Говорит лидер
Читать
Закрыть
Георгий Авдеев - 13 мар 18:00

«Тянем-потянем»: В борьбе за трудовые руки

Новости о переводе предприятий, собственниками которых являлись украинские олигархи, под внешнее управление вызвали у людей Донбасса ликование, сменившееся замешательством. Труднее всего, разумеется, приходится работникам этих самых предприятий, будущее которых напрямую связано с тем, как будут развиваться события в дальнейшем.
К сожалению, все, что касается национализации, на государственном уровне освещается весьма сомнительным образом. Дело, по сути, не идет дальше лозунгов в духе: «Все только начинается». Да, быть может, в условиях войны, раскрывать все карты раньше времени – не самое верное решение. Вместе с тем, практика показывает, что украинская пропагандистская среда великолепно обходится без информационных поводов из непризнанных республик, выдумывая новости о них по известному принципу «чем грязнее, тем лучше». Зато свои граждане, за неимением альтернативы, вынуждены черпать информацию там, где ее предложат.Потому, что вопрос экономического потенциала Донбасса, для проживающих здесь граждан, не менее важен, чем безопасность региона в военно-политическом смысле. И, отличие от избыточно «патриотичных» украинцев, дончане куда хуже воспринимают пропаганду либерально-капиталистического толка. Когда речь заходит о свободе и независимости, которые Донбассу пришлось добывать военным путем, граждане непризнанных республик мыслят несколько иными категориями.
Свобода – понятие весьма относительное. Если многие украинцы рассматривают ее, как шанс для узкого круга лиц, делать то, что им вздумается, то дончане мыслят, в первую очередь, о свободе экономической для всего Донбасса.
Потому, что если ты гол как сокол, то нет большой радости в возможности ходить куда хочешь и делать, что вздумается. Пример украинского безвизового режима с Евросоюзом, в этом смысле, более чем нагляден. Тут, опять же, нелишне будет вспомнить многочисленные исторические примеры отмены рабства, когда де-юре, люди получали заветную свободу, а де-факто, продолжали работать у все тех же эксплуататоров и на тех же, а, порой, куда менее привлекательных условиях.
Свобода и независимость, в случае с Донбассом – это желание понятных и честных правил игры, социальных гарантий для работников предприятий, защита прав трудовых коллективов и многое другое. В конце концов, это право и обязанность граждан ДНР не только коллективно владеть богатствами региона, но четко понимать, что, в каком объеме и откуда берется, а также, куда все это девается.
Очевидно, что никакого социализма, в его традиционном понимании, в ДНР построить не удастся. С другой стороны, та же Швеция, когда-то, опасаясь «заражения» идеями большевиков, решилась на эдакую «прививку», переняв часть тезисов социальной справедливости самостоятельно, на уровне государственной идеи. То есть, государство, по сути и форме, осталось капиталистическим, но с социалистическим налетом, отчего простые граждане только выиграли.
Однако, на сегодняшний день, в Донецкой Народной Республике, шведскими инновациями пока даже не пахнет. А сведения о том, что происходит в недрах «национализированных» предприятий, к сожалению, обрывочны, но, исходя из контекста, можно сделать ряд интересных выводов.
Как известно, любая аналогия ложна и рассуждая о том, что работники «национализированных» предприятий оказались меж двух огней, следует держать в уме фактор блокады, превративший национализацию из просто логичного шага в вынужденный. Разумеется, бывшие владельцы донбасских активов тянут рабочие коллективы на себя, пытаясь если не сохранить предприятия за собой, то хотя бы усложнить жизнь новому руководству. В то же время, власти ДНР, само собой, также пытаются заручиться поддержкой персонала.
Но как они это делают? Согласно инсайдерской информации, борьба за умы и сердца донецких работяг ведется более чем странным образом. Говорят, что иные государственные деятели даже приезжают на предприятия, устраивают там фуршеты с коллективами, картинно сорят деньгами, раздают подарки и порой, опять же по слухам, жалуют квартиры особо нуждающимся. Хорошо, что в лучших украинских традициях, не раздают продуктовые наборы с гречневой крупой и дешевой карамелью.
Сразу оговоримся, что близость к народу – это замечательно, а предоставление нуждающимся жилплощади – так и вовсе прекрасно. Вместе с тем, подобные шаги не продвигают ДНР к решению имеющейся проблемы.
«Порадовали» и профсоюзы. Как сообщают уже провластные республиканские средства массовой информации, на минувшей неделе, представители Федерации профсоюзов ДНР посетили около полутора десятков «национализированных» предприятий, где встретились с рабочими коллективами.
«Члены Федерации профсоюзов ДНР за прошлую неделю посетили порядка 15 предприятий в Донецкой Народной Республике, где введено внешнее управление. На большинстве встреч сотрудников интересовали вопросы по погашению задолженности по заработной плате и дальнейшая судьба предприятий после перехода под юрисдикцию ДНР», - цитируют СМИ слова председателя объединения Максима Паршина.
Подобные заявления вызывают недоумение у всех, кто хотя бы приблизительно понимает, для чего когда-то были придуманы профсоюзы и какие задачи они должны выполнять. По логике вещей, Максим Паршин и его коллеги, в компании групп представителей от каждого предприятия, должны были отправиться в органы государственной власти и организовать прямой диалог. Вместо этого, как и в довоенные времена, профсоюзы играют роль не защитников прав трудящихся, а эдаких герольдов на службе у государства и новых управленцев.
Отдельно хотелось бы упомянуть о том, что представители профсоюзов, по информации СМИ, обсуждали с работниками предприятий вопросы, связанные с организацией культурно-массовых мероприятий – посещение музеев и театров. Донбасс – культурный регион. Не знаешь, что будет с твоим предприятием дальше? Не понимаешь, как смена руководство скажется на твоем стаже и переживаешь за пенсию? Зарплатные перспективы туманны? Отбрось сомнения и сходи в музей!
Почему бы, в конце концов, не рассказать людям о том, по какому же принципу формируются эти временные администрации, и кто конкретно входит в их состав? Почему, столкнувшись с настороженностью работников, не предложить им нечто вроде производственных артелей, дабы те наконец почувствовали себя хозяевами на своих предприятиях? В конце концов, факт наличия буквы «Н» в названии государства должен быть хоть чем-то обусловлен. Люди должны понимать, что народное – это «наше», а вовсе не «ничейное» и уж тем более не «чье-то».
Да, это не процент от богатств, сокрытых в недрах, как в каких-нибудь ОАЭ, но уже хоть что-то. Москва, да простит читатель за эту банальность, тоже не сразу строилась. Но, вместо этого, мы наблюдаем странные движения, секретные временные администрации и нечто, подозрительно похожее на подкуп расположения трудяг, которым, в последнее время, и так живется несладко.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Знать