Читать
Закрыть
Федор Золотов - 27 сен 12:08

«Балканский праздник»: чем грозит Европе День Республики Сербской?

В Республике Сербской состоялся референдум по довольно странному вопросу - праздновать ли День собственной республики сербской части Боснии и Герцеговины? Учитывая сложную историю межэтнических отношений на Балканах, волеизъявление сербов может изменить не только календарь, но и списки приглашенных к торжественному застолью.
25 сентября в Республике Сербской (один из двух энтитетов Боснии и Герцеговины) состоялся референдум. Как сообщили СМИ, участие в национальном голосовании по поводу Дня республики приняли более 50% населения, причем почти все, кто счел необходимым сходить на избирательный участок, проголосовали за сохранение национального праздника.Для жителей постсоветского пространства, где даже официальные календари пестрят массой профессиональных, религиозных и государственных праздников, проведение референдума ради очередного «красного дня календаря» может показаться перебором. Но, возможно, не в празднике дело, точнее не в нем одном.
День Республики Сербской отмечается 9 января сербами Боснии и Герцеговины с 1992 года. Праздник был установлен в честь даты проведения первой Скупщины (парламентского собрания) сербского народа Боснии и Герцеговины. В тот период, напомним, как раз шла активная фаза конфликта между сербами, боснийцами и хорватами, закончившаяся бомбардировками Сербии НАТО, «Дейтонским миром» и фактическим разделом сербских территорий. Но собственную, пусть и частичную, государственность сербы отстояли. И спустя двадцать лет попытки покушения на нее воспринимаются очень болезненно, что и подтверждено проведенным референдумом.
В ноябре 2015 года Конституционный суд Боснии и Герцеговины, с подачи лидера боснийцев, председателя «Партии демократического действия» Бакира Изетбеговича, принял решение о несоответствии конституции части закона «О праздниках Республики Сербской» в отношении Дня республики 9 января. Причиной, что любопытно, было названо совпадение светского праздника с религиозным - Днем св. Стефана, что, по мнению боснийца, «ущемляет другие религиозные группы». Учитывая, что православное население сосредоточено как раз в Республике Сербской, а сам инициатор конституционного разбирательства – мусульманин, в голову невольно закрадывается мысль о намеренной провокации.
Дальше события развивались в том же хорошо знакомом «демократическом» духе. Апелляцию Скупщины суд отверг, а предложение сербских властей провести референдум и, таким образом, раз и навсегда снять вопрос о праздниках, вызвало негативную реакцию не только у официального Сараево, но и у западных дипломатов, работающих в Боснии и Герцеговине согласно «Дейтонским соглашениям».

Примечательно, что записные демократы на Балканах призывают игнорировать прямые институты народовластия под тем же предлогом, что их «единоверцы» на Украине – запугивая общество расколом и сепаратизмом. В августе Бакир Изетбегович заявил, что данное волеизъявление является «пробным шаром», и по его данным, власти Республики Сербской планируют в 2018 году провести следующий референдум, уже о выходе из Боснии и Герцеговины. Кроме того, как сообщили СМИ, при поддержке Вашингтона и Брюсселя боснийские власти начали рассмотрение вопроса о возможности уголовного преследования лиц, нарушивших решения Конституционного суда Боснии и Герцеговины. Еще большее сходство с «украинской АТО» ситуации придал бывший командующий боснийской армией Сефер Халилович, который вспомнил боевую молодость, и заявил, что боснийская армия способна в течение двух недель захватить территорию республики и что «Сербия больше не поможет».
Сербия, впрочем, это тут же опровергла устами главы МИД Ивица Дачич, который заявил, что Сербия «не допустит уничтожения или военного нападения» на Республику Сербскую».
Но в целом, если целью угроз было «принуждение к сепаратизму», то, пожалуй, оно удалась. Накануне референдума президент РС Милорад Додик заявил, что силовая операция правоохранительных органов Боснии и Герцеговины в отношении официальных представителей Республики Сербской приведет к объявлению независимости сербского энтитета, подчеркнув при этом, что «любые подобного рода поползновения заставят нас это сделать. И мы будем защищаться. Я сейчас обо всем этом говорю чисто гипотетически, но в любом случае не надо сомневаться. У нас есть все, чтобы защитить себя».
Кстати, продолжая аналогии, можно вспомнить, что изначально референдум Донбасс требовал как раз для переформатирования Украины, а не для выхода из нее. А заговорить об отделении региону пришлось «благодаря» добробатам и прочим «заединщикам».
По мнению сотрудника Института славяноведения РАН Георгия Энгельгардта, «еще неделю назад шансы на референдум об отделении Республики Сербской выглядели нулевыми». «Однако реакция сербов на заявления Изетбеговича дают понять: теперь все зависит от того, насколько резкой будет реакция высоких представителей Сараево и Запада, — считает эксперт. — Если у них не хватит выдержки и будут введены жесткие санкции, то новый референдум вполне вероятен. Сейчас вся политическая игра сводится к тому, кто первым нарушит эти мирные соглашения.
Не будем исключать, что неосмотрительную смелость Милораду Додуику придала поддержка России, которая признала «право на свободное волеизъявление населения по важному для него вопросу» и поддержала идею с сербским «праздничным» референдумом. Правда, последующие далеко идущие заявления, скорее всего, с РФ не согласованы. После официального визита в Москву на прошлой неделе сам Додик говорил СМИ, что «Путин подчеркнул, что Россия заинтересована в стабильности региона — Боснии и Герцеговины и Республики Сербской».

Вот только со стабильностью, похоже, регион, может и расстаться, если боснийцы под прикрытием Запада продолжат провоцировать сербов, а те не найдут других аргументов для защиты своих национальных прав, кроме силовых. И пока ситуация развивается именно в этом тренде. Так, в офисе главы дипломатии ЕС уже заявили, что мнение населения ничего не значит, и «не отменяет обязывающих решений конституционного суда страны». А Генпрокуратура Боснии и Герцеговины сообщила о возбуждении уголовного дела в связи с проведением референдума. Так что заявление дипломатов ЕС: «призываем стороны избегать эскалации» иначе, чем лицемерием не назовешь.
На руку новый «балканский кризис», как подмечают некоторые обозреватели, только одному геополитическому игроку – Соединенным Штатам, чье влияние на ЕС ослабевает из-за центробежных сил в самом Союзе. «Ситуация, конечно, опасная, но опасная не из-за Додика. Народ в Республике Сербской защищает свои права, свою историю и свою идентичность. Не мы же придумали проблемы с мусульманами, 20 лет все живут нормально, более или менее, и без конфликтов. Сейчас западным силам выгодно раздувать огонь в Республике Сербской, - считает специалист по вопросам экономического сотрудничества Сербии и России, переводчик и журналист Слободан Стойичевич. - Додик заявил, что если мусульмане попробуют вооруженным путем что-нибудь сделать в Республике Сербской, то государство распадется. Это не будет виной ни сербов, ни Додика, а тех, кому нужна война на Балканах. Как раз сегодня начинаются новые волнения в Македонии. Это означает, что американцам нужна нестабильность на Балканах».
Впрочем, в Украине она им тоже не особо нужна. Любовь к «балканским аналогиям» несколько лет назад открыл для киевских пропагандистов Юрий Луценко, признавшийся, что мечтает по примеру хорватского «Шторма» получить всестороннюю поддержку от стран Запада, набраться сил и устроить массовые зачистки в Донбассе, с вытеснением или уничтожением тысяч неугодных.
Времена несколько изменились, и теперь «балканские мотивы», но уже с менее оптимистичными сценариями перепевают грантоеды. Широко известный в узких кругах Павел Казарин, сотрудничающий с такими рупорами «демократии» как «Крым.Реалии», «Украинская правда», «Громадское» и прочее, поведал аудитории ,что главное для Украины – это не соглашаться на «навязанный Путиным» сценарий конфедерации, на манер Боснии и Герцеговины. «Главная задача Украины – это стремиться к хорватскому сценарию прекращения войны. Затягивать мирные переговоры до тех пор, пока у Москвы не останется ресурсов, чтобы продавливать свое видение мирного процесса, -вещает автор, даже не пытающийся сопоставить экономики, ресурсные база и потенциал «воюющих» стран. - Не соглашаться на любые решения, которые могут ограничить украинский суверенитет. Привыкать жить в условиях гибридной войны и перманентных военных эскалаций».
Не удивимся, если подобные месседжи вскоре начнут озвучивать и другие американские агенты влияния в Украине. Методичка, судя по всему, одна и для Балкан и для «центра Европы». Вопрос только в том, смогут ли современные политики Европы и России обойти уже неплохо изученные «грабли» бывшей Югославии.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции