Читать
Закрыть
Федор Золотов - 08 авг 18:16  Версия для печати

«Ласкаво просимо». Полку иностранных управляющих на Украине прибыло

«Ласкаво просимо». Полку иностранных управляющих на Украине прибыло

Германия присылает на Украину собственного полномочного представителя. Киев уверяет, что это европейская поддержка децентрализации. Учитывая историю этой реформы и недавнее назначение аналогичного посланца от Вашингтона, прибытие еще одного западного куратора может иметь далеко идущие последствия.

7 августа министр регионального развития строительства и ЖКХ Украины Геннадий Зубко сообщил, что уже с сентября на Украине начнет работу еще один высокий представитель европейских партнеров - уполномоченный правительства Германии по вопросам децентрализации.

«Делегирование от правительства Германии посланника по вопросам децентрализации - еще одно свидетельство успешности внедрения реформы. Децентрализация имеет наибольшую среди других реформ поддержку со стороны ЕС. Уверен, что присутствие и работа уполномоченного лица углубит наше партнерство с точки зрения сотрудничества между регионами Украины и Германии, а также внедрение инфраструктурных проектов с использованием немецкого опыта», - заявил Зубко.

Апломб и эйфория чиновника относительно европейской поддержки на четвертом году украинских «еврореформ» уже даже не смешны. Очевидно, что внешнего куратора не приставляют к исполнителям, если процесс действительно считают успешным. Наоборот, такие меры предпринимают, когда заказчика не устраивают темпы и качество работ, расход материалов и поведение прораба. Собственно, если бы Запад в целом, и Европа в частности, действительно ставили перед собой на Украине те цели, о которых камлали пропагандисты майдана, то подобные спецкураторы появились бы в Киеве еще в 2014 году, но тогда приехали приснопамятные легионеры из постсоветских стран. Видимо, задачу сделать Украину европейской в истинном понимании этого слова никто и никогда перед собой не ставил. Впрочем, речь не об этом, а о конкретной «реформе», которая на самом деле к ведомству Зубко имеет весьма посредственное отношение.

За три с половиной года, прошедших с февраля 2015-го, «минские соглашения» не только надоели и читателям и журналистам, но и утонули в ворохе сиюминутных заявлений сторон, десятках, если не сотнях, невыполненных намерений и договоренностей. Единственное в чем они убедили всех – это в своей тупиковой безальтернативности. Но все же стоит вернуться к их тексту и событиям того периода.

«Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей до конца 2015 года», - гласит одиннадцатый пункт пресловутого минского соглашения.

Впрочем, исполнение «минска» застопорилось еще на первом пункте, из-за чего последующие его запланированные этапы уже не воспринимаются. Но если вспомнить события недавнего прошлого, то можно прийти к парадоксальному выводу: в 2014-2015 годах Киев действительно вплотную подошел к вопросу децентрализации, правда, не по канонам «минска», а по замыслам Порошенко. В конце августа 2015 Рада даже приняла в первом чтении изменения в Конституцию Украины. Суть той конституционной реформы, осуществленной по лекалам Киева можно изложить так. Федерация - термин вражеский и агрессивный, но прав и главное денег, у регионов будет почти столько же.

В реальности экспертное сообщество пришло почти к единогласному мнению, что под вывеской перекройки административных единиц прав у местных властей окажется даже меньше – любое их решение легко смогут заблокировать из Киева. Более того, неизмеримо больше полномочий становится именно у главы государства. Зато число бюджетных обязанностей, не подкрепленных финансированием, на местах действительно увеличивается. Кстати, эта часть реформы уже реализовывается на практике, что, в результате, медленно, но уверенно задвигает украинскую глубинку в реалии XVII века, где за знаниями, решением вопросов и помощью надо было «ехать в город».

На местах и среди политиков, представляющих региональные элиты, это, справедливости ради, скажем, осознали сразу, из-за чего реформа привычно забуксовала в привычной «миргородской луже» украинской политической культуры. Вполне возможно, что на каком-то этапе в администрации Порошенко осознали, что в таком виде депутаты ее не проведут и решили эффектно похоронить проект, с пользой хоть для внешних позиций.

Дальнейшие действия разыграли как по нотам. Президент Украины заявляет, что готов выполнять «минск» и вносит в законопроект правки по поводу некоторого особого статуса Донбасса. «Некоторого», так как предложения Банковой не были согласованы с республиками и имели мало что общего с требованиями «минских соглашений». То есть, в реальности, его можно было не принимать уже на первом этапе. Но далее Банковая демонстрирует всему миру, с одной стороны, управляемость депутатского корпуса, который принуждают принять документ в первом чтении, с другой – неприемлемость самой идеи децентрализации для украинского общества. Во время голосования под парламентом неожиданно уместно случаюся акции радикалов, в результате которых от взрыва гранаты погибает двое военнослужащих, и десятки получают ранения. В дополнении к военным действиям, акцентируясь на критике донбасских правок и опуская другие спорные моменты, против изменений выступает ряд политиков. И все это подкрепляется «правильной социологией». В итоге международное сообщество получает из Киева убедительную для «партии войны» картинку, что к «минску» надо принуждать не Киев, так как он и так «из кожи вон лезет ради мира».

Два года документ, не имеющий шансов во второй раз попасть в сессионный зал, благополучно покрывался пылью. Нужные власти части «реформы» успешно внедрялись в розницу, с помощью изменений некоторых законодательных актов или постановлениями Кабмина. Но на практике ощутить ту самую «децентрализацию» смогли, как говорит киевский мэр «не только лишь все», что не помешало премьеру Гройсману именно эту законодательную активность назвать «едва ли не единственной, которая сегодня идет достаточно успешно».

И вот этот «успех» в сентябре приезжает развивать уполномоченный правительства Германии. А Германия, напомним, ключевой европейский участник «минского» и «нормандского» форматов, которые основываются на тех самых соглашениях о правильной децентрализации Украины, с весьма широкой автономией для Донбасса.

Означает ли это, что порученец фрау Меркель приедет на Украину выполнять «минск»? Не факт, хотя на Украине этого, похоже, всерьез опасаются.

«От американцев мы еще можем ожидать объективной оценки ситуации, чего я лично не ожидаю от Франции и Германии. Там у них нет проукраинской позиции, она, скорее, пророссийская, поскольку они зафиксировали Минские договоренности, выполнение которых в полном объеме будет означать крах Украины. Если мы выполним Минские соглашения, мы развалим наше государство. Мы должны про это говорить, чтобы не было «без Минска никуда, Минск нас спасет», — нет, Минск как раз нас не спасет», — эмоционально заявил на днях генерал-майор СБУ Василий Вовк.

При всей «безальтернативности» соглашений, многие эксперты давно называют украинский конфликт лишь частью общего геополитического противостояния. И соответственно, его разрешение будет лежать в плоскости договоренностей между крупными игроками, после чего «минск» может получить новое название с новыми формулировками, положениями и пр.

Неизвестно пока, существует ли «большая сделка» между супердержавами по этому вопросу или наоборот, все еще более усугубляется в связи с новыми противоречиями в рядах Запада, но назначение представителя ФРГ по децентрализации, спустя всего месяц после прибытия уполномоченного США по урегулированию конфликта, вряд ли является совпадением. Возможно, западные дипломаты объединят усилия, а возможно, напротив, интересы США и ЕС по Украине разойдутся, и спецпосланники будут транслировать на месте разновекторные сигналы. Но транслировать они их будут в любом случае непосредственно официальному Киеву. Сложно предполагать, что для демонстрации консолидированной антироссийской позиции, пошатнувшейся на фоне санкционной ссоры, Запад выберет настолько не соответствующую статусу локацию.

Так что всерьез говорить, что дело близится к финалу и Украину готовы принуждать к миру, конечно же рано. Но постмайданный режим однозначно потерял доверие западных кураторов и попадает под все более плотный колпак. Очевидно, это сузит киевским «ястребам» пространство для маневров и кровавых авантюр. Большего ожидать пока не приходится.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »