Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 12 апр 19:57

Евросказки о трубе: кому нужна украинская ГТС?

Киев сообщает об очередном «проекте века» по привлечению европейских инвестиций в газотранспортную систему. Что это: Ukrainian stream, Ukrainian dream, или очередные мелкие манипуляции?
НАК «Нафтогаз» и его дочерняя структура «Укртрансгаз» подписали меморандум о взаимопонимании касательно совместной оценки возможностей сотрудничества в использовании и развитии ГТС Украины с компаниями Snam S.p.A. (Италия) та Eustream A.S. (Словакия). Радостную весть поведал премьер-министр Владимир Гройсман, который на этой неделе, в связи с истечением срока «парламентского иммунитета», просто источает позитивные новости.
«Это хороший сигнал о доверии к Украине и об уверенности в важности нашей ГТС для Европы. Мы убеждены, что сохраним свои позиции на рынке транспортировки газа. А сотрудничество, которое сегодня развивается, позволит использовать международный опыт и знания для трансформации украинского оператора по европейским стандартам», — сообщил премьер в Facebook, не преминув похвастать, что европейцы за правом вложиться в украинское достояние очередью стоят. «Планируем проводить конкурс на лучшее предложение сотрудничества. Окончательное решение относительно возможного партнерства, согласно закону «О рынке природного газа», будет принимать украинская власть», — со скромной гордостью подчеркнул премьер.
Продать ГТС, а еще лучше, так продать, чтобы деньги получить, но и «трубу» не отдать – национальная мечта Украины еще со времен первого майдана. Тогда, напомним, всерьез обсуждалось создание международного консорциума из всех заинтересованных сторон: России, ЕС и Украины, с целью модернизации на глазах ветшающей трубы. Но, «оранжевый» на тот момент, официальный Киев решил, что допуск «Газпрома» к транзитной системе - это предательство национальных интересов, ибо манипулировать вентилем, требуя скидок и уступок, а то и просто отбирать газ для собственных нужд станет тяжелее.
Нынче же официальный Киев, как емко выразился мэр города Виталий Кличко, «окрасил себя в те цвета, в которые окрасил». Условия для передачи ГТС под внешнее управление были прописаны на законодательном уровне еще летом 2014 года. Главные из них – та самая продажа без продажи, то есть контрольный пакет остается в руках «Нафтогаза» или дочерней структуры, и, конечно, только европейское или американское происхождение совладельцев.

Спустя три года мечта почти сбылась. Меморандум подписан, партнеры – настоящие европейцы, «известные» своими газовыми месторождениями Италия и Словакия. Причем, последние так любят Украину, что уже более года предоставляют ей возможность не покупать российский газ у России. А сами продают его же, но с наценкой всего-то в 10-15%. В денежном эквиваленте это десятки миллионов долларов в год, но зато премьер Гройсман и «Нафтогаз» смогли включить в отчет красивый юбилей «500-дневного отказа от российского газа». Впрочем, скорее всего, это не единственная «красивая» манипуляция в победно-газовых реляциях.
Аккурат в период торжественного подписания меморандума, «Нафтогаз» распространил официальный релиз о полученном за прошлый год почти миллиарде долларов прибыли, причем именно за транспортировку газа. Остальные направления деятельности компании, согласно отчету оказались убыточными.
Статистика, во-первых, поразительно своевременная, а во-вторых, поразительно доходчивая. Предшествовавший год компания завершила с убытками аналогичного масштаба, отношения между главным поставщиком топлива, то есть «Газпромом», и транзитером в 2016-ом точно не улучшились. Картину дополняют взаимные иски в международных судах, жалобы украинской стороны на снижение объемов, и опасения российской по поводу воровства.
Странности в отчете «Нафтогаза» отмечает Ярослав Диковицкий, много лет работающий в структуре украинского топливного монополиста. На своей странице в Facebook он приводит данные аудита, подтверждающие валовый доход компании от оптовой продажи газа свыше 17 млрд. гривен.

«Возникает простой вопрос - каким образом валовая прибыль в размере 17,413 млрд. превратился в УБЫТОК сегмента в размере 2,9 млрд.? Ответ, помимо прочего лежит в так называемых расходы неденежного характера, в частности в росте в 2016 году дебиторской задолженности на 60% (+20,7 млрд.), что достигла уже почти 55 млрд., - сообщает эксперт. - Со своей стороны утверждаю, что согласно аудиторской отчетности реализация газа для всех потребителей является прибыльной деятельностью. А вот именно в результате управления компанией «командой профессионалов» эта деятельность становится якобы убыточной».
Проще говоря, что бы ни рассказывали власти, уже существующий на Украине уровень тарифов на газ позволяет национальному оператору получать прибыль в миллиарды гривен, которую причастные к управлению лица распределяют таким образом, чтобы государству доставались только растущие долги монополиста. И так как по конечной статистике убытки налицо, то цены на газ можно повышать далее. Но в контексте данного материала, привлекает внимание не это, а усердное подчеркивание НАКом прибыльности от транзита.
Утверждать не будем, но ощущение, что доходами компании манипулируют не просто так, а в рекламных целях, складывается. И дело тут в нескольких весьма значимых факторах.
Во-первых, износ украинской ГТС давно оценивается экспертами как критический. За 10 лет принципиально ничего не изменилось – трубу надо латать или сдавать в металлолом. В существующем виде она может уже в ближайшие годы стать источником повышенной опасности. А точную сумму, необходимую на модернизацию в последнее время, кажется, даже не подсчитывали, так как таких денег в бюджете нет.
Во-вторых, в 2019 году истекает срок контракта «Газпрома» с «Нафтогазом» о прокачке газа через Украину. Продлять его россияне пока не спешат, продвигая обходные Турецкий и Северный потоки. Других стран, поставляющих природный газ на экспорт в соизмеримых объемах, вокруг Украины нет. И, соответственно, кроме РФ закачивать топливо в трубу, попросту некому.
Но тогда зачем словакам и итальянцам украинская транзитная система? Даже если предположить, что наивные европейские инвесторы верят в предоставленную широкой публике сверхдоходную отчетность, без гарантированного транзита мечта о продаже ГТС настолько же реальна, как и золото Полуботка. А в мечты в современном мире никто не вкладывается.

Возможно, отношение к ответу на этот вопрос имеет недавнее краткое сообщение СМИ о контракте, заключенном между Eustream A.S. и «Газпром экспорт» о доступе к газотранспортной сети и поставках газа сроком до 1 октября 2050 года. Как напоминают эксперты, сейчас Братислава получает газ через территорию Украины, откуда и черпает ресурс для своего реверса, а также участвует в поставках топлива в ЕС. Именно поэтому Словакия выступала против «Северного потока-2», так как он обходит Словакию, что значительно сокращает ее транзитный потенциал. Но, судя по заключенному контракту, какую-то долю опасения россияне развеяли. А меморандум Eustream с Киевом, теоретически, может предполагать простую перестраховку. Если обойти «территорию независимости» по каким-либо причинам не удастся, то «Газпром» сможет использовать часть ГТС по договоренности с европейской частью концессии, которая, в отличие от Киева, наверняка не будет ставить перед собой цели угробить проект назло Москве. Получится «Ukrainian stream» на временной или постоянной основе, но без российских вложений и с европейской ответственностью за работоспособность «потока».
Впрочем, при существующем в Киеве уровне управленцев, все может оказаться значительно прозаичней. Власти снимут пенки пиара на привлечении евроинвесторов, и все утонет в коррупции, бюрократии и антироссийском «патриотизме».
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции