Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 23 мар 12:32

Война на пороховом складе
Боевые действия в индустриальном регионе – это перестрелка на складе пороха, рано или поздно что-то детонирует, особенное, если получше прицелится. Экологическая угроза, конечно, не первая по значимости во время артобстрелов, зато может иметь долгоиграющие последствия.

Вследствие высокой насыщенности Донбасса всевозможными предприятиями тяжелой промышленности, о природе нашего края и до войны было принято говорить как о не совсем здоровом человеке: мол, держитесь, надеяться надо, но все под Богом ходим. Развязанная киевской властью полноценная война с применением мощных систем вооружения добавила к индустриальному эко-трэшу новые риски.
Чаще всего об этих рисках упоминают сами киевские политики. К примеру, не так давно президент Украины Петр Порошенко на конференции ООН по вопросам проблем климата заявил, что на юго-восток надвигается экологическая катастрофа, так как в результате военных действий на Донбассе уничтожается вся флора и фауна, загрязняются водоемы и реки, что неминуемо приведет к тяжким последствиям.
От украинской власти это звучит как лишнее подтверждение, что на некоторых товарищах головные уборы воспламеняются. Вопреки официальному дискурсу на принуждение Донбасса к миру и быстрому возвращению в состав Украины, уже в июне 2014 года, пришедшие к Донецку и Луганску «защитники» прицельно обстреливали инфраструктурные и промышленные объекты, способные создать в регионе катастрофу.
Неоднократными жертвами подобных акций были «нитки» канала «Северский Донец-Донбасс», который является одним из базовых объектов жизнеобеспечения степного региона. Практически все лето того года территория ДНР периодически переходила на резервные водоемы, а Луганск и поныне остается заложником водопроводного вентиля, которым украинская сторона с завидной регулярностью шантажирует Республику.

Не так давно под Донецком активизировавшиеся украинские силовики создали очередную предпосылку для экологической катастрофы, парализовав обстрелами работу Донецкой фильтровальной станции (http://patriot-donetsk.ru/4185-sledite-za-rukami-mir-pishem-voyna-na-ume.html). Причем, что характерно, риски для здоровья в случае выхода этого объекта из строя, появятся не только у населения ДНР, но и у жителей населенных пунктов, подконтрольных Украине. И если украинский МИД это заметил, то начальство силовиков старается не замечать, всячески препятствуя нормализации работы станции.
Также прицельно, и, думается, с не менее жестоким расчетом, украинская артиллерия в 2014-2015 годах работала по химическим предприятиям Горловки, Макеевки и Донецка. Кстати, в том же июне 2014 года горловчане искренне верили, что их город бомбить не будут, «должны же понимать, что тут «Стирол». Дело в том, что местные хорошо помнят еще советские расчеты, которые гласили, что в случае серьезного поражения этого предприятия в результате войны, теракта или производственной катастрофы, серьезнейшие последствия будут в радиусе 140 км. Помнили это не только в Донбассе, поэтому после выхода ополчения из Славянска и Артемовска, именно на территорию химического концерна прилетел далеко не один боеприпас. К счастью, аммиак и другие химикаты, составляющие основу производства, были заблаговременно выкачаны из системы.
Несложно вспомнить и ряд попаданий на Донецкий казенный завод, бывший, одно время, излюбленной мишенью ВСУ, и на коксохимические предприятия региона. Справедливости ради стоит отметить, что в ходе нынешней активизации боев по линии Ясиноватая-Авдеевка мониторинговая миссия ОБСЕ выразила обеспокоенность экологическим положением последней, так как в случае полноценных артиллеристских боев может пострадать коксохимический завод. Жаль, что предыдущие обстрелы аналогичных заводов ДНР не вызывали такого «беспокойства», но лучше поздно, чем никогда. Тем паче, что до Авдеевки от столицы Республики рукой подать, и в случае экологического бедствия пострадают, безусловно, все, без деления по линии фронта.
Серьезные боевые потери понес и угледобывающий комплекс. В период активных боевых действий была остановлена работа многих шахт, из-за нарушений в энергоснабжении выработки многих предприятий были частично затоплены. С наступлением крайне условного, но перемирия большинство шахт восстановили работу, но около 10 предприятий все еще простаивают в состоянии ни работы, ни закрытия, что настораживает и чем быстрее будет принято решение, тем лучше. Наибольшую экологическую опасность представляют именно «брошенные» предприятия. В случае возобновления их деятельности или начала ликвидационных работ все вопросы по подтоплению, концентрации газа и проседанию выработок будут взяты под контроль.
Но, если шахты – это все-таки сложные инженерные объекты, построенные с учетом горно-геологических факторов и инфраструктуры городской застройки, то с их «младшими братьями», проблема, похоже, будет только нарастать, и совсем не по военным причинам.
И тут надо признать, что легализовав в республиканском законодательстве деятельность так называемых «малых шахт», известных под более емкими определениями «копанка» или «дырка», парламентарии молодой страны получили сомнительный экономический плюс при огромных социальных и экологических минусах. За относительно скромные платежи в бюджет экс-нелегалы получили законную возможность и дальше гробить рабочих в выработках без элементарных норм охраны труда, и варварски продолжать эксплуатировать недра без надлежащих защитных работ. Кроме того, отработав близкий к поверхности пласт, копатели просто бросят участок и перейдут на новый. Никаких обязательств по рекультивации земель у них не было и нет. Край у нас богатый на уголь, мест, где он выходит к поверхности хватит, чтоб угробить еще сотни гектаров земель, в том числе и сельхозназначения.

Не так давно главный врач Центра санэпиднадзора ДНР Сергей Бондаренко сообщал, что по данным ведомства особых отклонений в показателях замеров качества водных ресурсов, воздуха и почвы пока не зафиксировано. Более того, из-за снижения мощностей производства на предприятиях ДНР, экологическая ситуация в Республике даже улучшилась по сравнению с довоенным периодом. Но расслабляться от этого рановато. Эффект снижения выбросов – это хорошо, не ликвидированные должным образом с соблюдением всех природоохранных мероприятий объектов – это очень и очень плохо. И будем надеяться ,что органы государственной власти Республики это прекрасно понимают.
Пытаясь накликать «экологическую катастрофу» на территорию Республик Донбасса, украинские власти абсолютно забывают о своих собственных делах и интересах. Между тем, стоило бы вспомнить, что это для людей линия соприкосновения – граница. Для природы экосистема едина, как в ДНР и ЛНР аукнется, так на подконтрольных Украине территориях республик и в соседних областях откликнется. Есть конечно, в украинском сегменте интернета граждане, надеющиеся, что если что «экологическая бомба Донбасса рванет в сторону Путина». Но это политика, к которой географию не пришьешь – для РФ и риски меньше, и средств на ликвидации аварий у нее побольше. Да и передовых методов «тушения самовыгоранием», успешно применяемых постмайданным МЧС Украины, там не практикуют. Так что основные проблемы, как всегда достанутся украинцам, которым бы не заводы обстреливать, а молиться, чтобы местное руководство с экологическими проблемами хоть относительно справлялось.
В тылу у ВСУ в плане экологии тоже не все гладко. Не так давно даже украинские СМИ были вынуждены опубликовать ряд серьезных экологических проблем, назревших стране. Это и пресловутая добыча янтаря, по факту уничтожающая Полесье быстрее, чем АТО Донбасс. И близкая смерть херсонского сельского хозяйства, в результате перекрытия Северо-Крымского канала. А уж если реализуют давно «омрияну» атомную энергонезависимость от российских ТВЭЛ, а заодно и от маневровых мощностей на донецком угле, то при правильном направлении ветра и некотором везении Донбасс может оказаться самым экологически чистым регионом бывшей Украины.
Войны прошлого во многом были гуманнее наших пресвященных XX- XXI веков. Вышли рыцари в чисто поле, сразились с супостатом, и вернулись к прекрасным дамам. Минимум жертв среди мирного населения и «подстав» для потомков. У нас же все сложнее. Многие аналитики считают вероятным возобновления активных боевых действий, сравнимых с летом 2014–го или Дебальцевской кампанией 2015-го. А значит, перестрелка на пороховом складе, которым был и остается промышленный край, может восстановиться. Прекратить эту «русскую рулетку» с экологией можно только политическим путем. Не важно, в Минске, Москве или Париже.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Знать