Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 10 янв 11:58  Версия для печати

«Гибридное водоснабжение»: ЛНР начала покупать воду у Киева

«Гибридное водоснабжение»: ЛНР начала покупать воду у Киева

Луганская Народной Республики и официальный Киев согласовали механизм оплаты водоснабжения для жителей ЛНР.

Луганская Народная Республика внесла частичную оплату на счета Попаснянского районного водоканала, и теперь может рассчитывать на возобновление поставок воды с украинской стороны. Как сообщило киевское Министерство по вопросам временно оккупированных территорий, между воющими сторонами наконец был согласован и апробирован механизм расчетов.

Напомним, долги луганчан, еще весной 2014-го лишенных «гуманной» киевской властью пенсий, зарплаты, счетов в банках и прочих благ цивилизации, а после и вовсе на несколько месяцев отрезанных ВСУ от всех систем жизнеобеспечения, настолько волнуют Украину, что «выбивать» их пытался лично президент Порошенко на встрече в «нормандском формате». Как сообщают СМИ, насчитали в Киеве ни много ни мало 270 млн. гривен, помочь востребовать которые украинский гарант просил в октябре лидеров России, Франции и Германии.



В итоге, соответствующий договор ЛНР и Киев подписали еще в ноябре месяце.

«Мы за эту воду расплачиваться будем, поэтому, я думаю, здесь бизнес и ничего больше», - сообщал тогда исполняющий обязанности первого заместителя председателя Совета министров ЛНР, глава МЧС Сергей Иванушкин. Но, как показывает практика, начиная с «Минска-1», достижение договоренностей с Киевом – это еще далеко не прогресс в политическом, или как в данном случае, хотя бы хозяйственном, урегулировании конфликта.

По данным Луганского информационного центра, с 1 декабря украинская сторона прекратила поставки воды с Петровского водозабора в Станично-Луганском районе, от которого запитан ряд жилых массивов Луганска, и вдвое сократила объемы поставок с Западной фильтровальной станции (ЗФС) в районе Лисичанска, которая снабжает питьевой водой Стаханов, Кировск, Брянка, Первомайск, Красный Луч, Антрацит и Алчевск. Не допустить гуманитарной катастрофы в регионе властям ЛНР удалось за счет использования ранее веденных скважин, и перехода на графики подачи воды для жилого фонда. Котельные работали в штатном режиме. По данным ГУП ЛНР «Лугансквода», обеспеченность Республики водой по состоянию на конец августа 2016 года составляла 72% от потребности. 84% от этого количества добывается на территории ЛНР, 15% - поставки из Украины. Строительство собственной инфраструктуры водоснабжения, как уверяют ответственные должностные лица, продолжится и в 2017 году, но, судя по всему, без импорта не обойтись. Но «оформление» этого импорта заслуживает отдельного внимания.

С одной стороны, как уже писал наш сайт, раз стороны заключили договор – значит, теоретически, они признают друг друга как правомочные субъекты. Учитывая, что Киев до сих пор нередко срывает встречи контактных групп в Минске под предлогом, нежелания разговаривать с теми или иными представителями республик, подобное «признание де-факто», подкрепленное первым официально прошедшим платежом, могло бы стать сигналом к нормализации диалога.

Но с другой, сам официальный Киев поясняет свое, варварское, по сути, решение об остановке водоснабжения целого региона, весьма обтекаемо. Так, причиной лишения луганчан значительной части воды стали не долги самого официального Луганска, а «задолженность за электроэнергию Попаснянского районного водоканала, который расположен на территории, контролируемой ВСУ, и обслуживает мощности прокачки по упомянутым выше водозаборам.



То есть, власти Украины представляют водную проблему сугубо на уровне хозяйствующих субъектов на местах. Просто ООО «Луганское энергетическое объединение» (бывшее облэнерго) предъявляет претензии за неоплату районному водоканалу, а тот отключает поставки на так называемые неконтролируемые территории. ЛНР находит посредников, а именно по схеме перевода средств через предприятия, зарегистрированные в украинском правовом поле, судя по заявлению министерства, проводилась оплата. И готово.

«6 января 2017 года коммунальному предприятию «Попаснянский районный водоканал» было уплачено часть долга в сумме 10,5 миллиона гривен за водоснабжение на не подконтрольную правительству Украины территорию Луганской области. Водоканал теперь сможет погасить задолженность перед поставщиком электроэнергии и возобновить поставки питьевой вода в направлении Луганска», — рапортует Министерство вопросам временно оккупированных территорий, пытаясь одновременно присвоить себе лавры ведомства, получившего задолженность, и умыть руки от сделки.

Формально уровень контракта снижен до регионального, и киевские чиновники, и уж тем паче «президентский лоббизм» в Берлине, здесь вовсе ни при чем. В «сговоре с сепаратистами» патриоты их упрекнуть не смогут, а деньги, пусть и не в желаемых объемах, но все же получены. Кстати, учитывая аппетиты сегодняшних киевских властей, можно поспорить, что сговор на самом деле был. Ведь собственник ООО «Луганское энергетическое объединение» ни кто иной, как Константин Григоришин – украино-российский олигарх и, по совместительству, бизнес-партнер президента Порошенко.


Но, как бы то ни было, механизм оплат заработал. И пусть договоренность и нельзя считать залогом конструктивных экономических переговоров между сторонами, можно надеяться, что Украина выполнит обязательства, и ЛНР стабилизирует водоснабжение своих территорий. К сожалению, кроме заявлений киевской стороны информация о сделке в свободном доступе отсутствует, и неясен следующий значимый нюанс в заработавшем контракте – отразится ли официальная закупка воды на тарифах для населения? Очевидно, что тарифная политика в ЛДНР более гуманна по отношению к населению, испытывающему не только общий экономический кризис, вызванный девальвацией гривны и рубля, но и социально-экономические следствия от идущих боевых действий. И логично предположить, что продавать воду дешевле, чем собственному населению и официальный Киев, и коммунальный водоканал не сможет, и вряд ли захотят.

В целом, конечно же, вопрос, в данном случае, совсем не в кубометрах воды для Луганска, и не в договоренности, достигнутой то ли с Киевом, то ли с Попасной. За почти два года регулярных встреч в Минске ни один из официальных спикеров всех сторон переговоров пока так и не очертил, как можно разрешить тарифное неравенство по разные стороны фронта. Да, вопрос абсолютно бытовой. Но раз «альтернативы «Минску» нет», - как это твердят политики Киева, Донецка, Луганска, ЕС и Москвы, то и о таких простых бытовых вещах стоило бы задумываться. Шутка ли, ведь, по новым украинским тарифам за год неплатежей можно разорить скромненького олигарха, , не то, что жителей разоренного войной региона.

Или пора признать, перспектива реинтеграции – тупик, потому что она ни политически, ни экономически не нужна ни одной из сторон, а потому к обсуждению бытовых вопросов стороны даже не переходят. Потому что знают, что впереди их неизбежно ждет цивилизованный развод и договорные отношения между сторонами.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Новости
Больше новостей »