Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 29 апр 12:30  Версия для печати

«Хороший уголь на дороге не валяется»: куда может поставляться топливо Донбасса

«Хороший уголь на дороге не валяется»: куда может поставляться топливо Донбасса

Согласно законам физики, если где-то убывает, то где-то обязательно прибывает. Украина от топлива из республик Донбасса отказалась, но миллионы тонн угля «зависнуть в воздухе» не могут, как бы того не хотели национал-блокаторы.


Заморские перспективы
В последнее время в СМИ появился ряд информационных сообщений, недвусмысленно намекающий, что без реализации угля Донбасс не останется. Заместитель главы Минэкономразвития Сергей Назаров, который также возглавляет межведомственную комиссию по оказанию гуманитарной помощи Донецку и Луганску, сообщил о возможном черноморском маршруте для угольной продукции региона. По его словам, республики Донбасса поставляют добытое топливо в третьи страны, и Турция может быть одной из них. Как отмечают СМИ: «работа в этом направлении уже ведется, торговые отношения будут установлены не в будущем, а уже сейчас».

Очевидно, что даже без учета «многовекторности» собственной политики, рисковать с закупками с непризнанных территорий Анкара бы не стала. Но, как обращают внимание обозреватели, у российского бизнеса, похоже, есть опыт обхода «острых углов». К примеру, недавно Россия существенно нарастила экспорт угольной продукции в Китай. На фоне усиливавшегося международного давления на Пекин за поддержку КНДР, которое, напомним, достигло пика с выдвижением американских авианосцев к Корейскому полуострову, КНР была вынуждена в марте отказаться от привычных закупок угля у Пхеньяна. Кроме того, рост китайского импорта подстегнул рост потребностей местной металлургии. В итоге российские поставки в Поднебесную выросли на 19,5%, до 2,3 млн. тонн. Также увеличили собственный импорт в Китай Австралия, Монголия и Индонезия.

«Понятно, что речь не идет именно о донбасском угле, идет процесс замещения, - отмечает известный блоггер Михаил Онуфриенко в своем ЖЖ. - Учитывая положение на Донбассе, уголь из России и впредь будет успешно продаться в большем количестве, чем раньше».

Кстати, стоит отметить, что официально, по словам Назарова, Россия в дополнительном угле не нуждается и закупок для себя не ведет. При этом, согласно официальной статистике, экспорт российских угледобывающих компаний в 2016 годы вырос до 165 млн. тонн (+ 9% к предыдущему году), а импорт снизился до 20,46 млн. тонн (-10,6%). Впрочем, как убеждены отраслевые эксперты, ни Китай, ни Турция украинского рынка Донбассу не заменят. По крайней мере, не полностью.

Украина: нужный ненужный антрацит
О том же, правда без привычного патриотического пафоса сообщаю и украинские СМИ, обнаружившие очередную «угольную зраду». Речь идет о победе в тендере «Центрэнерго» грузинской компания Sakhnakhshiri GIG Group, которая обязалась поставить на Трипольскую и Змиевскую ТЭС 700 тысяч тонн угля. Вокруг этого сообщения уже несколько дней не утихают смех сквозь слезы в экспертном сообществе и чувство антикоррупционной неудовлетворенности в патриотическом сегменте.

«Во-первых, зачем ЦЭ столько не антрацита - 700 тыс. т? В 2016 г. потребности покрывались за счет внутренней добычи, которая у нас на 3% выросла. В-вторых, цена - 97 долл./т. Антрацит в ЮАР (Ричард Бэй) обойдется ДТЭК существенно дешевле - до 70 долл/т (без фрахта). В Роттердам+ эта цена «не впишется». В-третьих, ни в одном из источников, в т.ч. на оф сайте GIG, нет информации об объемах добычи компанией угля в Грузии», - написал на странице в Facebook эксперт в области энергетики Дмитрий Марунич. В комментариях под постом разгорелась масштабная дискуссия, об антраците речь идет или нет, так как общеизвестна только калорийность топлива, под которую, насколько можно судить, подпадают несколько марок углей.

Но прелесть, собственно, даже не в этом, а в том, что Грузия в принципе не является хоть сколько-нибудь значимым экспортером угля. В стране есть несколько месторождений, которые обеспечивают внутреннее потребление, и все. Как сообщают журналисты одесского издания «Таймер», сама Sakhnakhshiri GIG Group имеет отношение к добыче газовых углей, но ранее на энергетическом небосклоне отметилась только поставками в Болгарию топлива, которое перекупала у офшора Bremer International Limited. Эта компания, в отличие от грузинской, на Украине известна. И известна тем, что СБУ обвиняла ее в торговле топливом из Донбасса. Кстати, конкурентом Sakhnakhshiri по тендеру была польская I-Coal Sp. z o.o, которую СБУ подозревала в аналогичных действиях.

Круг, как говорится, замкнулся, не забыв включить прибыль для всех заинтересованных лиц. В их число, кроме руководства «Центрэнерго» и контролирующих госэнергетику ставленников Порошенко, войдут подзабытые и обносившиеся после отставки реформаторы-легионеры. Если верить СМИ, собственники победившей Sakhnakhshiri близки к бывшим чиновникам времен президентства Михаила Саакашвили, которые и сегодня спонсируют его политпроект на «исторической Родине».

Кстати, обойдется это украинцам почти недорого – всего 1,8 млрд. гривен без НДС, что условно равно 97 долларов за тонну и более чем на треть дороже, чем средняя цена в прошлом году. Впрочем, «грузинские шалости» могут показаться ничтожными на фоне обещания профильного министра Игоря Насалика закупить у США 3,5 млн. тонн антрацита «по интересной цене». Учитывая опыт поставок «южноафриканского угля» из Новосибирска, происхождение его может быть покрыто не меньшим мраком, чем в случае Sakhnakhshiri, но принадлежность к «оплоту демократии» неминуемо учтется по дополнительному тарифу.
«Хороший уголь на дороге не валяется»: куда может поставляться топливо Донбасса

В общем, как и сообщалось ранее, уголь скорее всего будет тот же, просто возить его будут в обход. При этом, скорее всего, общий объем закупаемого Украиной в ЛДНР топлива все же снизится за счет удорожания схем, мер по экономии дефицитного топлива и, возможно, перевода некоторых мощностей на другие марки.

О подобных проектах, напомним, ранее сообщал министр Насалик, а на днях над аналогичным задумался ДТЭК. «Мы сейчас перестраиваем всю идеологию бизнеса на увеличение добычи марки «Г» чтобы заменить антрациты, потерянные на Донбассе, - признал окончательную потерю активов гендиректор ДТЭК Максим Тимченко. - В ситуации глубокого дефицита угля нужно принимать реальные действия, принимать быстрые решения, чтобы подготовиться к зиме». В отличие от киевского Минугля, планы ДТЭК, скорее всего, реальны, так как, во-первых, компания располагает собственными мощностями по добыче газовых углей. Украина их уже в прошлом году импортировала, и соответственно для того же «Центрэнерго» смена марки топлива на самом деле даст не многое. Во-вторых, конечному потребителю ДТЭК продает электроэнергию, причем в государстве нынче действуют такие правила, что топить ТЭС можно напрямую долларами, не то что импортным углем – оплатит все конченый потребитель.

Так что, с одной стороны, без сбыта Донбасс не останется. С другой, если проекты по замещению антрацитов на Украине будут реализованы, то потребность западной соседки республик в антраците действительно снизится, и турецко-китайские схемы придутся кстати. И главное, чтобы в этих и других схемах, подробности которых, в силу ряда обстоятельств, никогда не станут достоянием общественности, не оказалось, что производить «грузинский», «американский», «африканский» или «российский» уголь выгоднее на «копанках» и «дырках», чем на нормальных предприятиях. Таковые риски, признаем, есть, а неофициально-подпольное сотрудничество всех заинтересованных сторон создает идеальные условия для процветания нелегальной добычи во вред угледобывающей отрасли и республике в целом. «Копанки» были бичом края с момента обретения Украиной «незалежности», и дай Бог, чтобы у молодого государства хватило сил и «моральной устойчивости» чиновников не пойти, в погоне за объемами экспорта, по этой опасной дорожке.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »