Говорит лидер
Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 04 июл 17:04

Порошенко и радикалы: политические авансы или реверансы бессилия

Закон всех революций о неизбежном «поедании» одними революционерами других, сбоев не дает. В Украине продолжается противостояние между официальной властью и праворадикальными военно-политическими формированиями. А так как сил для решительного удара нет ни у одной из сторон, политики и боевики продолжают «переговорную кадриль», с использованием шин и блокированием улиц и органов власти.
«Правовое», по конституции, государство Украина все ближе к установлению верховенства права человека с ружьем. В пятницу, 2 июля, Печерский суд Киева попытался взять под стражу начальника штаба добровольческого батальона «Айдар» Валентина Лихолита по кличке «Батя». Претензии к воину у прокуратуры достаточно обширны: организации банды и разбойных нападений, похищение людей, угрозы применения насилия и угоны автомобилей. Судить о, по факту уже разваленном деле, конечно, тяжело. Но, учитывая имеющийся в Киеве политический фон, аргументы у правоохранителей, «покусившихся на святое», скорее всего, были и весьма весомые.Впрочем, интересы закона в Украине нынче не в чести. После оглашения решения об аресте, зал суда был заблокирован коллегами Лихолита из «Айдара», «Азова» и «Донбасса». «Побратимы» сутки препятствовали вывозу фигуранта в СИЗО. «Активисты», как принято в украинских СМИ любя называть боевиков-радикалов, перекрыли движение по Крещатику на участке возле здания суда. Радикалы, поддержанные примчавшимися в суд депутатами Соболевым, Семенченко и прочими, потребовали от президента и генпрокурора плюнуть на законодательство и изменить меру пресечения человеку, подозреваемому в совершении ряда тяжких преступлений.
«Пришло время показать президенту и его уродам, кому в этой стране принадлежит власть. Важно понимать - наше терпение не безгранично. Мы не можем и не имеем на то право сидеть сложа руки и наблюдать, как честный и справедливый украинский суд по команде Порошенко одного за другим отправляет в тюрьму самых отчаянных и всем сердцем преданных Украине патриотов, а всех до одного (!) уродов Януковича оставляет на свободе, - заявил СМИ один из участников блокировки суда некто Евгений Шевченко. - Мы требуем уважения и справедливости к тем, кто этого достоин. Равно также мы требуем наказания и длительных тюремных сроков для тех, кто это в полной мере заслужил - например для судьи Гладун, которая отправила «Батю» в СИЗО, но перед тем успешно сняла с розыска одиозного Портнова; или для мэра Северодонецка Казакова, который весной 2014-го всеми силами поддерживал приход «русского мира», а сейчас налево и направо раздает показания против добровольцев, которые этот «русский мир» уничтожают».
Сама возможность выдвижения подобных требований к властям от, по сути, маргинальных групп, вся аргументация которых – автомат Калашникова,– немыслима в государстве с хоть какой-нибудь правовой системой. Но выбора у киевских политиков нет – ресурсов и запаса доверия в обществе на окончательное решение «радикального вопроса» у Порошенко не хватит, и это четко осознают сами боевики. Поэтому одни нагло требуют, а другие выдают примирительные авансы.
«Решать» вопрос с «неправильной» мерой пресечения в Печерский суд явился лично генеральный прокурор Украины Юрий Луценко, что в очередной раз подтвердило управляемость украинской судебной системы, а также не обязательность юридического образования для главного правоохранителя страны. Пообщавшись с задержанным, генпрокурор передал ему привет от президента, который «переживает за судьбу Лихолита», а также пообещал взять дело под личный контроль, заверив, что готов отпустить обвиняемого «под слово офицера».

Что касается таких пустяков, как мародерство и бандитизм, то их, по мнению Юрия Луценко, можно оправдать патриотизмом и нуждами родины. «Неполнота следствия состоит в том, что бойцы «Айдара» не были на тот момент обеспечены транспортными средствами для защиты государства и вынуждены были, с моей точки зрения, эти средства добывать», — заявил он
От такого внимания у ведущего дело подчиненного Луценко, естественно, тут же изменилось мнение о фигуранте, и он согласился на изменение меры пресечения. Гуманный Печерский суд на это отреагировал, выдав героя-мародера на поруки нардепам Семенченко, Соболеву, Мосийчуку и Лозовому.
А чтобы не мотаться отмазывать каждого «героя», Луценко тут же предложил Раде превентивно амнистировать всех участников АТО, на которых нет тяжких преступлений. «Я думаю, что этот закон нужно срочно принять, и он закроет проблему ответственности тех, кто действовал в военной ситуации по законам мирного времени, - заявил прокурор-самоучка Луценко, забыв и об отсутствии военного положении, и о том, что Уголовный кодекс не разделен на тома по регионам или временам года. - Дело Лихолита - отзеркаливание отношения страны к не святым своих защитникам. «Батя», как и каждый боец АТО, должен отвечать за свои поступки. Решение вынесет суд. Но при выборе меры пресечения важно обеспечить достоинство защитника Отечества».
Что, по мнению генпрокурора, относится к нетяжким, он не пояснил. Но если вспомнить о недавнем приговоре к четырем годам условно бойцов батальона «Днепр-1» за похищение и двойное убийство, можно смело утверждать, что от щедрот прокуратуры никто не уйдет обиженным.

Очевидно, что деятельное участие генпрокурора в заурядном деле одного из тысяч мародеров в зоне конфликта – далеко не личная инициатива Луценко, как и предлагаемая ими амнистия для боевиков. Самому Порошенко ездить в суд, конечно, не пристало, но устами кума он подал радикалам вполне четкий сигнал: «Ребята, давайте жить дружно».
Власть готова закрыть глаза на беспредел, устроенный добровольцами в зоне АТО, особенно в 2014 году, когда масштаб насилия и грабежей на завоеванных территориях был просто запредельный, и доказательств, при желании, у правоохранителей может быть бесконечно много. В обмен Банковая требует лояльности и соблюдения норм законодательства хотя бы в центральных и западных областях, а уж особенно – в Киеве. Кстати, судя по «айдаровцу», которого даже переход на службу в ВСУ не уберег от суда, предложение-предупреждение касаются как легализовавшихся в силовых структурах боевиков, так и сохранившихся незаконных вооруженных формирований.
Устроит ли это радикалов – вопрос спорный. Даже формирования, формально входящие в ВСУ и Нацгвардию, в политике ведут себя без должного политеса к Порошенко, регулярно устраивая в столице акции с файерами, покрышками и прочими намеками на майдан. Аванс в виде амнистии, щедро посуленный Юрием Луценко, вполне может быть воспринят в этих кругах как признание властью свой слабости.
На это косвенно намекает и поведение выпущенного на поруке бандита «Бати», который прямо на крыльце Печерского суда заявил о создании Национального комитета участников АТО, который будет заниматься освобождением осужденных или подследственных боевиков. «Я вам объявляю: с этого дня есть Национальный комитет участников АТО, которые вошли туда, батальон «Айдар», батальон «Азов», батальон «Донбасс», батальон «Торнадо», - сказал он. - Мы будем бороться за наших ребят. Луценко сказал, что он в этом поможет. Если кто-то невинно осужденный, если кому-то сделано дела «белыми нитками шиты», он будет помогать». Очень похоже на раскаяние и страх перед законом, которые должен испытывать обвиняемый в ряде тяжелых правонарушений, правда?
Дезинтегрировав за эти два года правоохранительную систему, постмайданная власть насолила сама себе в отношениях с боевиками-добровольцами, которых сейчас попросту некому зачищать для Киева. Но выбора у Порошенко нет и, сажая самых активных, покупая лидеров, и сливая остальных на фронте, он обязан будет, так или иначе, решить проблему добровольческих формирований и радикальных националистов. Дело даже не в требованиях Европы и ООН, а в политическом выживании самого украинского гаранта, который, кстати, на днях заявил, что планирует избираться на второй срок. В противостоянии системы и анархии всегда победит система, так что шансы власти все равно велики.
Судя же по настроениям их оппонентов с улиц, процесс будет красочным, и, возможно, дымным. Право человека с ружьем можно оперативно пресечь или силой, или жестким наведением правопорядка. Ни того ни другого в Украине пока не предвидится.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Новости