованных зон и сокращению воинских контингентов вдоль линии разграничения», - сообщил он журналистам. Как цитируют коллеги, он добавил, что данные предложения «возможно будет реализовать». Увы, разобрать интонацию в чужом языке, да еще и из уст матерого дипломата, невозможно. Так что верит ли герр Франк-Вальтер в реальность декларируемого миролюбия не понятно.

Впрочем, сам немец утверждает, что «готовность к компромиссу в ближайшие недели будет намного явственнее, чем сейчас». С чем связана такая убежденность пока не очевидно. Некоторые эксперты намекают на то, что вскоре ЕС должен в очередной раз обсуждать продление санкции. Это-де может использоваться как инструмент давления с одной стороны на Россию, которая заинтересована в их снятии, с другой стороны, на Киев, который как огня боится нормализации отношений между ЕС и РФ.

Так ли это и оправдается ли надежда Штайнмайера, вскоре выяснится. Стоит напомнить, что ранее глава немецкого дипломатического ведомства прямо заявлял, что выборы в Донбассе должны пройти до конца первого полугодия. Понятно, что в эти сроки уже никто не уложится, но это как раз ближайшие недели, в которые МИД ФРГ надеется увидеть «готовность к компромиссу». Пока же стоит признать, что вместе с «минским» забуксовал и «нормандский» процесс.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции