Читать
Закрыть
Федор Золотов - 21 янв 14:00  Версия для печати

Призрак дефолта. Киев пытается списать внутренние долги

Призрак дефолта. Киев пытается списать внутренние долги

Украинский бюджет все плотнее подходит к дефолту. Очередным ярким предвестником крушения национальной валюты стало решение и реструктуризации Киевом выплат по облигациям внутреннего государственного займа

Долги – это штука, которую надо или оплачивать, или реструктуризировать, или списывать. С первым у постмайданной Украины не складывается, последнее кредиторы не велят, так что в намерении Киева уменьшить текущие выплаты по облигациям внутреннего государственного займа (ОВГЗ) ничего удивительного нет. Как сообщают украинские СМИ, Минфин и Нацбанк практически договорились о реструктуризации ОВГЗ на сумму 381,9 млрд. гривен, находящихся в «портфеле» НБУ. Если все пройдет успешно, и МВФ, с которым на Украине принято согласовывать любое финансовое действие власти, даст добро, то с госбюджета будет снята значительная долговая нагрузка. Точнее, погашение и обслуживание этих ценных бумаг будет растянуто на многие годы – так называемый репрофайлинг.

Стоит напомнить, что нечто подобное в 2015-ом году удалось сделать правительству Яценюка-Яресько по отношению к долгам внешним. Даже со списанием некоторой части долга и отсрочкой погашения тела кредитов до 2020 года. Но платить Украине все равно придется, и даже больше чем изначально планировалось, в связи с увеличением срока платежей и по слегка возросшему проценту.



Кроме того, на списанную часть долга страна выпустила новые облигации - инструмент возобновления стоимости (Value Recovery Instrument, или VRI), выплаты по которым привязаны к росту ВВП Украины. Как сообщали в тот период экономисты, переплата по пересмотренным процентным ставкам и срокам составит чуть больше 1 млрд. долларов, что с учетом растянутости во времени не так и много. Но VRI – это, по сути, бомба замедленного действия под экономикой страны. Стоит напомнить, что номинальный ВВП Украины в долларовом эквиваленте просел в 2014-ом на 28,1% по отношению к 2013-ому, а в 2015-ом – еще на треть относительно уже неблагополучного предыдущего года. По предварительным подсчетам, в 2016-ом украинский ВВП только перестал падать, и о восстановлении и росте речь пока не идет. Но, по сделке «кабмина камикадзе», только за возвращение на довоенный уровень украинская экономика должна будет заплатить миллиарды долларов.

Но главное для нынешних властей в Киеве – это переложить заботы на будущее, которое действующие чиновники, видимо, надеются встретить обеспеченными рантье где-нибудь в Панаме или на Кипре. Отсюда и столь «успешная» реструктуризация долгов внешних, и планы по репрофайлингу внутреннего госдолга.

По данным СМИ, операция по замене ОВГЗ Нацбанка другими бумагами, со сроком погашения 30 лет и доходностью то ли на уровне инфляции, то ли с фиксированной ставкой 5%, планировалось еще прошлым летом. Тогда не получилось по вине НБУ, но в наступившем году чиновники не теряют оптимизма – ведь это способно снять с бюджета нагрузку в десятки миллиардов гривен в текущем году и в ближайшие годы. Более того, в одном из планов по новым облигациям на 2017-й год вообще приходится «вакуум» по платежам!

Профильные обозреватели необходимость замены ценных бумаг поясняют весьма прозаично. Во-первых, дыры в «людоцентричном», как его охарактеризовал премьер Гройман, бюджете надо чем-то затыкать. Согласно документу, на текущий год приходится около 100 млрд. гривен платежей по внутренним долгам, и около 4 млрд. долларов по внешним (без учета долга перед Россией). Теоретически, с внешними выплатами Киев должен справиться. Но напрячься властям придется, и ни одна копейка, в том числе и невыплаченная по ОВГЗ, лишней не будет.



Во-вторых, как и сообщалось ранее, отдельных денег на национализацию «ПриватБанка» у Украины нет, и в расходах госбюджета средства на обслуживание бумаг, выпущенных на его рекапитализацию, не учтены. А так как минимальный объем эмиссии ОВГЗ первоначально был определен на уровне 116,8 млрд. гривен, то речь может идти, опять-таки не об одном миллиарде в год.

«Если мы проводим репрофайлинг, как и планировали, до 1 февраля при дыре в «ПриватБанке» на 148 млрд. гривен, то предварительный объем сэкономленных средств в 2017 году составит около 32 млрд. гривен, — полагает советник президента, бывший первый замминистра финансов Игорь Уманский. - По предварительным расчетам, «чистая» экономия, без учета расходов на ОВГЗ «ПриватБанка», получалась около 20,5 млрд. гривен».

Точные параметры сделки и, соответственно, выгода официального Киева, станет ясна после документального оформления репрофайлинга и согласования его условий с МВФ. Шансы на «добро» от Фонда, по сведениям источников СМИ, есть, так как зачастую кредитор позитивно смотрит на любое действие, стабилизирующее госфинансы хотя бы на каком-то промежутке времени.

По мнению главного экономиста «Альфа-банка Украина» Алексея Блинова, если власти действительно удастся провести эту процедуру, выполнение заложенных в закон «О госбюджете» параметров станет более реальным, а Минфин получит дополнительный ресурс около 80 млрд. гривен. Но при этом эксперт обращает внимание, что, во-первых, снизятся и доходы Нацбанка, которые также заложены в бюджет. А во-вторых, если новые облигации действительно привяжут к инфляции, то финансовые власти становятся «шкурно» заинтересованы в ее сдерживании, хотя в предыдущие годы именно инфляция была одним из наиболее надежных источников формального выполнения и даже перевыполнения плана по поступлениям в казну.

В целом схема задуманной «долговой манипуляции» пока выглядит как перекладывание денег из одного государственного кармана в другой: Минфин не опалит доходность по облигациям Нацбанку, Нацбанк не перечислит государству, то есть Минфину, прибыль.



Правда, не стоит забывать о «человеческом факторе» в данной, в общем-то, нехитрой схеме. Как неоднократно сообщали СМИ и экономические эксперты, инвестиционная компания ICU и банк «Авангард», аффилированные с главой НБУ Валерией Гонтаревой и в прошлом обслуживавшие бизнес Петра Порошенко, в последние годы демонстрируют невиданные успехи именно в работе с ценными бумагами. В первую очередь ОВГЗ, которые, по свидетельствам источников, они банально выкупают по номинальной стоимости у других госбанков накануне купонных выплат, а после – вновь продают. Без поддержки сверху осуществить подобное, очевидно, невозможно. Так что не стоит удивляться, если и в процессе репрофайлинга руководители НБУ и Минфина отложат на будущее не только проблемы бюджетных выплат, но и реальные активы на своих личных счетах.

Сбалансируется ли в итоге бюджет пока, похоже, затрудняются определить даже эксперты, но правительство наверняка будет радо и простой отсрочке платежей. Сам факт настойчивых попыток власти провести репрофайлинг внутреннего долга свидетельствует о весьма нездоровом состоянии госфинансов, которое некоторые специалисты без обиняков классифицируют как технический дефолт.

«Дальнейшие шаги Кабмина в долговой политике зависят от того, насколько репрофайлинг окажется успешным, а потребность бюджета в дополнительном ресурсе — острой», - недвусмысленно намекают на возможное расширение репрофайлинга опрошенные украинскими журналистами источники во власти. Стоит напомнить, что помимо НБУ, ОВГЗ на сумму около 200 млрд. гривен держит ряд государственных и коммерческих банков. И если долги перед ними государство «простит, как себе прощает», кризис в банковском секторе может пойти на новый виток. На фоне и так мрачных прогнозов по курсу гривны и росту экономики в целом, только этого местному бизнесу и налогоплательщикам, как говориться, и не хватало.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции