Читать
Закрыть
Федор Золотов - 29 сен 14:15

«Здравствуй, Европа!»: Киев мечтает о честном отъеме денег у конкурентов

В Украине продолжаются торги по поводу законопроекта о так называемой спецконфискации. Инстинкт самосохранения пока удерживает Раду от принятия спорного документа, который по официальной версии, должен установить правосудие и наполнить бюджет, а по неофициальной – развяжет властям руки в переделе собственности и борьбе с оппонентами. Но у власти есть железный аргумент – эти деньги уже заложены в бюджет.
История украинской «спецконфискации» нечиста, как площадь Независимости в феврале 2014-го, и пахнет столь же сомнительно. За два года после переворота в парламент вносилось три законопроекта, которые ставились на голосование восемь раз, но каждый раз депутатам мешали то ли остатки воспоминаний о праве как таковом, то ли неспособность договорится о распределении потенциальных благ.Очередной заход над поверхностно перелицованным документом был предпринят на прошлой неделе. Просто чтобы проиллюстрировать накал страстей вокруг будущих финансовых потоков и ручейков, стоит сообщить, что автор предыдущих версий, известный активист майдана Сергей Пашинский, дошел до того, что угрожал не менее известному активисту майдана Мустафе Найему расправой, за отказ поддержать документ. «Он подошел и сказал, что я личный враг Украины, это все сопровождалось матами, и он будет уничтожать, убивать людей, которые были против этого законопроекта», – рассказал Найем. В принципе этого было бы достаточно для характеристики демократических и правовых устоев украинских политиков без всяких законопроектов. Но то ли репутация Пашинского как и специалиста по доставке снайперских винтовок не сработала, то ли звезды не сложились, но Рада документ не приняла.
Впрочем, по мнению ряда обозревателей, на этот раз шансы у законопроекта в этот раз все же есть. Как сообщают украинские СМИ со ссылкой на околопарламентские источники, возможное принятие сомнительного законопроекта – часть консенсуса фракций Петра Порошенко и экс-премьера Арсения Яценюка. Последний, говорят, пригрозил в случае невыполнения ряда требований развалить «европейскую коалицию», что почти гарантированно повлечет за собой досрочные выборы. Официальному Киеву этот сценарий не по душе, а вот совместно с «партнерами по коалиции» нагреть руки на очередном патриотичном распиле средств – вполне. Да и вообще, эти средства уже предусмотрены в бюджетном пасьянсе, так что, «надо брать». О чем немедленно проговорился земляк президента, работающий премьером, Владимир Гройсман. «Это дело чести для парламента, - заявил он. - Это средства, украденные у украинских граждан, они должны быть возвращены в бюджет». А значит бизнесмены и политики Украины, все еще сохранившие значительные объемы денежных средств, ценных бумаг, золота и бриллиантов, а именно этим интересуются авторы законопроекта, скоро могут перестануть спать спокойно.
Закон как дышло
С точки зрения человека, юридического образования не имеющего, и даже на пост Генпрокурора вопреки тому не претендующего, понятие спецконфискации, да еще и срочной – до окончания следствия, штука не совсем правовая. В конце концов, если нечто нажито нечестным путем, то что мешает это доказать и у преступника плоды его трудов неправедных строго по решению суда забрать?
Обещание же наполнить таким образом бюджет, душу дилетанта от правоведения не греет, а напротив бередит сомнениями, обоснованность которых подтверждают и эксперты. К примеру, адвокат Егор Штокалов в интервью «Голосу Столицы» и вовсе заявил, что: «Теперь у людей будут отбирать, в прямом смысле слова, имущество, деньги, финансовые ресурсы, ценные бумаги, ценные металлы и драгоценные камни без суда и следствия. Прокурор будет обращаться в гражданский суд, в суд общей юрисдикции с требованием обратить определенное имущество в доход государства, а ответчик уже должен приходить в суд и оправдываться, доказывать, что у него это имущество появилось легальным путем. Вопрос в том, что в гражданском процессе существует процедура заочного принятия решения. Законопроект этот нюанс не учел. И, скорее всего, в первом чтении он будет принят, но он будет отправлен на второе чтение со значительными замечаниями и поправками».
Его коллега Андрей Смирнов в комментарии сайту «Страна.ua» порекомендовал обратить внимание на то, что объектом принудительного взыскания станет имущество, которое не имеет непосредственной связи с событием какого-либо преступления, в процессе расследования которого оно обнаружено. «Во-вторых, принудительное взыскание активов будет осуществляться вне зависимости от гарантированных законодательством его собственнику иммунитета или любых других особенностей правового статуса собственника имущества, - продолжает Смирнов, намекая, что защиты от прокуроров собственно не предусмотрено. - В-третьих, согласно букве закона, принудительное взыскание необоснованных активов в доход государства до окончания уголовного производства осуществляется на основании всего лишь иска важных прокурорских начальников».
То есть, теоретически, прослышав о крупных суммах денег или иных ценностях, имеющихся, к примеру, у какого-нибудь бизнесмена, прокуратура может бежать в суд за разрешением на спецконфискацию. Привязка ценностей и их владельца к правонарушению, по сути, не обязательна - «виновен ты лишь в том, что хочется мне кушать». После этого ответчик по подобному заявлению обязан, как подчеркивает законопроект, доказать законность средств. Презумпция невиновности? Не слышали! И кстати, если аргументы прокураторы покажутся суду менее убедительными, чем «раскулачиваемого», то силовикам разрешено обращаться повторно неограниченное количество раз, видимо, до тех пор, пока суд не согласится.
К кому постучат?
Авторы, лоббисты, и сторонники «спецконфискации» уверяют, что коснется новый закон только коррупционеров, в первых рядах которых, естественно, представители «злочинной влады».
«Такой закон есть во всех странах мира, - говорит Сергей Пашинский. - По такому закону три недели назад 50 млн. евро, украденных Арбузовым у государства Украина, было перечислено в бюджет Латвии. Наш закон был переписан с латышского. Суть этих законов очень простая: если есть средства, но нет их владельца, или владелец не может доказать правомерность их происхождения - они конфискуются. Учитывая, что вокруг этого закона очень много демагогии, что будут что-то у кого-то отбирать - этот закон распространяется исключительно на денежные средства, ценные бумаги государства. Этот закон распространяется лишь на людей, которые полгода находятся в розыске. Я хочу, чтобы это услышали. Потому что некоторые политики тут рассказывают, что к бизнесменам будут приходить. Четко хочу заявить - к бизнесменам приходить не будут».
Четко заявить, это, конечно, хорошо, но в документе ограничения по фамилиям не прописаны. Зато в бюджетном проекте прописаны цифры, которые «честное слово» Пашинского несколько дезавуируют. Ведь если речь идет о деньгах Януковича, которые, кстати, Генпрокуратура два года не может ни полностью отыскать, ни хоть заочно подсчитать, то зачастую в устах патриотов фигурирует цифра 1,5 млрд. долларов, что, во-первых, не коррелируется с информацией об аресте еще в 2014 году денежных активов экс-президента и его окружения на сумму 1,37 млрд. долларов. А во-вторых, «не бьется» с заложенными в проект госбюджета-2017 10,5 млрд. гривен. То есть или конфисковать собрались не все, или речь идет все-таки о других деньгах.

Кроме того, поверить в то, что получив в руки такой замечательный инструмент финансового прессинга, киевские власти разово используют его против предшественников, а потом положат на полочку пылиться, может только очень наивный человек. «Активы Януковича» за последние два года, конечно, овеяны легендами на уровне «золота Полуботка», и покрыты мечтами участников майдана о личной Европе для каждого. Но в реальности, они наверняка серьезно пострадали от боевых действий и санкций, поизносились при «отмывке» и экстренной эвакуации подальше от «приемников», и, по большому счету, закончатся, как только до них доберутся цепкие руки «спецконфискаторов», даже не дойдя до бюджета. Зато, какой простор для творчества откроется, к примеру, в вечном противостоянии «Порошенко-Коломойский», «оранжевые-регионалы» и в прочих сферах еще не добитой экономики страны? Делить, в общем, не переделить.
Кстати, единственная хорошая сторона данного законопроекта – его просто уникальная по постмайданным временам социальная направленность. Бедных людей, которых в Украине большинство, он не касается. По крайней мере, пока еще не все поделено уровнем повыше – от тысячи минимальных зарплат, или от полутора миллионов гривен по текущему уровню.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Знать