Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 03 дек 15:07  Версия для печати

Заграница не поможет. Можно пилить

Заграница не поможет. Можно пилить

Пока украинская политическая машина по инерции продолжает развешивать на уши электорату лапшу о всемирной поддержке украинское европейскости, реальный сектор все осознал и начинает сворачивать газо-транспортную лавочку.

2 декабря «Нафтогаз Украины» сообщил об отмене ранее проведенных дочерней компанией «Укртрансгаз» тендеров на модернизацию некоторых объектов ГТС. Речь идет о замене оборудования на трех компрессорных станциях на сумму чуть более 4 млрд. гривен. Официальной причиной отказа от проекта объявлен планирующийся в 2019 году ввод в эксплуатацию «Турецкого потока».
Заграница не поможет. Можно пилить

«Оборудование, которое планировал закупить «Укртрансгаз» предназначалось и могло быть использовано для реконструкции компрессорных станций, задействованных только в транспортировке газа в направлении Турции, и не могло использоваться на других компрессорных станциях. Учитывая договоренность между Россией и Турцией о реализации проекта «Турецкий поток», который призван заменить транзит российского газа в Турцию через территорию Украины, такая инвестиция является нецелесообразной», - отмечено в сообщении компании.

Фактически, этим заявлением Киев расписался в готовности к значительному сокращению транзита уже в очень скором будущем, о чем, кстати, неоднократно писал и наш сайт. Напомним, две ветки «Турецкого потока» позволят уже с 2020 года прокачивать более 30 млрд. кубометров газа в год. При собственном потреблении Анкарой на уровне 14-15 млрд., остальное – уже турецкий транзит в ЕС, который Киев также может смело вычеркивать из своих активов . А вместе с ними из и так скудного бюджета страны имеют все шансы уйти около 3 млрд. долларов, причем именно в твердой валюте, вне зависимости от количества знаков в курсе гривны к тому моменту.

Изменить складывающиеся обстоятельства явно не в силах Украины. Контракт на транзит истекает как раз в 2019 году и, как уже заявляло руководство Газпрома, продлевать его российский монополист не намерен.


По подсчетам главы компании Алексея Миллера, из-за изношенности «украинской трубы» и прочих рисков, потери его холдинга могут составлять до 2 млрд. долларов в год .

Официальный Киев это, конечно же, понимает. Но так как единственная политика, которую он способен вести – это сочетание инфантильной истерики, шантажа, и непомерных требований, результаты получаются соответствующие. Если верить украинским СМИ, что, впрочем, стоит делать очень осторожно, то европейские суды уже просто завалены исками Украины к «Газпрому», но решений по искам так и нет, и, зная таланты постмайданной власти, Киев, скорее всего еще и оплатит судебные издержки. Чтобы понять, почему перспективы для Украины безрадостные, достаточно вспомнить всего один пример: украинский суд объявил «Газпром» монополистом на украинском транзитном рынке и потребовал многомиллионный штраф. И все бы ничего, если не знать, что как раз транзитом россияне на Украине вообще не занимаются.

На политическом поприще у Киева успехов вроде побольше, но в материальную плоскость за два года евроустремлений они тоже так и не перешли. С просьбами о помощи в сохранении украинского транзита, а точнее, в блокировке обходных проектов, в ЕС и Еврокомиссию обращались все, от Арсения Яценюка еще в бытность того премьером, до всего состава парламента, который буквально две недели назад выступил в защиту «Третьего энергопакета» как спасителя украинского бюджета. На днях пресс-служба президента Петра Порошенко сообщила, что тому удалось в данном вопросе даже «договориться о координации усилий» со специальным посланником Госдепартамента США по международной энергетике Амосом Хокстайном.

На словах Запад в лице своих чиновников, украинские чаяния перманентно поддерживает. Но вот на деле… Еще летом Алексей Миллер недвусмысленно предлагал европейцам заплатить за поддержку Украины: «Стороны, заинтересованные в сохранении украинского транзита, должны определить, кто именно компенсирует «Газпрому» неизбежные в таком случае потери».
Заграница не поможет. Можно пилить

А манипулировать клиентами, и реально платить – это разные вещи. Причем, если вспомнить историю «модернизационной драмы» украинской ГТС, платить надо, наверное, даже больше, чем заявлено Алексеем Миллером. Размер платежа учитывает потери при прокачке и ее стоимость, но износ системы таков, что без капремонта эксплуатация просто опасна, что регулярно подтверждается авариями на магистралях. При президенте Ющенко даже разрабатывался план создания трехстороннего консорциума Украина-ЕС-Россия для модернизации системы. Но победитель первого майдана был не меньшим русофобом, чем бенефициары второго, а сменивший его якобы «пророссийский» Янукович, как нетрудно убедиться по последним интервью беглого президента, тоже был евроиориентированным до последнего.

Так что интересы России в потенциальном консорциуме учитывать украинские президенты не стремились никогда, а отдельно европейцам труба без гарантированного газа была не нужна.


К моменту смены одного на другого стоимость работ в ценах тех лет составляла около 6 млрд. долларов, так что сегодня речь наверняка идет уже об одиннадцатизначном числе. Таких денег у нынешней Украины не просто нет, а нет шансов даже занять.

Перманентно же терять деньги ради поддержки украинского бюджета, из которого подопечные еще и воруют в четыре руки через «словацкий» и «норвежский» реверс и прочие схемы, Европа предсказуемо отказалась. Именно на это недвусмысленно намекали недавние сообщения о расширении доступа «Газпрома» к мощностям газопровода «OPAL», новости со стройплощадки «Северного потока-2» , и аккуратные высказывания еврокомиссаров по поводу возможных закупок газа из «Турецкого потока».

Украинские СМИ стараются на подобных новостях внимание не концентрировать, рассказывая об усилиях политиков, обещаниях, сигналах, маяках Запада и прочих успокаивающих вещах. Но, судя по решению «Нафтогаза» не тратить деньги на оборудование, намеки закончились и до тех, кому положено по должности, решение доведено. Пока речь идет о нецелесообразности инвестировать в «турецкую ветку», но она, как мы помним, тянет за собой другие. А ведь поток далеко не один, и под «лежачий камень» украинской недееспособной государственности ни один из них не течет.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Новости
Больше новостей »