Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 16 мар 14:36  Версия для печати

Донбасские модальности: зачем Европе наши выборы?

Минский процесс, на словах горячо приветствуемый всеми участниками и сторонними наблюдателями, продолжает буксовать, рискуя скатиться в очередной виток эскалации конфликта. Тем временем европейские гаранты, кажется, решили, что с них довольно будет и выполнения одного пункта соглашения – проведения местных выборов.

Донбасские модальности: зачем Европе наши выборы?

10 марта в Минске на очередной встрече контактных групп, а 13 числа в Париже на совещании главы МИД «нормадской четверки» стороны Донбасского противостояния и их международные партнеры обсуждали модальности проведения выборов в местные органы власти Донецкой и Луганской Народных Республик. Эта тема не сходит с уст европейских политиков уже несколько месяцев. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер с начала года неоднократно заявлял о необходимости принятия парламентом Украины закона о выборах в Донбассе. Теперь к нему подключился французский коллега Жан-Марк Эйро. По мнению главы парижской дипломатии, выборы в нашем регионе следует провести до конца первого полугодия, а конкретные практические предложения, которые позволят обеспечить безопасность будущих выборов, в ОБСЕ должны быть представлены уже к 31 марта. То есть, на урегулирование политических вопросов, создание законодательной базы и собственно избирательную кампанию остается всего три с половиной месяца. «Обстановка остается сложной. Динамика Минских соглашений до сих пор не реализована. Москва должна оказать давление на сепаратистов, а Киев обязан выполнить политическую составляющую Минских соглашений», - сказал он, возложив, таким образом, ответственность за реализацию спринт-выборов на РФ и Украину. Правда, так как Россия не сторона конфликта и не участник «Минска», о чем уважаемый Жан-Марк вряд ли забыл, то фактически в исполнителях остался один Киев, что изрядно нервирует украинскую сторону.

"Наши западные партнеры, спасибо им за все, что они сделали для Украины, просто не могут пока осознать всей сложности ситуации на Донбассе. И главное, они не озвучивают конкретного механизма проведения выборов с теми, кто воюет против Украины", - заявил руководитель рабочей группы по вопросам безопасности в минском переговорном формате Евгений Марчук, комментируя высказывание французского МИДа. В качестве аргумента о недоговороспособности Донбасса бывший генерал КГБ заявил, что террористы не желают пускать на оккупированные территории украинские СМИ и международных наблюдателей. Работающих в Республиках представителей ОБСЕ, ООН, Красного креста и прочих международных организаций, как и сотен СМИ из разных стран он постарался не заметить, будто западные дипломаты о них без Марчука не знают.

За несколько дней до парижской встречи украинский посол в Германии Андрей Мельник разразился настоящим «плачем Ярославны» в местной прессе по поводу нормализации отношений между РФ и ФРГ. Возмутило украинского дипломата то, что «Германия сближается с Россией, и пытается переложить вину за промедление с реализацией Минских соглашений на Украину». Как следовало бы вести себя Берлину, то ли Штайнмайер должен был напевать похабную песенку а-ля Дещица, то ли Меркель вместо Порошенко должна организовать перезагрузку украинской политики на Донбассе, посол, к счастью особо не расшифровывал. Впрочем, и этого хватило для того, чтобы германский МИД напомнил посланнику, что приоритетом дипломатии должен быть свой дом, а не политика страны пребывания.

Демарш Мельника характеризует украинскую позицию по Минску в целом. На днях, в нескольких СМИ вышли серьезные материалы, готовящие читателя к очередной «перемоге» - срыву минского процесса. Так, обозреватель ЛигиБизнесИнформа (http://news.liga.net/articles/politics/9378710-plan_b_boevikov_lishat_grazhdanstva_granitsa_ukrainy_po_donbassu.htm) со ссылкой на неких высокопоставленных чиновников, причастным к переговорам, констатирует, что Украина уже получила от них почти все, чего хотела и выполнять соглашение не намерена, саботируя взятые на себя обязательства. «Один из ключевых переговорщиков от Украины прямо и дословно ответил на вопрос о будущем минских соглашений: "Либо будет по-нашему, либо не будет никак», - сообщает издание.
Что касается выборов, то, по версии «Лиги», ключевые позиции Украины таковы: законодательные изменения (если они будут) должны носить одноразовый характер (после выборов эти нормы утрачивают силу), должен быть обеспечен свободный доступ всех украинских партий и СМИ к выборам, должны голосовать внутренние переселенцы (по месту фактического проживания в Украине без возвращения в Донбасс), должна работать полицейская миссия (ОБСЕ или ЕС), на захваченном участке украинско-российской границы должны появиться постоянно действующие пункты наблюдения ОБСЕ. С аналогичными заявлениями ранее выступал ряд украинских политиков, что косвенно подтверждает изложенное в материале.

Очевидно, что на данные условия Республики никогда не пойдут. Как можно предложить «Свободе» или «Правому сектору», тоже ж партия, поучаствовать в выборах, к примеру, в Зайцевский поселковый совет? Или пригласить в зону конфликта третью вооруженную сторону, пусть и под названием «полицейская миссия»? Впрочем, демократическими подобные мероприятия язык не повернется, наверное, даже у Европы – более чем миллиону избирателей, так называемым временным переселенцам, предлагается голосовать под надзором политических оппонентов. Или Киев гарантирует им безопасность волеизъявления и отсутствие физической угрозы? Тот же вопрос относится и к предвыборной агитации в местах компактного проживания таких беженцев. Кроме того, позиция Киева никак не выражена в вопросах амнистии и конституционной реформы, а без этого выборный процесс теряет смысл как таковой.

Как сообщила и.о. министра иностранных дел ДНР Наталья Никонорова, участвующая в работе политической подгруппы, Республики настаивают на выполнении подписанного сторонами Комплекса мер. Кроме того, она напомнила, что для выполнения и пункта 5 о запрете преследования и наказания лиц в связи с событиями на территории Донбасса, и пунктов, связанных с проведением выборов и конституционной реформой, принципиальным условием является согласование с представителями ДНР и ЛНР, что Украина делать явно не торопится.

В продолжение материала обозреватель «Лиги» склоняет читателя к «лучшему» выходу для Украины: затягивание переговоров до бесконечности, создание полноценной границы по линии соприкосновения, официальное признание ДНР и ЛНР террористами и референдум о будущем отдельных районов Донецкой и Луганской областей, оккупированных РФ. Фактически, это отказ Украины от региона. Просто он, как и все в нынешней киевской политике, с садистским душком – просто так не отпустим, нагадим, как только сможем. Откажемся, но не признаем, чтоб не делся никуда. И угрожать постоянно будем, сугубо из братской любви, не иначе.

Думается, что подобные публикации, а их вышло несколько на различных достаточно известных ресурсах – это пробный шар для украинского общества. Нынешние власти Киева хотят сохранить политическую монополию представителей майдана любой ценой. Раз завоевать непокорный регион не удается, можно под знаменем борьбы «за еднисть» самим отсечь от страны кусок, списав все на происки соседа. Нужно только найти правильные лозунги, для чего в медиа и забрасываются подобные «инсайды».

План был бы хорош, если бы Киев был самостоятельным игроком. Но без западных вливаний бывшая «союзная житница» уже не особо жизнеспособна. Причем в данном случае Запад далеко не монолитен. Европа устала от антироссийских санкций и будет по максимуму стимулировать подопечных если не к полноценному миру, то хотя бы к формальному урегулированию. Под такой формализм прекрасно попадают увещевания Штайнмайера и Эйро «на выборы бегом, и из Минска вон».

А вот США выгодно сохранение вечной нестабильности у российских границ, поэтому и за Минск они клиентов не корят, и на выборах не настаивают. А уж если и проводить, то только по заведомо невыполнимым украинским условиям, с вводом силовиков для безопасности и украинской властью. Вероятно, и идея блокировки Донбасса по принципу «так не доставайся же ты никому» найдет поддержку, а может и материальное поощрение, в Белом доме: «чем бы туземцы ни тешились, лишь бы не помирились».

А что выгодно самому Донбассу? Вряд выборы как таковые. Если бы речь шла только об окончательно легитимации нижнего эшелона власти, выборы в Республиках прошли бы еще прошлой осенью, максимум, сейчас предвыборные кампании были бы в разгаре. Ситуация несколько сложнее. Это - один из лотов для торга на переговорах со всеми сторонами. Мы неоднократно уже писали, что пока Донбасс «на перепутье», и когда геополитические расклады «сойдутся» в выборе одного интеграционного пути, тогда и будет определено по какому законодательству их проводить: по украинскому, по российскому или по собственному. Позиция Украины просто снижает вероятность первого варианта.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Новости
Больше новостей »