Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 17 янв 14:35  Версия для печати

Украина и МВФ: «Денег нет, но вы там реформируйтесь»

Украина и МВФ: «Денег нет, но вы там реформируйтесь»

Международный валютный фонд предложил Киеву вновь изменить меморандум о сотрудничестве. Требования становятся жестче, перспективы укрепление гривны остаются мифическим, а вот ухудшение социальной защищенности населения становится весьма реальным.

«Экономическая правда», структурное подразделение самого проамериканского СМИ Украины «Украинская правда», опубликовала проект нового меморандума между Киевом и МВФ . Документ, фотокопии которого представлены сайтом, подготовлен специалистами Фонда и предложен Киеву в качестве условия для продолжения сотрудничества.

Стоит напомнить, что предыдущую редакцию пожеланий кредиторов к Украине стороны согласовали и подписали только в конце прошлого лета. После годового перерыва Киев под новые обязательства властей получил кредитный транш на сумму 1 млрд. долларов. Причем, по мнению многих экспертов, вероятность выполнения обещанных реформ была изначально не высока, и деньги Фонд, в значительной мере подконтрольный Вашингтону, выдал Украине в основном по политическим мотивам – стабилизировать один из внешнеполитических проектов уходящей администрации Белого дома перед выборами.



До инаугурации нового президента США остаются считанные дни. О его политике по отношению к России, а значит и к основным площадкам противостояния на Украине и в Сирии, вскоре можно будет уже не гадать, а судить по первым шагам в качестве главы государства. Но, судя по выдвинутым МВФ требованиям к официальному Киеву, бесконтрольная накачка деньгами лояльных режимов в новой повестке дня уже не значится.

Как сообщает «Экономическая правда», если Киев хочет получить еще хоть что-то от МВФ, ему придется предпринять ряд непопулярных шагов в социальной сфере, в вопросах налогообложения и других болезненных направлениях. Документ, как обращают внимание журналисты, содержит 12 «структурных маяков», то есть, по сути требований, к юридической базе или административной системе суверенной страны, семь из которых выдвигаются впервые или были по-новому уточнены. Кроме того, хуторянские хитрости украинских политиков, которые подписывают все что угодно, и забывают об обязательствах сразу после получения денег, Фонд, видимо, окончательно достали. Новый меморандум предусматривает ограниченные сроки по каждому из пунктов, нарушение любого из которых, скорее всего, станет однозначной причиной для отказа в выделении средств.

Итак, в течение всего двух недель Кабмину Украины предстоит принять решение о монетизации субсидий. Напомним, когда правительство Украины только приняло решение о повышении тарифов в два и более раза, специалисты предупреждали, что таким образом дефицит «Нафтогаза» будет попросту перераспределен на коммунальную сферу в целом, и покрывать его, в том числе и через программу субсидирования населения, все равно придется из бюджета. К декабрю 2016 года задолженность государства перед поставщиками коммунальных услуг превысила 10 млрд. гривен, при обещанных на эту программу 50 млрд.

Так что, какой бы механизм монетизации и начисления субсидий Киев не выбрал, можно смело предполагать, что глобальный смысл этой реформы сведется к сокращению количества получателей помощи. Кстати, на это же недвусмысленно намекает еще один пункт меморандума - создание до конца июня единого реестра получателей социальных выплат. Как предполагают украинские журналисты, подобная база будет использована для окончательной верификации социальных выплат.



Еще два новых пункта меморандума посвящены другой киевской хитрости – пенсионному возрасту и страховому стажу. Требование повысить пенсионный возраст в диалоге Киева с Фондом далеко не новость. Но последнее время украинские политики, видимо здраво опасаясь социальных протестов, уверяли население, что возрастной планки касаться не будут. Правда, предполагали пересмотреть необходимый стаж, что, при детальном рассмотрении, может положение будущих пенсионеров еще более ухудшить. Но полумеры МВФ не устраивают, и специалисты Фонда отводят Украине срок до конца марта, чтобы принять пенсионную реформу, которая должна поэтапно повысить и пенсионный возраст до 63 лет к 2027 году, и минимально необходимый рабочий стаж до 25 лет к 2036 году.

Впрочем, до пенсии еще нужно доработать, а удастся это явно не всем. По мнению специалистов МВФ, Украина обязана в обмен на кредит пересмотреть закон о госслужбе, и продолжить сокращения бюджетников. «В этом году сократить количество бюджетников планируется на 4%, а в среднесрочной перспективе — до конца 2019 года — более чем на 10%», - подсчитывает будущие тысячи безработных «Экономическая правда».

Не забыта земельная реформа, которую Киев обещал, но так и не провел в прошлом году. Новый срок также назначен на конец марта. Кроме начала торговли землей Киев должен подтвердить свои приватизационные намерения – выставить на продажу Одесский припортовый завод и еще ряд крупных государственных активов.



При этом сразу два пункта требований посвящены свежеобретенной госсобственности - «ПриватБанку». Похоже, прозрачность этого процесса вызвала сомнения не только у экономических обозревателей и простых украинцев, за счет которых и «оплачивается банкет». До конца января Киев обязан выбрать международных аудиторов, которые в течение полугода проверят финансовую отчетность «Привата» за шесть месяцев до национализации, и выполнение акционерами банка условий реструктуризации.

Кроме того, проект меморандума содержит ряд требований по антикоррупционному законодательству, расширению прав и возможностей финансовой полиции и фискальных органов. Судя по всему, сеанс «финансового эксгибиционизма» с е-декларациями, даром для Запада все же не прошел, и кредиторы желают получить инструменты для поиска прошлых и будущих траншей на просторах украинской коррупции.

Также Киев должен дать гарантии не создавать новые налоговые льготы и постепенно отменять старые. К примеру, как сообщают СМИ, упрощенная система налогообложения, на которой традиционно работает большинство малого и среднего бизнеса, должна быть упразднена с января 2018 года.

Требования, в сущности, кабальные, особенно для населения, но и усталость МВФ от украинской симуляции реформ вполне понятна. Международный валютный фонд – далеко не благотворительная организация. И основной принцип ее рецептов – это не счастье, процветание и социальная справедливость в стране-реципиенте, а сведение ее баланса таким образом, чтобы гособразование в целом сохранило жизнеспособность и смогло платить по долгам тому же Фонду. Судьба отдельных граждан этого образования международных кредиторов, очевидно, не интересует, что всегда придает рекомендациям Фонда циничный антисоциальный налет.



Официальный Киев, которые по антисоциальным инициативам свих наставников давно перегнал, тем не менее, все требования Фонда оптом воплощать в жизнь опасается, справедливо предполагая, что до предела чаши терпения населения осталось не так и много, а незарегистрированного орудия и людей, научившихся его применять, в стране давно избыток. Но деньги Украине нужны, причем, желательно, как можно быстрее. Это необходимо для стабилизации нацвалюты, которая, как и предполагал наш сайт, продолжает снижение, стартовавшее вместе с многомиллиардной эмиссией под бумаги национализированного «Привата». На наличном рынке стоимость 1 доллара доходила уже почти до 30 гривен. Валютные интервенции и административные меры НБУ ситуацию пока сглаживают, хотя исключать «двойную игру» банкиров Банковой тоже не стоит. Официальная позиция профильных чиновников – колебания сезонные, причин для паники нет, а уже в феврале гривну укрепит очередной транш МВФ. Но, как отмечали ранее эксперты, если транш не поступит, а «Нафтогазу» в последний месяц зимы срочно потребуется валюта на закупки топлива, гривна может установить новые антирекорды и без всяких махинаций со стороны властей.

Так что в том, подпишет ли ужесточенный документ украинская власть можно особо не сомневаться. Тем более, что утечки подобных документов в Сеть редко бывают случайными, и скорее всего, перед нами элемент уже начавшихся торгов. По логике Киева, которую он демонстрировал на подобных приговорах в прошлом, власти нужно отследить наиболее болезненные для общества пункты, и добиться по ним уступок, которые позволят премьеру сообщить об очередной победе правительства. Следующий шаг – получение транша, а уж потом – неприятные «сюрпризы» в виде десятка пунктов прямой сдачи национальных интересов и неприкрытого ухудшения соцзащиты граждан.

С точки зрения МВФ ситуация гораздо прозаичней и в почти любом случае ведет к положительному результату. Если Украина отказывается подписать новый меморандум, деньги Фонда остаются при нем. Если Украина подписывает, но, как всегда, не выполняет или выполняет только те пункты, сроки по которым истекают до дня перечисления, Фонд теряет 1 млрд., но имеет все основания больше денег клиентам не выдавать. Наоборот, наступают сроки оплаты старых долгов, и если к тому моменту программа сотрудничества свернется, шансов на лояльность международных кредиторов у украинских властей остается не много.

В третьем, наименее реальном варианте, Киев не просто подписывает, а еще и тщательно выполняет все условия меморандума. Население, наконец, окончательно декоммунизированной страны прощается с такими явлениями как соцзащита, помощь от государства и пенсия, а бизнес получает новые поводы для закрытия. Зато государство Украина становится самым «рыночным» в мире, то бишь, лишается контроля над последними привлекательными активами. В МВФ наконец-то с удовлетворением наблюдает за «стабилизацией украинских финансов». Как и было сказано выше, главное для Фонда - чтобы сошелся баланс.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Новости
Больше новостей »