Читать
Закрыть
Георгий Авдеев - 29 июн 15:35

«И четырех лет не прошло»: В Москве поняли, что Украина - враг

Фраза «они начинают о чем-то подозревать», ставшая весьма популярной в «постмайданной» Украине, отныне вполне применима и к представителям российских политических элит. Спустя три года бесконечных убеждений, официальная Москва, судя по всему, начала понимать, что нынешняя Украина – это не досадная помеха, но серьезный и бескомпромиссный противник, который, день ото дня, становится лишь сильнее и наглее.
Позиция Москвы касательно всего многообразия последствий вооруженного государственного переворота в Киеве, была выработана еще зимой 2014-го года и, с тех пор, мягко говоря, утратила свою актуальность.Следует отметить, что несмотря на очевидно антироссийский вектор, провозглашенный «революционными» украинскими властями уже на финальном этапе протестов, Россия избрала путь мягкого давления и выжидания. Даже возвращение Крыма и поддержка народа Донбасса в борьбе за независимость – это наименьшее, что Россия могла сделать для обеспечения собственной безопасности и безопасности этнических русских с украинскими паспортами. За подобную мягкотелось, к слову, Россию и ее президента Владимира Путина, и по сей день критикуют даже самые преданные сторонники.
В теории, позиция казалась вполне обоснованной. Непрофессионализм и тотальная коррумпированность новых украинских элит, вкупе с демонстративным радикализмом и привычкой дробить общество на противоборствующие лагеря, должны были привести к затяжному общественно-политическому кризису, масштабным акциям протестов, на фоне безработицы и нищеты, и, как итог – распаду Украины. Россия, в определенном смысле, даже способствовала этому, усиливая экономическое давление.
Появившиеся несколько позже Минские соглашения, по логике вещей, должны были стать еще одним фактором давления. Логика проста и понятна любому, кто пусть даже поверхностно знаком с условиями, на которых непризнанные республики Донбасса должны были вернуться в состав Украины.
Именно Донбасс, с его антикиевским населением, должен был, во-первых, существенно изменить политический расклад на очередных выборах, а, во-вторых, запустить процесс федерализации Украины. Ведь какой регион, глядя на автономные Донецк и Луганск, не захочет получить больше свободы от метрополии? Но что-то пошло не так.
Вопреки широко распространенному среди украинской патриотической тусовки мнению, официальная Москва явно не стремилась глубоко вмешиваться в украинский вопрос, что обусловлено тремя основными факторами. В первую очередь, конечно, речь шла о нежелании отдельных представителей российских элит портить отношения с Европой и США.Во-вторых, красной нитью через всю эту непролазную историю украино-российского противостояния, тянется известный тезис – «простые украинцы не являются врагами России, а потому нельзя портить им жизнь». Этим, в первую очередь, обусловлено и нежелание Москвы вводить визовый режим с Украиной, а также применять куда более жесткие меры давления на Киев, например, оказания Донбассу прямой военной поддержки.
В-третьих, конечно же, здоровый прагматизм. Украинский народ и без того взвинчен антироссийской государственной пропагандой. Любые попытки усилить давление, в том или ином направлениях, привели бы лишь к усугублению ситуации. Вот Москва и старалась, по возможности, протягивать украинцам руку помощи. Впрочем, без особого успеха.
Проблема лишь в том, что все это прекрасно видели, как те политики, что реально контролируют процессы в Киеве, так и их «старшие партнеры» из Вашингтона и Брюсселя. Общественно-политический и финансовый кризисы продолжаются в Украине по сей день и, надо полагать, в ближайшие годы не закончатся. А вот каких-то масштабных протестных движений, переходящих в полноценное восстание, так и не случилось.
Причин тому достаточно много. С первых дней, украинские власти, явно не без помощи Запада или при его активном науськивании, буквально растоптали любые ростки протеста. Либо путем официальных запретов, как это было с «КПУ», либо путем запугивания, уголовного преследования или устранения. Примеры журналиста Олеся Бузины, оппозиционного политика Олега Калашникова и многих других, включая и людей, убитых в одесском Доме профсоюзов, для многих стали поводом уйти в глубокое подполье, а то и попытаться сотрудничать с правящим режимом.
На сегодняшний день, у официального Киева достаточно как вполне официальных, так и неофициальных инструментов подавления любых актов гражданского неповиновения. Кроме того, если не кривить душой, то и смысла особого в этом нет. Ведь весной 2014-го года, пророссийски настроенные украинцы верили, что Россия, так или иначе, защитит их от произвола власти. На практике же, вышло совсем иначе.
Да и пример непризнанных ДНР и ЛНР едва ли вдохновляет тех же одесситов на восстание. Вопреки ожиданиям многих, Россия не ввела свои войска на Донбасс ради защиты местного населения, позволив ВСУ почти безнаказанно убивать мирных дончан. «Донецкой Швейцарии» тоже не получилось, как и единой Новороссии, ориентированной, в первую очередь, на интересы простых граждан. И пусть Россия все же помогает республикам, но, по мнению рядового и не испорченного пропагандой украинца, она лишь безучастно наблюдает за тем, как некогда процветающие регионы превращают в груды развалин. Чем, к слову, умело пользуется государственная пропаганда Украины, продвигая тезис о том, что «федерализация приводит к войне».
И если уж речь зашла о войне, то последствия выполнения условий Минских соглашений, правящему киевскому режиму также очевидны. Долгое время, они лишь затягивали процесс, однако же, на сегодняшний день, все идет к полному и окончательному разрыву.
О многочисленных свидетельствах этого печального факта, говорено уже не раз. Концентрация украинских войск и техники у границ республик вот-вот достигнет критической отметки. Даже простые дончане, возвращаясь с территорий Донбасса, подконтрольных киевским силовикам, отмечают данный факт, заявляя, что бойцы ВСУ там буквально «под каждым кустом». Особо отмечают резко рост контингента ВСУ на южном направлении, что позволяет предполагать скорую эскалацию действий именно там. А недавняя расправа, учиненная диверсионной группой над военнослужащими тыловых частей ЛНР, красноречиво свидетельствует о наглости и решимости украинской стороны.
Руки Украине развязывает и то, что объединенный Запад косвенно поддерживает их в этом, обеспечивая инструкторами и снаряжением. А Минобороны США так и вовсе планирует строить военные госпитали для украинских военных.
В республиках, к счастью, принимаются ответные подготовительные меры, однако ставки повышаются слишком уже быстро. В случае эскалации, следует ожидать полноценной войны. И лето 2014-го года, когда плохо вооруженные ополченцы воевали против также плохо вооруженных правительственных войск, на фоне нового конфликта, наверняка покажется тихим и безмятежным.
К сожалению, на сегодняшний день, мяч оказался на стороне Украины. В Киеве понимают, что антироссийский вектор – их козырь в диалоге с Западом, а потому, чем бы не обернулась ситуация, без поддержки их не оставят. Значит, свое преимущество, они непременно постараются использовать. Вероятнее всего, обострение начнется с какой-нибудь масштабной провокации, в результате которой погибнет много гражданских. Опыт у спецслужб Украины, в этом смысле, богатый.
Что же имеем в итоге? Вопреки ожиданиям, волна кризисов не развалила Украину. Власть имущие там не в убытке, а простые граждане были вынуждены приспособиться к новым условиям существования. При этом, государство продолжает процессы милитаризации и радикализации, полностью игнорируя Минские соглашения. Шанс на выборы, которые могли бы привести к смене элит, видится все более призрачным. Более того, после трех лет антироссийской пропаганды, даже принципиально новые элиты, конструктивные и рациональные, будут вынуждены какое-то время придерживаться курса предшественников. Украина окончательно осознала свою роль антироссийского провокатора и будет играть ее до конца.
Благо, что официальная Москва осознала, наконец, опасность момента и, посредством СМИ, дает понять, что украинская угроза больше не видится смехотворной.
За последнее время, сразу несколько именитых российских журналистов, обращались к данному вопросу в свих колонках. И все они пришли к одному выводу – в отношениях с Киевом, Москва обязана найти иной подход.
«Парадокс в том, что слабое и плохо управляемое украинское государство в данном случае четко знает, чего хочет — и на уровне реальных задач, и на уровне публичных лозунгов. У сильного и решительного государства российского ясности нет — коллизия на востоке Украины с самого начала не имела ни стратегии, ни внятного целеполагания. Ничего не изменилось. Но для того, чтобы поставить цели, нужно более общее понимание того, что для России есть Украина — не сейчас, а в принципе, на перспективу», - считает главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, отмечая, что война, независимо от ее итогов, выгодна лишь Киеву.
К схожим выводам приходит и главный редактор сайта «Украина.ру» Искандер Хисамов. «Итак, Украина состоялась — в качестве самого яростного противника России. Укоренившийся там политический режим крайне несимпатичен. Он основан на идеях ненависти и реванша. Этому режиму не жалко своего народа и тем более не жалко других. И потому он крайне опасен. России предстоит выработать внятный ответ на эту возрастающую угрозу», - пишет он в своей редакторской колонке.
Все больше представителей российских политических кругов, рассматривая украинский вопрос, констатируют, что «как раньше», уже нельзя, а «как нужно», пока еще не ясно. Но и промедление в принятии решения, как говорится, смерти подобно.
Что же все это значит? Как минимум, то, что Москве, нравится это кому-то или нет, придется углубиться в украинскую проблему. Ведь на кону уже не только Донбасс, но безопасность самой России.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Знать