Читать
Закрыть
Виталий Кречетов - 24 авг 14:22  Версия для печати

Тарифам пора расти?

Тарифам пора расти?

Некоторые городские перевозчики Донецка приостановили работу с требованием увеличить стоимость проезда, не повышавшуюся с довоенных времен.


Официальной информации о забастовке перевозчиков нет, но как сообщают дончане в соцсетях, вчера, 23 августа, не вышли на работу частные перевозчики по маршрутам №№ 10, 17, 25, 37, 43 и 79. Паники и транспортного коллапса, в городе, конечно, не случилось – в Донецке большинство маршрутов прямо дублируется или имеет сходные точки с муниципальным транспортом, но повод для раздумий у горожан и власти появился. Акция протеста, по слухам, продлится два дня. Цель забастовщиков – добиться пересмотра стоимости проезда с 6-7 рублей до 10. По словам перевозчиков, имеющиеся расценки не покрывают себестоимости предприятий, возросших расходов на содержание транспорта, ГСМ и зарплаты персоналу.

Стоит отметить, что в данный момент стоимость проезда в городском транспорте в ДНР уже в разы ниже, чем в России и Украине. Расценки не менялись с 2014 года, а при переходе на расчеты в рублях были переведены по фиксированному курсу 1 к 2. За это время гривна, от цены в которой отталкивались изначально, обесценилась втрое, что значительно увеличило цены на большинство категорий товаров. Плюс, играет свою роль и фактор так называемой экономической блокады. Большинство автобусов на донецких улицах были произведены на украинских заводах и в России запчасти на «Богданы» и «Эталоны» не достать, а из Украины их можно завезти только нелегально, что увеличивает стоимость и без того недешевых комплектующих.

Претензии перевозчиков имеют весомые обоснования, хотя и в излишний альтруизм бизнесменов, утверждающих, что два года работают в убыток, верится с трудом.


Мнение дончан, судя по соцсетям, разделилось. Одни традиционно напоминают, что прежде чем повышать стоимость чего бы то ни было, стоит повысить уровень заработной платы. Другие, даже в ущерб карману, поддерживают перевозчиков и надеются, что дополнительные средства сделают их ежедневные поездки хоть чуть более удобными. К примеру, жители Петровского района неоднократно сообщали, что по сравнению с довоенными временами количество маршруток уменьшилось, и попасть в оставшиеся в час пик удается далеко не всем желающим. В итоге утром и вечером на остановках накапливаются очереди, а в дневной застой пассажиры вынуждены подолгу ждать очередной рейс, так как с неполной загрузкой водителям ездить не выгодно.

Как сообщили источники, близкие к республиканской сфере перевозок, вопрос повышения тарифов пассажирские перевозки обсуждается в профильной среде с прошлого года. «Этот вопрос неоднократно обсуждался на всех уровнях, - говорит наш собеседник. – Думаю, и сотрудники профильного министерства, и чиновники местных администраций понимают, что рано или поздно их придется поднимать. Есть информация, что специалисты Минтранса даже готовили экономические расчеты, но по большому счету, городские тарифы – не их компетенция».

Действительно, как бы это не казалось странным обывателю, согласно действующему законодательству республики, профильное ведомство к городским перевозкам отношения не имеет. Де-юре, когда и по каким тарифам возить пассажиров в черте городов должны определять местные администрации. Де-факто, учитывая социальную значимость вопроса, решать дальнейшую судьбу придется центральным органам власти. Тем более, что проблема актуальна для всех городов республики, и если работающие на забастовавших маршрутах добьются своего, аналогичные требования поступят от других предприятий. Да и муниципальные ТТУ и АТП наверняка робко напомнят о собственных бедах, которых наверняка немало накопилось за годы войны.

Что делать с ценами власти пока думают. По слухам, проводятся тематические совещания и консультации, но единого мнения пока нет. Повысить стоимость проезда на всех видах транспорта – жест не самый популярный в преддверии осенних праймериз, а там, чем черт не шутит, и выборов. Не повышать – оставить проблему накапливать разрушительный потенциал, который рано или поздно приведет то ли к уменьшению количества транспортных средств на маршрутах, то ли уже к масштабным выступлениям транспортников. Последнее, надо отметить, чревато коллапсом для небольших городов, где в отличие от столицы муниципального транспорта или нет вовсе, или он представлен только горэлектротранспортом, который охватывает не все районы.

Отраслевые специалисты предполагают, что возможен и третий выход из ситуации – предоставление бюджетных субвенций на покрытие расходов по себестоимости. То ли городам – из госбюджета, то ли непосредственно транспортникам из городской казны. Путь, теоретически возможный, но практически маловероятный – как показывает опыт, пока молодое государство не готово оплачивать даже сохраненные льготы на проезд для социально незащищенных категорий граждан. Взять на себя дополнительные обязательства оно, конечно, может, но их выполнение остается под вопросом, что ведет к повторению пункта два. Значит, скорее всего, идти на непопулярный шаг повышения расценок, придется. Впрочем, судя по заявленным требованиям перевозчиков, которые в процессе переговоров могут быть дополнительно снижены, значительно по карманам это не ударит, и цена билета останется доступной даже для самых малообеспеченных граждан.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »