Говорит лидер
Читать
Закрыть
Федор Золотов - 20 июл 12:37

На сталь введут пошлину. Не путайте бизнес с политподдержкой

ЕС ведет антидемпинговое расследование в отношении импорта стали из Бразилии, Ирана, Сербии, России и Украины. С точки зрения политического позиционирования, худшей компании для Киева не придумаешь. Сигнал или просто бизнес?
Ассоциации производителей стали Eurofer обратилась с жалобой в Еврокомиссию на заниженные, по мнению европейских металлургов, цены на горячекатаный стальной прокат из Бразилии, Ирана, Сербии, России и Украины. Как сообщают СМИ, основания для обвинений есть. По предварительным данным расследования, за период с 2013 по 2016 годы совокупная доля импорта горячекатаной стали из указанных стран, за исключением Сербии, на рынке ЕС выросла с 7,5% до 12,6%, а цены за тот же период снизились почти на 25%.Если Брюссель признает обвинения Eurofer правомерными, в отношении импорта из этих стран горячекатаного стального проката будет введена антидемпинговая пошлина в размере до 33%. В этом случае российский, украинский и прочий металл окажется в ЕС в тех же правах, что и китайский, против которого уже действует целый ряд антидемпинговых мер. Местные же производители, де-факто, получают от властей конкурентное преимущество и возможности для увеличения прибыли.
Так сложилось, что постсоветские граждане либеральных прозападных взглядов привыкли считать Запад в целом, и Евросоюз в частности, неким эталоном «рыночной свободы». Собственные правительства эта категория всегда корит за чрезмерное участие государства в делах реального сектора экономики, сохранение госсобственности и дотаций для тех или иных отраслей. «Рынок все рассудит, рынок всех не впишет» - четверть века вопиет коллективный либеральный обыватель на Украине, в России и других странах.
Между тем реальный Запад собственный рынок давно научился жестко защищать и зачищать при необходимости. Квоты и пошлины для соседей, и субсидии для своих были придуманы не вчера и не исчезнут в будущем. Можно приводить множество примеров из прошлого. Чего только стоит интеграция в ЕС бывших советских республик, не прошедших кастинг в «витрины Запада». Но это дела уже прошлого. А в настоящем мы как раз являемся очевидцами завершения истории с ассоциацией Украины с ЕС.
Документ вступит в полную силу с 1 сентября 2017 года. В одностороннем режиме ассоциация действует с 1 января 2016 года, и уже прошлым летом экономисты констатировали – без соглашения Украина продавала в ЕС больше, чем с ним. Статистика текущего года эту тенденцию только подтверждает. По подсчетам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, по итогам первого квартала 2017-го относительно аналогичного периода 2013-го, снижение объемов украинского экспорта составило 35%, импорта - 36%. Конкретно в торговле с ЕС, вопреки ассоциации, падение экспорта составляет 17%, импорта – 19%.
Результаты были предсказуемы и неоднократно объяснялись экспертным сообществом. Высокотехнологичную украинскую продукцию Европа практически никогда не приобретала, и приобретать, несмотря на победу майдана, не собирается. «В Евросоюз наша страна продает активно железную руду, чугун, ферросплавы и полуфабрикаты стали. Но продать в ЕС изделия из металла очень сложно, - отмечал в другом интервью Охрименко. - В самой Европе избыток такой продукции — произведенной на заводах Турции, Польши или Италии. Вот поэтому Украина поставляет в Италию не сталь, а чугун, а уже Италия делает качественную сталь, которая идет на производство немецких Mercedes-Benz».
В итоге, происходит не только снижение оборота, но и изменение его структуры. Машиностроение и прочее наукоемкое производство ликвидируется, доля черной индустрии сворачивается, на первом плане остаются сырье и продукты питания, в первую очередь, зерно и подсолнечное масло, которые по некоторым прогнозам могут в течение 10 лет занять до 75% в украинском экспорте. Правда, на пути к статусу «аграрной сверхдержавы», или сырьевого придатка, тут с какой стороны посмотреть, Украину ждет серьезная неприятность.
Европа не нуждается в «кормилице». ЕС сам является крупным производителем сельхозпродукции, причем местные производители не просто защищены законами и торговыми барьерами, а получают существенные дотации.
Это не означает что Европе не нужно совсем ничего. Есть объективные потребности рынка, есть природные риски по урожайности, есть интересы местных переработчиков того же украинского сырья. Союз нескольких империй, каковым является ЕС, выгодно для себя торговать с аборигенами научился столетия назад, и под политические обещания в виде приближения к «цивилизованному миру» вписал в соглашение об ассоциации мизерные квоты для украинских произодителей, поставки в рамках которых не облагаются пошлиной. Все, что сверху – на обычных условиях, в которых ни украинские сельскохозяйственники, у которых дотаций нет, ни металлурги с устаревшими технологиями, особо перспективными не выглядят.
В результате Киев уже второй год подряд еще в первом квартале выбирает все отведенные по ассоциации квоты на беспошлинную поставку на самые ходовые свои товары – пшеницу, муку, мед и прочее. Все что сверх квот облагается стандартными таможенными пошлинами, а если не повезет, как это грозит металлургам, то и отдельными антидемпинговыми сборами. Зато по ряду по другим позициям квоты остаются нетронутыми, так как пройти европейскую сертификацию смогли единицы украинских производителей. Кстати, стоит обратить внимание, что указанные выше темпы падения товарооборота - это данные именно первого квартала. В остальные месяцы торговля Украины с ЕС выглядит еще удручающей.
Увеличивать квоты до объемов, нужных самой Украине, ЕС несмотря на мольбы Киева и не думает. Иногда вовсе издевательски пересматривая условия, повысив квоту на 50 кг, иногда клиентам подбрасывают чуть большую уступку, чтоб не возмущались. Но в целом, как еще год назад риторически вопрошал промайданный радикал Олег Ляшко: «Какой идиот подписал это соглашение?».
Кстати, далеко не только Европа так жестоко разделяет политическую поддержку Украины и преференции для ее экономики. Второй верный друг постмайданного Киева, Вашингтон, в вопросах торговли ведет себя точно также расчетливо.
Торговля с Америкой у Украины по очевидным причинам выражается в значительно меньших объемах и суммах, но и там не все так просто. В начале июля, к примеру, Департамент торговли США заявил, что намерен вернуть антидемпинговую пошлину на импорт стальных труб, которая была приостановлена для Украины в 2014 году. Позже украинское Министерство экономического развития и торговли заверило, что договорилось о продлении действовавших ранее условий. Но сроки почему-то не назвало, так что осадочек остался. Кстати, антидемпинговые санкции в отношении ферросплавов все же продлили. Причем, как сообщают СМИ, для Запорожского и Никопольского заводов ферросплавов антидемпинговая маржа установлена на уровне 163%.На очереди, судя по всему, «поддержка» угольная. Пока эксперты гадают, почем же США продадут обещанный Петру Порошенко антрацит из Пенсильвании, появились данные по коксующимся углям, которые украинские компании закупали в США в первом квартале текущего года. Согласно отчёту Министерства энергетики США, уголь Киеву обошелся по 206 долларов за тонну, при том, что в тот же период Норвегия его закупала по 125. Металлургия на Украине, напомним, полностью в частных руках. Причем владелец значимой доли ГМК Ринат Ахметов также имеет американский актив, занимающийся как раз добычей коксующегося угля. Так что в свою роль в капитальном ценовом разрыве могут играть и какие-то олигархические операции то ли по выводу средств, то ли по поиску лобби за океаном.
Но тенденция на лицо. В опекуны, добродетели и спонсоры Запад Украине не нанимался. Политическая поддержка, а точнее, использование местечковых комплексов в собственных геополитических интригах, это одно. А торговля, инвестиции и рабочие места – это совсем другое. Мировой рынок, как говориться, суров, и продажа Родины на нем не котируется.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Новости