Говорит лидер
Читать
Закрыть
Павел Климов - 14 сен 14:03

«Деньги на стол!»: Когда Украина расплатится по счетам?

Совершенно неожиданное развитие получила история о трех миллиардах долларов, которые Украина, в свое время, одолжила у Российской Федерации. После того, как российская сторона озвучила дату рассмотрения соответствующего дела в Высоком суде Лондона, официальный Киев, несмотря на целую череду дерзких заявлений и обещаний, пошел на попятную, фактически предложив договориться во внесудебном порядке.
Откровенно говоря, эпопея ценой в три миллиарда, тянется уже так долго, что многие, кажется, давно забыли о том, где она берет свое начало и почему продолжается. Даже официальный Киев, судя по всему, позабыл о долге, надеясь, видимо, что проблема рассосется сама по себе. Только вот Москва об этом не забыла. Три миллиарда долларов – сумма немалая, а Украина, будет честны, уже не дружелюбный сосед, которому, при случае, можно пойти навстречу.
И вот, восьмого сентября, заместитель министра финансов Российской Федерации Сергей Сторчак объявил, что Высокий суд Лондона рассмотрит дело по иску о взыскании с Украины долга, не когда-нибудь, а уже 17-20 января 2017-го года. Аккурат на следующий день после того, как суд определился с датой рассмотрения дела, министр финансов Украины Александр Данилюк сделал встречное заявление.
«Украина открыта к соглашению во внесудебном порядке, если для него будут найдены приемлемые условия»,
- подчеркнул Данилюк и, дабы сохранить лицо, добавил, что Киев полностью уверен в своей правовой позиции и сосредоточен на подготовке к судебному процессу.
Пикантность ситуации заключается в том, что в июне нынешнего года, в ходе рабочей поездки в США, шеф Александра Данилюка и, по совместительству, премьер-министр Украины Владимир Гройсман четко и ясно заявил, что это Россия должна Украине, а не наоборот. «У России есть большая задолженность перед Украиной. И её нужно было бы погасить. Это возвращение Крыма и вывод российских войск из восточной Украины. После этого можно было бы обсуждать долг», - заявил украинский премьер, добавив, что тема станет актуальной лишь тогда, когда Россия «откажется от своих агрессивных планов».
Но, как известно, над Севастополем по-прежнему развевается флаг Российской Федерации, а Донбасс зубами вцепился во вновь обретенную независимость и расставаться с ней не желает. По всему выходит, что не так уж Киев уверен в своей правовой позиции и опасается вердикта лондонского суда.
После этого, уже в начале августа 2016-го года, тему внезапно затронул главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос: «Не хочу забегать вперед, но анонсирую, что буквально в ближайшее время мы официально передадим материалы Министерству финансов Украины, которое ведет в Лондонском суде судебное разбирательство претензий Российской Федерации к нашей стране относительно возвращения так называемого 3-миллиардного стабилизационного кредита, который был выдан по ходатайству экс-президента Януковича в период «майдана». Эти материалы перевернут вверх ногами и нивелируют все аргументы РФ», - заявил он в одном из интервью.

С тех пор миновало уже более месяца, но господин Матиос продолжает хранить тревожное молчание. Что, в общем-то, вынуждает думать, что господин, как обычно, соврамши.
Но откуда же, собственно говоря, взялись эти три миллиарда и почему Киев так упорно не желает их возвращать? История берет свое начало еще семнадцатого декабря 2013-го года, в «дореволюционные» времена. Тогда еще президент Украины Виктор Янукович и до сих пор президент Российской Федерации Владимир Путин договорились о том, что российская сторона одолжит Киеву пятнадцать миллиардов долларов.
Российским правительством было принято решение разместить часть резервов Фонда национального благосостояния в ценных бумагах правительства украинского. Речь шла об обмене денежных средств на суверенные евробонды Украины. Отношения между государствами, на тот момент, были еще довольно теплыми, поэтому, согласно условиям кредитования, досрочного возврата средств не предполагалось, а тратить эти деньги Киев мог по своему усмотрению. Предполагалось, что средства пойдут на укрепление украинской экономики и снижение кредитных ставок.
Тремя днями позже Украина выпустила еврооблигации на сумму в три миллиарда долларов со сроком погашения на 2015-й год. Они были успешно проданы россиянам на Ирландской бирже, строго в соответствии с нормами английского права, которое, как известно, в финансовых вопросах ни «братских чувств», ни прочих вольностей допускает. В итоге к концу месяца, в страну зашел первый кредитный транш русских денег, гарантированный британскими финансистами, на три миллиарда долларов.
Деньги, если верить бывшему премьер-министру Украины Николаю Азарову, пошли на социальные нужды. Сам же механизм получил довольно позитивную оценку от международных рейтинговых агентств, в результате чего Киев получил возможность брать кредиты на внешних рынках, на куда более выгодных условиях.
Первый транш, как известно, оказался и последним. В феврале 2014-го года случился государственный переворот, который, во-первых, серьезно ударил по украинской экономике, а, во-вторых, испортил отношения между двумя государствами.
«По кредиту, который мы выдали, – 3 миллиарда долларов, ровно год назад мы его выдали, есть условие, что если общий долг Украины превысит 60% ВВП, то мы, Минфин России, имеем право предъявить требование к досрочному погашению. Если мы это сделаем, вся финансовая система опять завалится. Мы уже приняли решение: мы этого не будем делать. Мы не хотим усугублять ситуацию. Мы хотим, чтобы Украина, наконец, вставала на ноги»
- заявил президент Российской Федерации Владимир Путин в октябре 2014-го года.
А дальше начались странности. Несмотря на то, что соглашение было достигнуто первыми лицами России и Украины, а также министрами финансов, и оформлено не расчетом между нацбанками, а через биржу, нынче Киев заявляет, что кредит этот вовсе не государственный, а коммерческий, поэтому он подлежит реструктуризации.
Осенью 2015-го года, теперь уже бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк похвастался, что переговоры с частными держателями еврооблигаций касательно реструктуризации долгов, прошли успешно и большинство кредиторов приняли решение о списании и реструктуризации украинских долгов. «Единственная страна, которая не согласилась на реструктуризацию долга — Российская Федерация. Вопрос трех миллиардов долларов остается нерешенным. 29 октября мы предлагаем России еще раз принять для себя решение — они хотят получить те условия, которые мы предложили всем кредиторам, или они думают, что они уникальны. Если они считают, что они уникальны, мы готовы к судебному разбирательству дела с Российской Федерацией», - храбрился Арсений Петрович, заявляя, что, либо частичное списание и реструктуризация, либо судебные разбирательства. Других предложений не будет.
Правда, Международный валютный фонд украинского премьера в этом вопросе не поддержал, признав долг суверенным, и, видимо в силу странного стечения обстоятельств, заодно приостановив выдачу траншей стране успешных реформаторов. Но все это не помешало Арсению Яценюку уйти с гордо поднятой головой с премьерского поста, и без того набрав множество долгов, и теперь слать украинцам фотографии из солнечного Вашингтона.
А долги, судя по реакции Киева на недавнее заявление Минфина Российской Федерации, придется выплачивать. Потому, что байки о Викторе Януковиче, который под покровом ночи вывез все деньги на грузовиках, а также о том, что Россия должна Украине куда больше, хороши для внутреннего потребления. А вот в лондонском суде будут звучать, как минимум, нелепо. Эксперты, кстати, сходятся во мнении о том, что Киев все же выплатит Москве три миллиарда долларов из государственного бюджета, не дожидаясь суда, на котором украинские перспективы, мягко говоря, мрачные. Простых украинцев, посредством СМИ, «накормят» байками о том, что с Россией, за счет собственных средств, расплатился МВФ, а потому «агрессор» не получил ни единой украинской копейки. Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции