Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 15 мая 16:50  Версия для печати

Евразийская логистика. Угадайте, кого обойдут

Евразийская логистика. Угадайте, кого обойдут

14-15 мая в Пекине лидеры 29 государств и руководители международных структур обсуждали новый глобальный проект Китая. В рамках стратегии «Один пояс — один путь» КНР предложила связать удобными торгово-транспортными коридорами всю Евразию, но почему-то, в обход Украины.

Новую стратегию экономического развития «Один пояс — один путь» Китай презентовал еще в 2013 году. За прошедшие годы стратегия неоднократно обсуждалась во всевозможных форматах. И так как проект действительно глобальный, так что расценивать его длительное рассмотрение всеми сторонами как пробуксовку, пожалуй, не следует. Как подсчитали СМИ, положительно стратегию оценили представители более чем 100 стран и международных организаций. За три года в рамках «пояса» было подписано около 50 межправительственных соглашений, а инвестиции уже составили свыше 50 млрд. долларов.

Если не вдаваться в подробности и нюансы, то Пекин предлагает близким и дальним соседям упрочить экономические связи и обустроить собственную инфраструктуру так, чтобы торговать было удобно и дешево от Тихого Океана до Балтики и Атлантики, а заодно в Индонезийском регионе, на Ближнем Востоке и Средиземноморье. Вопреки названию, путь, на самом деле предполагается далеко не один. Ключевых направлений два - экономический пояс Шелкового пути и Морской шелковый путь, и на каждом страны-участницы, очевидно, могут создавать удобные развилки и ответвления.
Евразийская логистика. Угадайте, кого обойдут

С точки зрения интересов «всемирной мастерской», как давно и заслужено называют Китай, предложение более чем логично. Мир, так или иначе, массово покупает товары made in China, а то, что он делает это с переплатой на логистику, таможни и прочие меры не только удорожает для конечного потребителя продукцию «поднебесных» предпринимателей, так еще и порождает в головах некоторых западных политиков мысли о защите собственных рынков и прочем протекционизме. Впрочем, остальные участники наверняка также могут получить массу плюсов от активизации торговых отношений, а заодно рассчитывать и на китайские инвестиции в свою инфраструктуру. Как недавно сообщал заместитель главы государственного комитета по реформам и развитию Нин Цзичжэ, в ближайшие пять лет КНР планирует инвестировать в страны «пояса и пути» около 600-800 миллиардов долларов. Средства, признаем колоссальные даже для членов так называемого «золотого миллиарда», не говоря уже о ряде менее благополучных регионов, через которые Пекин намерен провести новые торгово-транспортные потоки.

Судя по карте, тиражируемой СМИ, новые коридоры, вслед за газо-транспортными потоками, пройдут в обход «центра Европы», каковым с некоторых пор считает себя Украина. А так как самостоятельно Киев вряд ли способен встроиться в глобальный проект, то его последнее геополитическое преимущество – роль связующего моста между Россией и ЕС, Европой и Азией, уходит в прошлое. Основные центры силы на континенте в ней попросту не нуждаются уже в среднесрочной перспективе, о чем прямо свидетельствует позиция Германии по «Северному потоку-2», непротиводействие Брюсселя строительству «Турецкого потока» и даже робкие напоминания о проекте потока «Южного». И инициатива Китая, совсем неслучайно обходящая Украину через территорию России, Белоруссии и Польши – не более чем фиксация глобального тренда.

Конечно, до полной реализации намеченного Си Цзиньпином еще достаточно далеко. Да и о том, что ни одно глобальное начинание без минусов не обходится, забывать тоже не стоит. Очевидно, что подобным начинанием Китай пытается дополнительно усилить свое геополитическое влияние, что, кстати, становится особо актуальным на фоне напряженности во взаимоотношениях Пекина и Вашингтона. А значит, противодействовать интеграционному проекту будут не столько экономические, сколько политические факторы, что уже наглядно продемонстрировали власти той же Индии, проигнорировавшие форум из-за политических разногласий с КНР по поводу спорных территорий между Индией и Пакистаном.

И все же, даже без официального Дели, «караван» потихоньку идет вперед. На форуме в Пекине проект «Один пояс — один путь» поддержал генсек ООН Антониу Гутерриш, который отметил, что хотя подобные инициативы, безусловно, являются продвижением китайских инвестиций и товаров, но все же выгодны всем участникам.
Евразийская логистика. Угадайте, кого обойдут
«Это как раз и является обоюдовыгодной ситуацией, когда ты стараешься помочь другим разбогатеть и при этом ты сам богатеешь. Если все будут поступать так же, этот мир станет намного лучше, — отметил он. - Этот проект направлен на объединение людей, он создается не только для развития, но и ради достижения мира. И именно поэтому эта инициатива так сильно связана с программой действий ООН, которая направлена на достижение стабильного развития и прочного мира».


Также позитивно проект оценивают и во Всемирной торговой организации (ВТО), которая уже подписала с Пекином соглашение, согласно которому стороны обязываются оказывать техподдержку не только предприятиям, но и властям стран Шелкового пути, нуждающимся в создании торговой инфраструктуры.

«Мы собираемся помочь им в создании условий, которые были бы благоприятны для бизнеса малых и средних компаний», — сообщил гендиректор ВТО Роберто Азеведо. В силу не только геополитических, но и сугубо географических условий, подобные проекты невозможны без Российской Федерации, где также намерены присоединиться к подобным «путям».
Евразийская логистика. Угадайте, кого обойдут
«Все, что предлагается, находится в тренде современного развития, чрезвычайно необходимо и в высшей степени востребовано. Именно поэтому Россия не только поддерживает проект «Один пояс — один путь», но и будет активно участвовать в его реализации совместно с китайскими партнерами и, конечно, со всеми другими заинтересованными странами», — сообщил российский президент Владимир Путин, принимавший участие в работе форума.


В целом, не стоит забывать, что новый проект Пекина – это не ГТС или «поток», которые ценны только в целостном комплексе и полной загрузке. По сути, каждый введенный в эксплуатацию инфраструктурный объект, каждое достигнутое соглашение между странами-участницами, уже будет давать конкретный экономический результат, и приносить дивиденды политикам, содействовавшим появлению точки роста. Так что, как бы ни сложилась общая судьба «поясов и путей», а надо отдать должное Поднебесной, там умеют воплощать запланированное в реальность, на экономику материка и евразийскую политику они однозначно повлияют.

На этом, без преувеличения глобальном, фоне безумные прожекты Киева с собственным железнодорожным «Шелковым путем» через три моря в Китай и по отсутствующим рельсам в Иран, сторонними наблюдателями воспринимается как защитная реакция не слишком зрелой психики. Если бы в Киеве не декоммунизировали Булгакова, то могли бы перефразировать классика: «Увы, не нам, не нам, - грустно заговорил бы Гройсман словами классика, - а ему достанутся инвестиции, рабочие места и рост товарооборота, о которых мы, бедные скитальцы, так мечтали с тобой, положение наше печально и затруднительно, и я не знаю, как быть». Но так как писатель вычеркнут из памяти властей, Украине остается готовиться к уделу мировой периферии прямо в географическом центре Европы.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »