Читать
Закрыть
Степан Никонов - 22 сен 17:30  Версия для печати

Очередной первый шаг «Минска». К миру?

Очередной первый шаг «Минска». К миру?

После пришествия в Украину глав МИД Германии и Франции переговоры в «Минске» сдвинулись с мертвой точки в сфере безопасности. Достижение пока чисто символическое, и вопрос, сможет ли на этот раз «европейский локомотив» дотянуть своих киевских подопечных до мира все так же без ответа.

Нежданно-негаданно, спустя всего два года после подписания уже подзабытых первых «Минских соглашений», они принесли первые плоды. 21 сентября в Минске представители республик Донбасса, Украины, ОБСЕ и России как страны-гаранта, подписали Рамочное решение Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств. Демо-версия прочного перемирия должна быть установлена на трех небольших участках линии соприкосновения: в районе села Петровское (ДНР), Станицы Луганской и Золотого (ЛНР).

Согласно опубликованному ОБСЕ документу , в выбранных зонах семь суток должно быть полное прекращение огня. Если это условие будет выполнено, то каждая из сторон отводит своих силовиков на 2 км от занимаемых позиций. На подготовительные мероприятия отводится до 30 суток, но сам процесс отведения войск должен проходить синхронно с двух сторон и завершится в течение трех суток. После в контрольных зонах запрещается не то что стрельба, но и передвижение сил и техники, а в самих демилитаризованных участках могут находиться только офицеры СЦКК.

В принципе, представители сторон и ранее не скрывали, что выбранные контрольные точки положения на фронте не изменят, так как в них как раз особого накала и не было. Скорее это попытка отработать механизм разведения войск, если можно так выразиться, в лабораторных условиях. Еще на фазе разработки документов об этом сообщали представители Украины, а по факту подписания то же констатировала республиканская сторона. «Разведение сил снимет напряжение на этих участках, а успешная реализация этого документа позволит говорить о разведении сил на других участках. Для Донбасса это шаг от перемирия к миру», – отмечает официальный сайт Народного Совета со ссылкой на источник на переговорах.

До испытания в реальных условиях «мирному эксперименту» еще очень далеко, и с точки зрения обывателя, в тонкости переговорного процесса не посвященного, совершенно не понятно, как демо-мир будет переноситься в самые горячие места на линии соприкосновения. К примеру, в Зайцево или между Ясиноватой и Авдеевкой, где чтобы отойти от позиций на 2 км сторонам придется углубляться в городскую застройку своих тыловых районов?

Впрочем, это вопросы будущего, до которых «процесс» еще должен дойти. А как раз в этом, несмотря на достигнутый реальный прогресс, сохраняются весьма обоснованные сомнения.

Шаг вперед, и два назад?
Как отметила помощница полпреда ДНР Виктория Талакина, результативность прошедшей встречи стала возможной только благодаря нетипично адекватному поведению украинской стороны. «Мы впервые за долгое время увидели конструктивный диалог с украинской стороной, готовность идти на компромиссы и принимать решения, - отметила она, напрямую увязав примерное поведение Киева с недавними переменами в риторике Европы. - Если бы такое же давление наших партнёров было оказано и на остальные подгруппы, переговорный процесс был бы значительно интенсифицирован».

Но когда решения принимаются не по доброй воле, а под давлением извне, то и конструктив в них выборочный. Так, утвердив символический шаг к безопасности, Киев благополучно сорвал работу подгруппы по экономическим вопросам под предлогом обновления команды переговорщиков с республиканской стороны.

«Сегодня украинская сторона сорвала работу экономической подгруппы, отказавшись вести диалог с представителем Донбасса, руководителем администрации Главы ДНР Максимом Лещенко, - оперативно сообщил СМИ Денис Пушилин. - Поводом послужило якобы заведенное на него в Киеве уголовное дело о пособничестве терроризму. Киев периодически называет Главу ДНР Александра Захарченко и Главу ЛНР Игоря Плотницкого террористами, но это не помещало им подписать с ними Протокол, Меморандум и Комплекс мер Минских соглашений, направленных на урегулирование ситуации мирным путем».

Оставим в стороне личность нового коммуникатора, которая, откровенно говоря, настолько неоднозначна в глазах донецкой общественности, что делегирование представлять интересы республики на международной арене – вопрос очень спорный. Это, как раз, наше внутреннее дело, Киева не касающееся. Показательна сама реакция украинской стороны, которая, судя по результатам другой подгруппы, получила четкие инструкции прекратить тактику саботажа, но удержаться не смогла. Или получила другие инструкции.

На то, что в Киеве уже давно три гетмана на формально одну булаву, все чаще обращают внимание даже украинские обозреватели. В частности, анализируя ситуацию с обменом пленных, журналист Михаил Мищишин констатирует, что процесс все больше обрастает пиаром непричастных, который уже затмил в информационном пространстве конкретику и создает особый «патриотический фон», мешающий конструктивному разрешению конфликта. Причем проблема, похоже, реально масштабная, если учесть, что одним из «отметившихся» на теме оказался президент Петр Порошенко, который по факту, присвоил себе лавры переговорщиков, попросту придумав несуществующую беседу с Владимиром Путиным.

«Странно, когда те же люди, которые требуют ускорить освобождение украинских военнопленных, выступают против принятия закона об амнистии участникам боевых действий в Донбассе со стороны сепаратистов, называя его таким, что обеспечит вседозволенность, - пишет журналист. - Хотя этим патриотам хорошо известно, что руководство самопровозглашенных Луганской и Донецкой республик ставит освобождение и обмен военнопленных в зависимость от принятия этого закона. Вот почему и уже давно затормозился, а теперь так туго идет обмен военнопленными между Украиной и Донбассом. То, как и когда будет происходить дальнейший обмен, во многом зависит от того, удастся ли украинской власти разблокировать принятие предусмотренных Минскими соглашениями законов в Раде».

Кстати, на прошедших переговорах республики заявили о готовности и необходимости провести обмен пленными по формуле «618 на 47», то есть «всех на всех», кто подтвержден на сегодняшний день представителями сторон. Так что «минский мяч» опять на территории Киева, где, похоже, пока не определились, что с ним делать.

Требования ЕС: паровой каток, или декларация намерений?
Как и отмечалось еще весной, развязка конфликта нужна политикам ЕС, у которых выборы все ближе, а рейтинги на фоне санкций и прочего все ниже. В итоге «Минск», который откровенно приказал долго жить, был вынут с полочки, обтерт от пыли, и внезапно, полностью прочитан европейцами, и с приказными интонациями пересказан Франк-Вальтером Штайнмайером и Жан-Марком Эро.

В отличие от всех прошлых визитов, дипломаты-сепаратисты потребовали от Киева выполнять документ не так, как хочется, а так, как написано. То есть прекратить мечтать о границе и прочем, а начать работать над законодательным обеспечением амнистии, особо статуса региона и местных выборов.

Вопрос в том, захочет ли официальный Киев, привыкший списывать на войну экономические провалы и усиление политического давления на оппонентов, «взять под козырек»? И, если да, то и даст ли ему это сделать Киев радикальный, которому в случае реального примирения в стране, прямой путь на задворки истории и общественного сознания.

«Учитывая позицию западных партнеров, Киеву уже деваться некуда, пришла пора выполнять все, что от нас зависит», - как всегда с полным осознанием суверенитета державы и тонким пониманием момента прокомментировал вероятность исполнения пожеланий кураторов киевский политолог Вадим Карасев.

«Теоретически Порошенко может сказать, что он настоял на своем - сперва достигнута безопасность, а потом будет политическое урегулирование. Сумеет ли он убедить Ляшко и Тимошенко в этом - нет. Но за это могут проголосовать другие группы и фракции, особенно, в том случае, если с лидерами этих групп будет работать американское или немецкое посольство», - подтверждает полную «независимость» украинских политиков политолог Михаил Погребинский.

Против подобного расклада выступают «ястребы». Пока – парламентские, в лице «Народного фронта» Арсения Яценюка. «Мы ожидаем от наших международных партнеров поддержки, а не новых требований об уступках агрессору», - заявил первый вице-премьер Степан Кубив.

Депутат-радикал Юрий Береза был более прямолинеен, и в эфире одного из телеканалов прямо заявил, что цена новым соглашениям не велика, так как все строится на установлении режима тишины, нарушить который можно одним обстрелом. Будущую вину нардеп, конечно же, заранее возложил на республиканцев, но намек вполне прозрачен.

Даже если Порошенко, под давлением и при поддержке Запада, удастся вынудить депутатов рассматривать нужные законопроекты, которые, кстати, еще предстоит согласовать с Донбассом, в распоряжении сторонников войны остается «красная кнопка» на любом орудии, нажав которую все откатится к предыдущему этапу.

В общем, «Минск» умер, да здравствует «Минск». Номер в этот раз не меняли, но расклады к сезону 2016/2017, похоже, несколько изменились. У действующих политиков ЕС заканчивается время на решение украинского вопроса и они уже не против российской идеи о переформатировании всей Украины под предлогом «возвращения» Донбасса. Вот только Киев имеет для этого все меньше воли и ресурсов, продолжая погружаться во внутренние разборки элит и социальные проблемы, перед которыми даже задания кураторов могут отойти на второй план. В такой обстановке говорить о скорой реинтеграции «по-мински» не стоит. Хорошо это, или плохо, но «шоу явно маст гоу он».
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции