Читать
Закрыть
Павел Климов - 15 дек 14:04  Версия для печати

«И вырвал грешный мой язык!»: Киев симулирует законность

«И вырвал грешный мой язык!»: Киев симулирует законность

Жизнь бьет ключом в стране парадоксов. Все государственные органы Украины сосредоточены на решении первоочередных проблем населения. Так, например, Конституционный суд домучивает покрывшийся мхом и уже давно неактуальный «языковой» закон «Колесниченко-Кивалова». Суд, в частности, завершил рассмотрение дела в формате устного слушания и перешел к закрытой части процесса.

В целом, пресловутый закон «Колесниченко-Кивалова» - удивительное явление. С одной стороны, он является прямым доказательством того, что «гора» действительно может разродиться «мышью». Русскоязычные граждане Украины ожидали, что «Партия Регионов» выполнит громкое предвыборное обещание, предоставив русскому языку статус второго государственного. Вместо этого, партия власти выдала на-гора абсолютно невнятный документ, который не только ни на что не влиял, но, фактически, называл добрую половину населения государства «национальным меньшинством».
«И вырвал грешный мой язык!»: Киев симулирует законность

Вышло, как в старом и всеми любимом кино. «Для Атоса это слишком много, а для графа Де Ла Фер слишком мало». На востоке Украины, данный закон был воспринят, как жалкая подачка, в то время, как западные регионы пошли против него единым фронтом. Органы местного самоуправления отдельных западных областей, к слову, даже пытались игнорировать данный закон.

С другой стороны, на примере инициативы «Колесниченко-Кивалова», хорошо заметно, что нынешние украинские власти буквально разрываются пополам, одновременно стремясь провести тотальную украинизацию на юго-востоке и, вместе с тем, остаться в глазах «западных партнеров» более или менее цивилизованным государством, не поражающим в правах национальные меньшинства.


Не стоит забывать, что именно решение «революционного» парламента об отмене «языкового» закона, который худо-бедно защищал права русскоязычного населения и национальных меньшинств, стало спусковым крючком войны. Если до этого протесты на юго-востоке, носили, по большей части, мирный характер, то данное решение Верховной Рады Украины изменило ситуацию коренным образом. Людям доходчиво объяснили, каким будет новое государство и на каких идеалах оно будет стоять.
«И вырвал грешный мой язык!»: Киев симулирует законность

В результате, Крым объявил о присоединении к Российской Федерации, а на востоке началось гражданское противостояние, частично подавленное силами праворадикальных формирований и перешедшее в гражданскую войну.

Следует отметить, что решение об отмене закона «Колесниченко-Кивалова» не осталось незамеченным. Украинские средства массовой информации, в большинстве своем, старались об этом не сообщать, но украинский парламент в те дни подвергся довольно жесткой критике.

Так, к примеру, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский назвал это решение ошибочным: «Украинский парламент сделал, как я считаю, ошибку несколько дней назад, отменив закон о региональных языках. Украинский парламент должен подавать четкие сигналы этническим меньшинствам о том, что им рады, что они будут частью новой Украины», - заявил он.

С подобными заявлениями выступили официальные лица из Румынии, Болгарии, Венгрии, а также Греции и Российской Федерации.

«Наиболее неотложным вопросом на Украине является обеспечение стабильности, территориальной целостности и общественного порядка, то есть, говоря проще, безопасности жизни и имущества граждан. В этом отношении разочаровывает тот факт, что парламент Украины принял в воскресенье акт, который запрещает использование региональных языков и языков национальных меньшинств. Это - вопрос, который волнует не только Российскую Федерацию, но и многие из соседних с Украиной стран, которые имеют этнические меньшинства или языки, использующиеся в качестве региональных языков на территории Украины», - заявил тогда глава МИД Греции Эвангелос Венизелос.

Негативные отзывы прозвучали из уст генсека Совета Европы Турбьерна Ягланда и верховного комиссара ОБСЕ по делам меньшинств Астрид Турс. Уже тогда речь шла о возможном обострении ситуации на Украине.

В подобной ситуации, исполнявший тогда обязанности спикера Верховной Рады Александр Турчинов был вынужден отказаться подписывать решение парламента до тех пор, пока не будет разработан новый «языковой» документ.
«И вырвал грешный мой язык!»: Киев симулирует законность

Об этом, к слову, украинские СМИ также сообщили мимоходом. Это позволило новым властям сохранить нужный градус общественного противостояния и, вместе с тем, сделать вид, что причин для этого нет. Права меньшинств, дескать, не нарушаются, а в протестах виновна Российская Федерация.

Так закон «Колесниченко-Кивалова», что называется, повис в воздухе. Формально его не отменили, но и реальной силы он уже не имел.


А поскольку решение языковой проблемы в список задач новой власти не входило, новый законопроект также разрабатывать не спешили. За дело взялся Конституционный суд, дабы свести все к тому, что инициатива «регионалов» грубо нарушает Конституцию и должна быть отменена. Такая вот игра в «закон и порядок».

При этом, глупо отрицать (хотя те же украинские СМИ только этим и занимаются), что нынешний законодатель грубо выдавливает русский язык из Украины. Причем, делает это комплексно и на самых разных уровнях. Тут и введение нелепых квот на радио и телевидении, и запрет русскоязычных произведений, граничащий с возведением нового «железного занавеса», и отключение российских телеканалов. Кроме того, из школ и высших учебных заведений Украины регулярно поступают сигналы, как об открытом, так и о неформальном давлении на коллективы преподавателей, дабы те, не только на уроках, но и в неурочное время общались исключительно на украинском языке.
«И вырвал грешный мой язык!»: Киев симулирует законность

Местами (к примеру, на «украинской» части Донбасса), речь идет о полной замене преподавательского состава учебных заведений на выходцев из западных регионов.

Не будем также забывать о психологическом аспекте. Посредством социальной рекламы, в которую государство явно вкладывает немалые средства, в умы украинцев закладывается нехитрый тезис – «русскоязычные являются врагами украинского народа».


Любой, кто интересуется происходящим на украинском телевидении, наверняка видел ролики о «своих», изготовленные для бойцов ВСУ и представителей других силовых органов.

В итоге, получается странно. Официальная позиция Киева по данному вопросу – это апофеоз размытости и неопределенности. Проводить языковую экспансию открыто и официально, не выходит, но очень хочется. На выходе – государственная шизофрения чистой воды. Закон «Колесниченко-Кивалова» отменяют через Конституционный суд, крича на каждом углу о поддержке национальных меньшинств, при этом, права все тех же меньшинств грубо нарушают, прикрываясь защитой государственных интересов. Но пока четкой позиции государства по языковому вопросу, как в феврале 2014-го года, нет, Европа продолжает хранить задумчивое молчание.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции