Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 08 ноя 11:11  Версия для печати

Сланцевая оговорка «Нафтогаза»: бурить или не бурить

Сланцевая оговорка «Нафтогаза»: бурить или не бурить

Как шутят в некоторых кругах, у нынешней Украины две беды: газ и «Нафтогаз». И их многочисленные комбинации

Самые интересные новости об Украине чаще всего приходят с Запада. Так, на днях, оказавшись в штаб-квартире агентства Bloomberg в Нью-Йорке, глава правления НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев заявил, что дочернее предприятие НАК - компания «Укргаздобыча» в прошлом месяце начала добычу сланцевого газа методом т.н. «фрекинга», говоря проще – гидроразрыва пласта.

«Бурение первой скважины проводилось вместе с европейскими партнерами. Что это за компании, и где скважина была пробурена, он не уточнил, - цитируют украинские СМИ американских коллег. - Глава «Нафтогаза» пояснил, что добыча сланцевого газа поможет Украине снизить зависимость от российского топлива и увеличить собственную газодобычу с 20 до 27 млрд. кубометров в год, чтобы стать самодостаточной».


В США, где давно работают сотни компаний по добыче сланцевых нефти и газа, заявление сенсацией не стало, но для Украины оно действительно знаковое. Стоит напомнить, что «сланцевая повестка» появилась в украинской энергетике лет пять назад, в период устойчиво высоких цен на традиционные углеводороды, что теоретически делало идеи добычи сланцевого газа коммерчески привлекательными. Обратим внимание на слово «теоретически», потому что две крупнейшие западные корпорации: европейская Royal Dutch Shell и американская Chevron, привлеченные прошлой властью к исследованию потенциальных месторождений, при новой европейской власти Украины поспешили проекты свернуть. Кстати, это прекрасно иллюстрирует влияние «майданов», как таковых, на инвестиционную привлекательность любой страны, в целом.

Но любопытен не только отказ западных топливных гигантов от сотрудничества. Сообщение Коболева о «сланцевой революции» в Украине некоторые украинские СМИ подкрепили данными Управления по энергетической информации (EIA) Минэнерго США, но при этом без ссылки на источник и даже без малейшего намека на то, когда это американцы успели изучить украинские недра. По приведенной медиа информации, Украина располагает 128 трлн. кубических метров сланцевого газа - громадная цифра, способная затмить разум грезящих об «энергонезависимости» патриотов. Но в реальности разведывательные работы, по крайней мере, Shell на Юзовской площадке, в свое время не завершила в связи с началом, так называемой, АТО, а в двух пройденных в Харьковской области разведывательных скважинах газа попросту не оказалось. К тому же, выходила Shell из соглашения о разделе продукции (СРП) с многозначительной формулировкой: «в связи с экономической нерентабельностью».

На этом фоне попытка Киева летом 2016-го реанимировать сланцевую тему, путем привлечения крайне сомнительной компании Yuzgaz B.V , с нидерландской регистрацией и офшорным происхождением, изначально выглядела как сомнительная «схема», не имеющая практической реализации. Что собственно позже своими действиями подтвердил Кабмин Украины, не одобрив проект, представленный компанией Yuzgaz B.V. и украинским партнером. Причем сделано это было аккурат 2 ноября, как раз накануне выхода американского интервью Коболева. А ведь о других «европейских партнерах», которые хоть в теории могли бы помочь «Нафтогазу» пробурить скважину к альтернативному топливу, в СМИ и вовсе упоминаний не было.

Но и это еще не все. В нынешней украинской действительности любая победа традиционно переходит в поражение, и, спустя несколько часов, пресс-служба «Нафтогаза» на официальной странице в Facebook уже напрочь опровергала своего руководителя, сообщая, что сланцевым газом компания заниматься не собирается. А о фрекинге чиновник, де, говорил в контексте использования технологии гидроразрыва для привлечения внимания к проблемам традиционных скважин по добыче газа.

Преподнесено это было как ошибка при переводе слов интервьюируемого, но, почему-то кажется, что сотрудники Bloomberg так сильно запутаться не могли. То же агенство Bloomberg цинично приводит простые расчеты, согласно которым европейский газ для Украины дороже российского на 43 доллара на тысяче кубометров, или почти на 20%.

Но «Украина счастлива платить европейскую цену на газ и дистанцироваться от России», - гласит похвальный заголовок американских журналистов. Собственно, это и есть реальная цена независимости Украины, хоть с приставкой «энерго», хоть без.


Что касается сланцевого газа, то существуют ли на Украине его запасы, пригодные для промышленной разработки, науке, похоже, все так же неизвестно. Зато понятна простая вещь: в ходе затяжного спада цен на нефть сланцевые разработки, имеющие более высокую себестоимость добычи, чем традиционные, начали сворачиваться даже в Штатах. Проводить дорогостоящие (до 10 млн. долларов за скважину) изыскания при дешевых углеводородах не хотят даже солидные западные корпорации, действительно имеющие опыт и оборудование для такого вида деятельности. Способен ли на подобную геологоразведку, даже с учетом зашкаливающей политической русофобии, вечно нищий и насквозь коррумпированный украинский «Нафтогаз» - вопрос риторический. Патриотично скинуться на газовую независимость могли бы, конечно, депутаты-декларанты, но, среди частных церквей, коллекций раритетов и сумочек Fendi, сланцевых скважин пока не обнаружено. Что, несомненно, к лучшему, так как во многих странах подобные технологии признаны опасными для окружающей среды и местного населения. А уж в стране, где ради примитивного подражания Западу, политики готовы на все, шутить с подобным и вовсе не следует.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции