Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 31 авг 12:12

Гибридный уголь или О чем молчит украинская энергетика
Чиновники украинского Кабмина не устают ублажать патриотическую общественность сообщениями о полном отказе от «агрессивного топлива» из России и Донбасса в пользу политически корректных «альтернативных поставок». Стоит ли республикам паниковать из-за возможной потери угольного клиента?
Чем ближе к зиме, тем теплее обещание Минэнергоугля Украины и его главы Игоря Насалика. На днях глава ведомства в очередной раз заверил население, что причин для волнений нет, подготовка идет по плану и зимой власти всех обогреют.
«У нас четко расписано и утверждено Кабмином постановление по подготовке к осенне-зимнему периоду, которое предусматривает соответствующие запасы угля, газовой и антрацитовой группы, подготовленность жилищно-коммунального комплекса. И министерство, и те другие министерства, которые принимают в этом участие, показали высокую готовность. Те основные параметры, предусмотренные постановлением Кабмина о подготовке, практически выполнены», – бодро заявил Игорь Насалик в эфире телеканала «112».
Уголь, которым ведомство Насалика усиленно набивает закрома Родины, по его словам никакого отношения к «агрессору» и его сторонникам в Донбассе не имеет, и закупается в братской ЮАР. «Министерство разработало программу подготовки к осенне-зимнему периоду, у нас предусмотрено запасы 2,2 млн. тонн, — рассказал он. — Мы разработали план, и 3 дня назад уже пришло первое судно, это швейцарская фирма поставляла, это частные отношения между «Центрэнерго» и другими компаниями», - раскрыл подробности министр, и сразу вызвал ряд весьма обоснованных подозрений и в конкретном угле, и в готовности его ведомства к зиме в целом.
Начнем с частного. Как сообщила госкомпания «Центрэнерго», 25 августа в морской порт Южный балкер Coronis доставил 71,7 тыс. тонн энергетического угля из Южно-Африканской республики (ЮАР). «В ближайшее время первые 50 вагонов будут отправлены на склады Трипольской ТЭС. Полная разгрузка всех контейнеров судна займет около 4-5 дней», - подчеркивали на тот момент в компании. Прибытие этого судна ранее анонсировал министр Насалик. Но прелесть ситуации в том, что согласно данным AIS (Автоматической Идентификационной Системы, которая по решению Международной морской организации обязательна для установки на всех грузовых судах водоизмещением более 500 регистровых тонн – прим. ред.), после разгрузки балкер направился в Новороссийск, который, по мнению некоторых обозревателей, и стал на время тем самым «южноафриканским портом», отгружающим Украине «гибридный уголь».
Также некоторые вопросы вызывает и проведение сделки через Швейцарию, в которой, как известно в довоенные времена любили размещать офисы компании, занимающиеся перепродажей, в том числе и по государственным же тендерам, донецкого же уголька. К примеру, именно этим занимались угольные активы приснопамятного Януковича-младшего и некоторых других топливных олигархов.
Кстати, еще не так давно Игорь Насалик категорически отвергал возможности и закупок южноафриканского угля, так как прошлогодний опыт его предшественника доказал, что данное топливо отлично греет карманы заинтересованных чиновников, но не подходит для украинских ТЭС.
Видимо, отраслевому министерству уж лучше получить шквал критики за Южную Африку, чем мусорную люстрацию за недостаток патриотизма и сотрудничество с «ворогами» из Донбасса или России.
Если по поводу явно более северного происхождения «южноафриканского» угля у отраслевых экспертов сомнений почти нет, но муссировать тему находящиеся в Украине специалисты не спешат, то по поводу накопления топлива на складах бить тревогу самое время.
Как недавно отметил в своем блоге член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, правительство провалило работу по накоплению запасов угля на складах ТЭС. Особенно это касается угля марки антрацит. Поэтому распоряжение №566, которым был утвержден план подготовки ТЭК Украины к осенне-зимнему периоду, не будет выполнено. «Можно однозначно утверждать, что со стороны правительства имел место факт сознательного срыва и саботажа выполнения своего же распоряжения. На складах за два оставшихся месяца будет накоплено существенно меньше угля и тем более не удастся обеспечить наличие 1,4 млн. тонн антрацита. В лучшем случае запасы этого вида угля составят около 1 млн. тонн», - предупреждает эксперт. И политкорректно намекает, что с такими темпами ход отопительного сезона 2016-2017 гг. будут определять поставки импортного угля из ЮАР или из России. Да от зависимости от топлива из Донбасса Киеву деться некуда.
Оценка Корольчука по поводу миллиона тонн антрацита может оказаться даже оптимистичной. Как сообщает портал UA Energy, по состоянию на 29 августа, то есть уже после прихода угольного, запасы на складах тепловых электростанций составили 910.2 тыс. тонн, в том числе антрацитов – 352 тыс. тонн. При этом из-за отсутствия углей антрацитовых марок на 28 августа вне резерва находились 11 энергоблоков тепловых электростанций суммарной мощностью 2805 МВт.
Учитывая, что порт Южный в Украине единственный, имеющий мощности для приема углей, и их пропускная способность всего 400 тыс. тонн в месяц, чтобы получить вожделенный 1 миллион на складах, сентябрь и октябрь Минэнергоугля должно заводить в Южный по 6 подобных Coronis кораблей. Более того, в разгрузке не должно быть ни единого сбоя, и что главное, эти два месяца ТЭСы не должны его потреблять, что в отличие от предыдущих пунктов, невозможно даже теоретически. Тем паче, что если сентябрь еще относительно теплый месяц, то в октябре население и многие коммерческие структуры неизбежно включат обогреватели.
Так что выбора у Игоря Насалика особого нет. С точки зрения нынешнего официального Киева, если он перекрасит стоящие блоки в желто-голубые цвета, то сделает для подготовки к зиме больше, чем если загрузит эти генерации «политически вредным» углем из Донецка и Луганска. Вот и приходится министру, с одной стороны непрестанно убеждать местные СМИ и бдительных патриотов, что с «агрессивным углем» они не контактируют, а с другой – продолжать закупать уголь у республик Донбасса, информационно маскируя его под диверсифицированные поставки.
Это, кстати, подтверждается и недавним сообщением «Укрзализныци», которая сообщала о намерении увеличить пропускную способность, так как «выполняет поставленную правительством Украины задачу по обеспечению ТЭС энергетическим углем».
То же подтверждают республиканские источники. Так, после возобновления в июле железнодорожного сообщения с Украиной информации о прекращении отгрузки, вопреки заявлениям Насалика, от донецких горняков не поступало. Более того, на днях вице-премьер республики Александр Тимофеев недвусмысленно напомнил нашим «украинским партнерам», что от донбасского уголька Украина зависела, зависит, и будет зависеть. А так как в республике экспорт топлива – полностью прерогатива государства, то шутить накануне осени и зимы Киеву не стоит. «Государство может сколько угодно гнуть свою линию и не поступаться своими интересами, но оставить свой народ без тепла, электричества и топлива решится только поистине бессмертное правительство – Украина не исключение, - говорится в сообщении на сайте Совета министров ДНР. - В случае если нам необходимо будет «усмирить пыл» Киева, а другие аргументы окажутся неэффективными, то мы просто прекратим поставку угля на территорию Украины. Как показывает практика, лишенная угля, замерзшая и голодная Украина куда охотнее идет на диалог».
В итоге, добившись «полной газовой независимости от России» путем закупки российского газа по завышенной цене у словаков, Украина уверенно идет к «независимости угольной», превращая вполне себе донбасско-российское топливо в некий «гибридный уголь», который если не согреет, то точно порадует патриотов зимой.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции