Читать
Закрыть
Степан Никонов - 17 апр 17:00

Эрдоган победил: Турция становится президентской республикой

Граждане Турции на референдуме поддержали конституционную реформу, расширяющую права президента. Полномочия пока не султанские, страна пока не халифат, но непредсказуемости в регионе, очевидно, прибавится.
16 апреля в Турции состоялся конституционный референдум о переходе страны от парламентской к президентской форме правления. Явка составила 87,2%. После обработки 99,9% бюллетеней с минимальным перевесом лидируют сторонники реформы. «За» проголосовали 51,2% избирателей (перевес около 1,25 миллиона граждан).Конституционная реформа, поддержанная гражданами Турции, предусматривает 18 правок в основной закон. В частности, после окончательного вступления новой формы правления в силу, а это произойдет после следующих президентских выборов, глава государства будет полностью управлять исполнительной ветвью власти, получит право назначать вице-президентов и министров, а должность премьер-министра будет упразднена. Также президент получит право издавать имеющие силу закона указы, которые сразу будут вступать в силу. Парламент же имеет право аннулировать такой документ, если сочтет его противоправным. Кстати, состав парламента расшириться до 600 депутатов вместо 550 нынешних.
Выборы законодательной и исполнительной власти планируется в будущем проводить одновременно. Срок полномочий и парламента, и президента – 5 лет. Распустить парламент президент при этом может, но на перевыборы они пойдут вместе. Пребывание во главе государства ограничивается максимум двумя каденциями подряд.
В ходе предварительных дебатов и агитации сторонники власти и реформы заявляли, что перераспределение полномочий – необходимость, вызванная сложной обстановкой, в частности, высоким уровнем террористической угрозы. Дополнительным аргументом выступал предыдущий опыт, когда парламентские разногласия приводили к постоянной смене правительств и как результат, к ослаблению государственной власти как таковой. Кстати, нечто подобное было в свое время и в украинской политике, и как следствие, три из четырех президентов Украины, так или иначе, трансформировали конституцию. Правда, с референдумами в Киеве никогда особо не любили связываться, предпочитая действовать либо в стенах парламента, либо через суды. Эрдоган, как видим, оказался смелее украинских политиков, сделал ставку на работу с массами, и победил.

«Пусть итоги референдума будут на благо нашей страны. Голосование стало важным показателем того, что народ защищает свою страну, свое будущее. С помощью выбора народа мы осуществили реформу управления, важнейшую в нашей истории, — поздравил себя и сторонников с победой президент Эрдоган по итогам подсчета голосов. - Все, кто сказал да или нет, 80 миллионов человек в нашей стране и живущие за границей граждане, это наша с вами общая победа. Все споры остались позади. Мы призываем к уважению решения народа».
Главные оппозиционные партии «Народно-республиканская» и «Партия демократии народов» считают, что в процессе голосования были нарушения, сообщили, что готовятся подавать протест. Кроме того, обозреватели предполагают, что оппозиция может попробовать вывести сторонников на массовые акции протеста. По крайней мере, этим объясняется перекрытие силовиками после референдума местного «майдана» - площади Таксим в Стамбуле.
По мнению оппозиционных политиков, после реформы власть Эрдогана укрепится практически без возможности контроля над ней, а сам Реджеп Тайип получит возможность руководить страной до 2029 года. Кстати, сразу после оглашения предварительных итогов голосования в англоязычной версии Wikipedia кто-то из пользователей добавил слово «диктатор» в статью, посвященную Эрдогану. Позже правка была удалена, но осадок, как говорится, остался.
Кроме того, противники действующей власти считают, что укрепление позиций президента усилит складывающуюся поляризацию общества, и не улучшит натянутые в последнее время отношения с ЕС. Стоит напомнить, что конфликт между Анкарой и рядом европейских столиц возник, в том числе, и из-за референдума. В частности, власти Нидерландов, Германии и Франции препятствовали агитационным встречам турецких политиков с диаспорами, что привело к дипломатическому скандалу, но никак не отразилось на голосовании европейских турков. По официальным данным, именно на избирательных участках в Германии, Франции, Австрии и Голландии большинство проголосовавших поддержало проект реформы. Против высказались граждане Турции, живущие в России, Великобритании, США, Канаде.

На результаты голосования Брюссель тоже реагирует сдержанно, и не слишком дипломатично. Поздравлений Эрдоган пока не дождался. Вместо этого в адрес Анкары было направлено совместное заявление председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, верховного представителя Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Федерики Могерини и еврокомиссара по политике соседства и расширению Йоханнеса Хана, в котором чиновники призвали турецкое руководство добиться «максимального консенсуса» среди населения при воплощении конституционных изменений. Глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль заявил: «Хорошо, что избирательная кампания, которая велась так горько, в том числе и у нас в Германии, теперь позади».
В Греции, у которой, напомним, с Турцией территориальный спор из-за Кипра, представители партий власти оценили результат скептически. Так, Евродепутат от Коалиции радикальных левых СИРИЗА и вице-спикер Европейского парламента Димитрис Пападимулис назвал победу Эрдогана сомнительной и маргинальной. Депутат греческого парламента Андреас Ловердос в Twitter и вовсе заявил, что «теперь в Турции режим цезаря».
Обеспокоенность расширением полномочий турецкого президента выразили и в России, у которой в последние годы отношения с Анкарой неоднократно менялись от добрососедских до почти враждебных и обратно.

По мнению первого зампреда комитета Госдумы по международным делам Дмитрия Новикова, «амбиции президента Турции в связи с переходом на президентскую форму правления с парламентской, могут сделать турецкую политику менее предсказуемой и более агрессивной». Задуматься об этом политик предлагает и Москве, и Евросоюзу. «Но потенциал для развития двусторонних отношений с Россией существует и его необходимо использовать», - подчеркнул он.
В общем, получается, что реформа турецкая, но следствия будут значительно масштабней. Почти гарантированно изменятся взаимоотношения Турции и Европейского союза, тем более, что сразу после победы на референдуме Эрдоган сообщил о намерении провести еще два плебисцита: о целесообразности продолжения переговоров о вступлении в ЕС и о возвращении смертной казни. Для современной толерантной и ультралиберальной Европы неприемлема, скорее всего, даже постановка второго вопроса, и судя по тому, что Эрдоган рискует поднимать эту тему – попытку госпереворота он Западу не простил, и к дальнейшей конфронтации готов.
С другой стороны, рассчитывать, что Турция от ЕС безоговорочно качнется в сторону России тоже не стоит. Как бы там ни было, Анкара – член НАТО и ключевой партнер Европы в вопросах контроля над миграцией, кроме того, нее есть собственные интересы на Ближнем Востоке, которые далеко не полностью совпадают с московскими. Скорее, получив больше власти, Эрдоган попробует продолжить балансировать между интересами США, ЕС и России. А вот насколько ему это удастся, и не приведут ли более самостоятельные действия турецкого лидера к ухудшению обстановки в регионе, покажет только время.
Официальные результаты референдума будут оглашены только через 10-12 дней, в течение которых оппозиция намерена воспользоваться правом на апелляцию. Но, учитывая самоуверенность в действиях власти, скорее всего, оспорить общий результат противникам Эрдогана не удастся. Кроме того, если о прошедшем голосовании внутри страны, не будучи посвященными в тонкости местных политических традиций, судить тяжело, то результат волеизъявления европейских диаспор показателен сам по себе. За турецкий аналог «сильной руки», как называют концентрацию власти в славянских странах, проголосовали жители Германии, Нидерландов и Франции, которые, казалось бы, должны быть наоборот сторонниками более либерального подхода в управлении.
Похоже, действующая в Старом Свете политическая модель перестает отвечать вызовам времени, и турецкие диаспоры присоединились к так называемым евроскептикам, поддержав усиление власти на Родине. Между тем, самим европейцам вскоре тоже придется делать подобный выбор. Через неделю, 23 апреля, состоится первый тур президентских выборов во Франции. Менять систему управления избирателям пока не предлагают, но выбор между возвратом к некоему консерватизму и приоритету национальных интересов, и продолжением политики наднациональной глобализации стоит достаточно остро. В Германии, напомним, выборы в Бундестаг пройдут уже этой осенью.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Знать