Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 05 авг 13:28

Кручу верчу, отопить хочу. Киев придумывает угольную альтернативу Донбассу

Киевское Минэнергоугля не устает интриговать обывателя новыми «схемами диверсификации» и «технологиями экономии». Но лето, когда надо было готовить сани, заканчивается, а ответа на вопрос, есть ли у населения Украины шанс провести зиму со светом и теплом все также не видно.
Как известно, постмайданный стиль управления всеми процессами в Украине – это максимум пиара с минимумом практических действий. Министерство энергетики и угольной промышленности этот тренд не обошел, хотя даже неспециалистам понятно, что газетными достижениями ТЭС не загрузишь и население не обогреешь. 4 августа профильный министр Игорь Насалик сделал очередные заявления, призванные успокоить общественность по поводу прохождения предстоящего осенне-зимнего сезона. Интерес он, конечно, пробудил, а вот успокаиваться мы бы украинцам не советовали.По его словам, министерство отыскало некий «альтернативный донбасскому антрациту уголь», первая партия которого причалит к украинским берегам уже 20-21 августа. Строго по законам жанра драматургии страна-поставщик названа не была, оставив почву для догадок и домыслов. Вместо этого чиновник признал, что от донбасского угля совсем отказаться все же не получится, но заверил, что это сотрудничество будет минимизировано и Украина постарается «диверсифицировать поставки». Собственно судно с «углем инкогнито» - это как раз первая ласточка очередной стадии «энергетической независимости».
Вообще, понятие диверсификации, а точнее, «дерусификации» и «дедонбассизации» энергетики, если можно так выразиться, для Украины за последние два года стала просто неким фетишем, за который приходится платить. По подсчетам экспертов, киевский бюджет ежегодно переплачивает европосредникам сотни миллионов долларов. Естественно, течет «реверсный газ из Словакии» не без пользы для власть имущих, так что «альтернативный уголь», вероятно, скорее обогреет чиновников, чем простых украинцев.
Если же отстраниться от политико-коррупционных хотелок и пожеланий Киева, то стоит вспомнить, что больше половины тепло генераций Украины строились именно под использование антрацитовых углей Донбасса. Заменить их возможно теоретически, но, скорее всего, неэффективно практически. Во-первых, потому что основные залежи этих углей марок в мире расположены в России, ЛДНР, Вьетнаме, Китае и Южной Корее, в нескольких месторождениях Европы и в США. Есть еще и ЮАР, но с африканским углем Украина уже позорилась, так что даже Насалик вынужден был заявить, что он «непонятный». Во-вторых, логистическое плечо доставки из любой из указанных стран, в том числе и из российского Кузбасса, делает антрацит золотом без всяких дополнительных эпитетов и кавычек.
Впрочем, опять-таки теоретически, у Киева есть третий путь решения антрацитовой проблемы – перевод ТЭС на другое топливо, которым их смогут обеспечить оставшиеся на подконтрольной Украине территории шахты. Правда, пока ведомственная политика по отношению к шахтерам ведет к тому, что вскоре у Украины не будет своего угля как такового. В СМИ постоянно упоминаются протесты горняков Львовско-Волынского бассейна, а в последнее время к ним присоединились и сотрудники «Красноармейскугля» и «Селидовугля», которым государство все еще не выплатило зарплату за май и последующие месяцы. Но пока энергетический уголь у Украины все еще есть, отраслевое министерство, всего через два года после ухода Донбасса с его «ненужным» углем, наконец пришло к мысли о замене вида топлива ТЭС.
По словам Игоря Насалика, министерство одобрило проект реконструкции двух блоков Змиевской ТЭС. Мощности планируют перевести антрацитовых марок угля на газовые, на что будет выделено 170 млн гривен (без малого 7 млн. долларов по нынешнему курсу). Средства для небогатого украинского бюджета значительные, но насколько эффективна реструктуризация всего одной станции – вопрос. Причем для того, чтобы этот эффект хоть как-то проявился нужно успеть провести работы до октября, а зная многолетнюю привычку Минэнергоугля выделять обещанные средства с опозданием на месяц-два, жителям отдельных районов Харьковской, Полтавской и Сумской областей как раз пора волноваться. Пикантности ситуации придает тот факт, что Змиевская ТЭС входит в ОАО «Центрэнерго», которое Украина, в числе других активов мечтает выставить на приватизацию. То есть реконструировать за бюджетные деньги могут предприятие, которое тут же уйдет в частные руки.

«На сегодняшний день мы сформировали схему, технологическую, где мы можем экономить антрацитовый уголь на генерациях, которые у нас есть, и запасы угля на сегодняшний день, они обеспечат полностью прохождения зимы без всяких вариантов», - попытался внушить оптимизм населению Игорь Насалик.
Обыватель, конечно, на скучные профильные сайты не ходит, и оптимизмом, возможно, проникается. Между тем, по сообщению НЭК «Укрэнерго» всего за последнюю неделю июля запасы угля на складах ТЭС Украины уменьшились на 12,3% - с 1 млн. 60,6 тыс. тонн до 929,8 тыс. тонн. Запасы углей антрацитовых марок снизились на 6,9% – до 342,3 тыс. тонн, в том числе 45,7 тыс. тонн на Луганской ТЭС, которая, напомним, находится в г. Счастье и питает в основном Луганскую Народную Республику. Ранее компания сообщала, что за июнь запасы сократились на 34,5% (на 842,4 тыс. тонн) и к 1 июля составили 1,6 млн.
Сокращение запасов в июне в первую очередь объясняется прекращением поставок топлива из Донбасса, которые возобновились только в конце июля. Но тенденция для Украины все равно не радостная. Как еще до войны отмечали специалисты, для гарантированно спокойного прохождения зимы на ТЭС и ТЭЦ должно быть не менее 2,5-3 млн. тонн. И это, обратите внимание, по сути, страховочный запас, так как в мирных условиях на ТЭС продолжалась ежесуточная отгрузка с шахт. Со смертью промышленности и уходом двух крупных регионов, потребление электроэнергии, конечно, сократилось, но без летнего пополнения складов осень и зима могут стать неприятным сюрпризом. Причем если ранее базовый уровень генерации давали АЭС, а тепловая энергетика регулировала суточные пики, то сегодня атомщики в не меньшем загоне. Ряд блоков стоит в ожидании средств на ремонты, загруженные «неродным» топливом Westinghouse блоки с завидным постоянством выходят из строя, а правительство вгоняет экспертов в ужас намерением еще и маневрировать реакторами.
В чем бы ни убеждал Игорь Насалик население, уголь Украине нужен «без всяких вариантов», как он выразился. Причем уголь, скорее всего, именно донбасский. И хотя торговые отношения воюющих сторон – тема сомнительная по целому ряду морально-этических и политических причин , в точки зрения энергетики без него наши бывшие сограждане рискуют, как минимум замерзнуть. Как максимум – получить гуманитарные катастрофы в ряде населенных пунктов, так как все современные системы коммуникаций работают от электричества.
Думается, это понимают и в Минэнрегоугля. Просто в стране победившего майдана чиновники должны делать не то, что должны, а то, что велит «патриотическое чутье» и политический момент. Способны ли эти эфемерные категории обогреть узнаем уже в этом сезоне.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции