Читать
Закрыть
Федор Золотов - 19 янв 12:28  Версия для печати

Стоит ли еще полвека отрабатывать майдан

Стоит ли еще полвека отрабатывать майдан

Украинские экономисты рассчитали срок, необходимый Украине, чтобы вернуть экономику на стартовый уровень развития. По их мнению «дорога» в 90-е займет у страны 40-45 лет. К такому выводу пришли специалисты Института экономики и прогнозирования НАНУ.

Как подсчитали авторы исследования, при условии ежегодного роста валового внутреннего продукта (ВВП) Украины на 3%, уровня 1990-го года украинская экономика достигнет лишь в 2033 году. Немногим быстрее это случится при росте 4% — в 2029 году. «Украина будет в числе отстающих стран, потому что темпы прироста ВВП страны гораздо ниже, чем в развитых странах, не говоря о развивающихся, где темпы экономического роста превышают 4%», - отмечают эксперты.
Стоит ли еще полвека отрабатывать майдан

При этом стоит отметить, что за годы после второго майдана ВВП Украины в долларовом эквиваленте уменьшился практически вдвое, до уровня чуть выше 80 млрд. долларов. Официальная статистика за 2016 год еще не опубликована, но эксперты оценивают достигнутый рост ВВП на уровне 1,5-1,6%, то есть – падение остановлено, но восстановление не начато. ООН предполагает, что в наступившем 2017-ом экономика Украины вырастет на 1,9% ВВП, Всемирный банк - на 2%. Киевский Кабмин, как самый оптимистичный, надеется, что рост составит 3%. Но местное экспертное сообщество в это не верит. Учитывая сомнительные перспективы продолжения сотрудничества с МВФ , заложенный в бюджет официальный и скрытый дефицит, и продолжающиеся проблемы с национальной валютой, вероятность выполнения макрофиннасовых показателей, запланированных правительством, не велика.

Кроме того, даже не эксперту очевидно – без установления мира и конструктивного сотрудничества с промышленностью Донбасса, говорить о росте валового продукта бесперспективно. Это подтверждают и специалисты Института экономики и прогнозирования НАНУ. По их мнению, если будет ориентация на сырьевую экономику, это не поможет стремительному росту, и даже 4% подъема не решат проблем. Чтобы добиться хоть каких-то результатов, Украине нужно показывать рост ВВП в 7-10% в год, что для страны в нынешнем состоянии не реально. Показатель, недосягаемый даже для развитых стран. Подобный рост в мире демонстрируют только развивающиеся страны, в первую очередь Китай, за счет роста реального производства и экспорта товаров. В идеале – с высокой степенью переработки.

В общем, так как ни особого миролюбия, ни инновационного прорыва в развитии производства на подмандатной Киеву территории не наблюдается, названные учеными сроки можно смело откладывать на значительно отдаленное будущее, если таковое вообще наступит. И дело тут даже не столько в экономических причинах, хотя их действительно предостаточно, а в комплексе значительно более сложных проблем, окончательно оформившемся после госпереворота 2014 года.

Изначально неоднородная ментально, политически и экономически, Украина по итогам двух майданов расколота окончательно. Галичина и западные регионы за двадцать пять лет независимости сформировали собственный безальтернативный дискурс – любой ценой на Запад. Этот курс политики-евроинтеграторы стремительно, и местами успешно, навязывают центральным регионам и той части востока страны, которая осталась под контролем Киева. В политической плоскости навязывание выражается в общеизвестной политике декоммунизации, на деле являющейся оголтелой деруссификацией и силовой вестернизацией Украины.

В экономической же сфере декоммунизация вылилась в ускоренный перевод страны на рельсы сырьевой экономики, с минимальной степенью переработки. В том числе, в сельском хозяйстве, которое, по прошествии трех лет, стало базовой отраслью Украины и не потому, что получило значительные инвестиции, стимулы или преференции для роста, а на фоне обвала других отраслей.

Что же касается плоскости личного восприятия, то здесь усилия на отрыв Украины от российского ментального поля выражены в посулах безвизового режима для стремительно вымирающего среднего класса, на фоне массового получения жителями западных регионов «карт поляка» и прочих документов, позволяющих евроинтегриироваться частным порядком. Как невесело шутят экономисты, такие как Александр Охрименко, после «реформ майдана» правительству Гройсмана нужно немедленно бросить все силы на увеличение экспорта рабочей силы. Другого будущего у Украины нет.
Стоит ли еще полвека отрабатывать майдан

В отличие от Запада, индустриальный Юго-Восток, всегда сохранял больше производственных кооперационных связей с Россией и СНГ, а вместе с ними и связь с Русским миром как духовно-культурным пространством. Важным маркером восточных земель был и интернационализм советского толка, с его отрицанием любых националистических и неонацистских идей. Политическим фундаментом традиционных для этих регионов ценностей пока остаются только непокоренные республики Донбасса. С территорий, подконтрольных Киеву, с ликвидацией тяжелой промышленности тоже увеличивается поток «заробитчан», правда, в основном в Россию, где квалифицированные рабочие и инженеры сегодня вполне востребованы. Но есть и «вспышки последней надежды». В СМИ достаточно часто можно встретить обращения трудовых коллективов Харьковщины, Днепропетровска и других регионов Востока и Центра о необходимости восстановления экономических связей с Россией, для сохранения рабочих мест на Украине.

Собственно в различии реакций на общее обнищание страны на Востоке и на Западе и заключается мировоззренческий раскол. Ментальный и политический, но с жестким экономическим обоснованием. Часть страны готова уехать хоть сейчас, с «вокзалом» или без, а часть – намерена остаться. Первым советское промышленное наследие в тягость – с ним и в вожделенный «цивилизованный мир» не пускают, там своих производств вдоволь. А для второй индустрия, а значит и добрососедские отношения с основными партнерами – объективный залог выживания, что только подтверждают приведенные выше выкладки Института экономики и прогнозирования НАНУ.

С точки зрения мирового экономического опыта, теоретически лет за 40-50 восстановить страну до стартового уровня 1991 года можно. Но политико-экономический «Тяни-Толкай», которого кормит и культивирует нынешняя киевская власть, не позволит совершить подобный прорыв. Пока этот несчастный персонаж существует в украинской реальности, его разнонаправленные части будут совместно нищать, и ненавидеть друг друга. Выходом из замыкающегося круга политических противоречий, грозящего в любую минуту распространить гражданскую войну на весь организм Украины, а также из кризиса несоответствия экономических укладов и потенциалов удерживаемых вместе частей, может и, наверное, должен стать цивилизованный развод. С интеграционными билетами в противоположные стороны.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции