Говорит лидер
Читать
Закрыть
Степан Никонов - 15 фев 16:00

Санкции: быть или не быть

Новая администрация США все еще определяется, какие начинания предшественников «зарубить на корню», а какие еще пригодятся. Это отчетливо видно в противоречивой риторике Белого дома, который то намерен «поладить с Владимиром Путиным», то вдруг предлагает России «вернуть Крым Украине». И пока за океаном не могут четко определиться с вектором, в Европе формируются коалиции по «санкционному интересу». Свою приверженность глобальному антироссийскому курсу на днях подтвердили Эстония и Норвегия.
Похоже, оптимистичные ожидания обозревателей и прогнозистов, на то, что «придет Трамп и все изменит», оказались несколько преждевременными. Перемены по части международных отношений, может быть, и витают в воздухе, но мгновенно они не происходят. Скоро месяц со дня инаугурации нового главы США, а из Белого дома продолжают поступать сообщения, которые каждый желающий может трактовать по собственному усмотрению.
14 февраля пресс-секретарь президента США Шон Спайсер от имени главы государства заявил, что «президент Трамп дал ясно понять: он ожидает, что российское правительство займётся деэскалацией насилия на Украине и вернёт Крым». В тот же день на собственной пресс-конференции министр финансов Стивен Мнучин сообщил, что «действующая политика остаётся в силе. Санкции — очень важный инструмент нашей политики, который мы продолжим рассматривать в отношении разных стран». Казалось бы, какие здесь могут быть толкования? Но вскоре официальный спикер администрации в очередной раз подчеркивает: «Трамп хочет поладить с Россией, в отличие от предыдущей администрации».
Предугадать выбор Вашингтона накануне попытались и послы сразу двух европейских государств. Правда, без особой огласки и на уровне прямых контактов с украинскими визави.
«Осло осуждает любые нарушения международного права и подчеркивает важность сохранения санкций против России до полного выполнения «Минских соглашений», - заявила во время украино-норвежских консультаций государственный секретарь Министерства иностранных дел Норвегии Марит Мергер Ресланд.

«До тех пор, пока будут нарушаться принципы международного права, не будут выполняться «Минские договоренности», санкции не могут быть ни сняты, ни смягчены»,- заявил пребывающий с визитом в США глава МИД Эстонии Свен Миксер в беседе со своим, также приехавшим в Нью-Йорк, украинским коллегой. При этом пресс-служба киевского МИД не без гордости отмечает, что оба дипломата похвалили украинские евроустремления, связанные с ними реформы и пообещали дальнейшее «тесное сотрудничество».
Выражение «санкции России» в кругах украинских патриотов принято произносить с почти чувственным пиететом, так что повод для гордости у ведомства Климкина гарантированно есть – не забыли, уважили. Украинскую дипломатию не смущает исчезающе малый вес «прибалтийских тигров» в Евросоюзе. Как и Норвегии, которая в ЕС не входит, и, по большому счету, европейско-российскими делами интересуется исключительно через призму газового рынка, на котором как раз является не последним игроком.
Впрочем, понятие независимость в отношении Старого Света давно пора брать в кавычки, в послевоенной истории, по большому счету, позиция не то что Прибалтики, а даже таких грандов ЕС как Германия и Франция особой роли не играла. Решать судьбу санкций будет тот самый неопределившийся Вашингтон, где помимо публичных процессов продолжаются внутренние интриги в формировании команды президента.

Любопытно отметить, что в день пресс-конференции Спайсера и Мнучина свой пост вынужденно покинул советник Трампа по нацбезопасности Майкл Флинн. Причиной увольнения стал разговор с послом России, который состоялся ещё до инаугурации. Сам чиновник заявил, что вынужден подать в отставку, так как «из-за быстрой смены событий недостаточно подробно рассказал вице-президенту и другим высокопоставленным лицам о телефонном разговоре с российским послом». Американские СМИ, у которых складываются новым президентом непростые отношения, ставят Флинну в вину, что предметом беседы могли быть пресловутые санкции, а точнее – их возможное снятие.
Кстати, украинским патриотам, радующимся «отставке агента Кремля» на самом деле стоило бы умерить пыл. Так по информации киевского политолога Олега Волошина, Флинн кроме того, что играл роль «руки Москвы» при Трампе, заодно был самым высоким должностным лицом, с которым удалось наладить контакт и официальному Киеву. Так что кто и кого лишился в результате отставки, вопрос еще тот.
Источники издания RT, комментировавшие ситуацию с увольнением, во многом трактуют ее в рамках продолжающейся борьбы проигравших демократов с победившими республиканцами. И даже не исключают, что заявление пресс-службы тоже может быть элементом этих кулуарных баталий. Но сути это не меняет - намерения Белого дома в отношении России если кому-то и известны, то только самому Дональду Трампу, которого всеми силами пока пытаются направить «по стопам Обамы». Удастся ли президентам двух сверхдержав «поладить или все же не получиться», как ранее говорил новый лидер США, похоже, выяснится не раньше, чем закончится апгрейд американской власти, и будущие партнеры или оппоненты смогут встретиться лично. А произойдет это, по предварительной информации Кремля, не ранее июля.

До того Европа, Украина, Донбасс и все прочие заинтересованные стороны могут продолжать гадать на кофейной гуще. И сбиваться в кружки по интересам, как это сделали, вступившие в «кружок глобалистов», вышеупомянутые Эстония и Норвегия, или Словения, на днях отметившаяся на международной арене приглашением провести у себя встречу Владимира Путина и Дональда Трампа.
Российские власти, надо отметить, к вопросу санкций в публичной риторике относятся более чем спокойно. Переговоров сугубо по данному поводу не инициируют, скорее наоборот, президент Путин и глава МИД Сергей Лавров неоднократно высказывались в духе «кто накладывал, пусть тот и убирает». Москву режим санкций-контрсанкций по крайней мере внешне не слишком тяготит, а местами и вовсе стимулирует развивать собственное производство.
Конечно, вопреки уверению Барака Обамы, экономика России в «клочья не разорвана», но и ее лучшими годами этот период точно не назовешь. Скорее, справедливо будет вспомнить заявление Владимира Путина, в котором он говорил, что санкции – инструмент, который бьет по обеим сторонам. То есть, в том числе и по России. И, по-хорошему, стоило бы не сильно соблазняться на оптимистичные прогнозы обозревателей и аналитиков о возможности отмены санкций. Государственной машине в целом нужно привыкать строить планы из пессимистичных ожиданий в данном вопросе.

Иначе получается, что пока властями страны декларируется один политический курс, в реальности действует несколько другой, в котором интересы крупного капитала, его прибыль и биржевые индексы превыше интересов и соотечественников, и самого государства. Один небольшой пример – в Крыму, включенном в состав Российской Федерации почти три года назад, и получившем от центральных властей небывалое внимание и крупнейшие инфраструктурные проекты с сопутствующими миллиардами инвестиций, до сих пор не работают крупные операторы мобильной связи. Более того, в последнем случае чиновники Роскомнадзора даже в СМИ отчитываются, что «нашли лазейку, как продлить федеральные 3G-лицензии так, чтобы у МТС, «МегаФона» и «ВымпелКома» не появилось обязанности работать в Крыму». Для этого профильное ведомство не много ни мало, «обновит список регионов с учетом их укрупнения и новых регионов в составе России» так, чтобы Крыма и Севастополя в нем не было.
Выглядит обескураживающе на фоне высказываний ряда высокопоставленных чиновников о том, что «Крым – часть России, и это не обсуждается». Зато внутренняя лояльность к крупному капиталу продемонстрирована в полной мере – ему, похоже, позволено признать Крым российским сразу после того, как это сделает Вашингтон. О Донбассе, и том, что вместо жалоб на бюджетные траты на помощь региону, российский бизнес мог бы серьезно улучшить обстановку просто интенсифицировав сотрудничество с местными контрагентами, напоминать, в данном случае, уже просто неудобно.
Кстати, на Западе вхождение Крыма в Россию действительно, уже не особо обсуждается. И даже санкции, по факту наложенные за присоединение Крыма, в последнее время вообще увязывают с «Минском», к которому Москва юридически не привязана ничем, кроме посредничества в политическом урегулировании.
Очевидно, что жесткая позиция Москвы по Крыму свое дело сделала, и де факто вывела вопрос по полуострову из оперативной повестки дня. К сожалению, на Донбасс, в свое время, жесткости не хватило, из-за чего сам регион третий год расхлебывает последствия в виде войны, а его политические союзники - в виде санкций и прочих мер внешнеполитического давления. И, далеко не факт, что этот прессинг будет отменен или пересмотрен. В конце концов, когда это политики оправдывали ожидания собственных избирателей? Не говоря уже о сторонних наблюдателях и «партнерах».
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции