Читать
Закрыть
Павел Климов - 29 мар 10:00  Версия для печати

Институт адвокатуры в ДНР: Быть или не быть?

В середине марта, в силу вступил Закон ДНР "О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республике "Об адвокатуре и адвокатской деятельности". И если до внесения изменений, эксперты характеризовали документ, как требующий доработки, то сейчас, по мнению некоторых, получилось совсем уж из ряда вон.

Институт адвокатуры в ДНР: Быть или не быть?

Что же сулит нам обновленный закон и чем сегодня живет адвокатура Донецкой Народной Республики?

Тонкости законодательства

Начать следует с того, что адвокатов, как таковых, на текущий момент, в ДНР нет. Все работают как специалисты в области права, согласно указанию Верховного суда ДНР. Как вы знаете, был принят Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Согласно нормам закона в части самоуправления, была проведена конференция адвокатов и сформирован адвокатский совет который, так и не был зарегистрирован. То есть, в полной мере приступить к выполнению обязанностей он так и не смог. Но изменения, недавно вступившие в силу, полностью нивелировали этот закон. Согласно изменениям, Совет адвокатов будет избираться заново, но уже под руководством Министерства юстиции.

Тут нужно подчеркнуть, что со времен российской Судебной реформы 1864-го года, адвокатура является саморегулирующимся институтом, взаимодействующим с государством, но неподконтрольным ему. Данная норма давно стала общепринятой и ее придерживается весь цивилизованный мир.

Так, в частности, «Основные положения о роли адвокатов», принятые восьмым Конгрессом ООН в 1990-м году, включают в себя следующую формулировку: «Адвокатам должно быть предоставлено право формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы и переподготовки, и поддержания их профессионального уровня. Исполнительные органы профессиональных ассоциаций избираются их членами и осуществляют свои функции без внешнего вмешательства».

Данная норма существует не просто так. Она, по сути, гарантирует отсутствие давления на адвоката и, следовательно, на правосудие, как таковое, со стороны государства.

А в нашем случае принимаются изменения, благодаря которым, адвокатура находится под контролем Министерства юстиции, а органом, который может аттестовать и, в случае необходимости, наказывать адвокатов, становится квалификационно-дисциплинарная комиссия, большинство в которой сохраняется не за адвокатами, а за представителями органов власти».

Под контролем государства

Квалификационно-дисциплинарная комиссия, согласно нормам, содержащимся в поправках к закону, должна состоять из тринадцати членов. Пятеро – представители Совета адвокатов ДНР. Помимо этого, в комиссию войдут трое представителей Министерства юстиции, один от Верховного суда, еще двое от Народного Совета и Генеральной прокуратуры и двое из администрации главы Республики. Численный перевес, как видите, отнюдь не в пользу адвокатов.

Это, в ближайшей перспективе, грозит тем, что адвокат, в своей деятельности, будет вынужден постоянно оглядываться на комиссию. Если он слишком уж активно будет выступать в суде, то в комиссию непременно будут поступать жалобы. За это, его могут привлечь к ответственности – лишить адвокатского свидетельства и, следовательно, профессии, которой он зарабатывает на хлеб. Такой контроль за адвокатурой, делает ее, по сути, несамостоятельной.

Тут следует заметить, что изначально, многие в правительственных кругах говорили, что в ДНР, за основу, будет взято законодательство Российской Федерации. Давайте же обратимся к оному.

Статья №3 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» четко регулирует отношения между институтом адвокатуры и государством. Так, в статье указано, что «Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления». Более того, адвокатура, согласно законодательству РФ, «действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов», а органы государственной власти обязаны обеспечивать «гарантии независимости адвокатуры».

Как видите, ничего подобного нормам, принятым в ДНР, в российском законодательстве нет. Как, впрочем, и в украинском. Где наши законотворцы отыскали данную норму – загадка.

Жаловаться – себе дороже

Адвокат – единственное лицо, способное противостоять незаконным действиям правоохранительных органов, указывать на нарушения закона, которые те допускают. И уже власть должна на это реагировать. А теперь адвокат, подающий жалобы, незащищен. От правоохранительных органах может пойти ответная реакция, и он будет наказан. Выходит, что на суде, адвокат – может стать свадебным генералом. Следовательно, это не правосудие, а лишь иллюзия такового.


Примечательно, что некоторые депутаты, в частности – «Свободный Донбасс», голосовали против данных изменений, однако «Донецкая Республика», сохраняющая большинство в Народном Совете, проголосовала «за».

Хватает в документе и других странностей. Так, к примеру, свидетельство о праве на ведение адвокатской деятельности, согласно обновленному закону, выдает Министерство юстиции, а выдача удостоверений – прерогатива Совета адвокатов. Притом, что, по логике вещей, все должно быть строго наоборот. Так как удостоверение адвоката, это удостоверение его личности и поэтому, данное удостоверение должно выдаваться органов власти.

Другая странность заключается в том, что нормы, согласно которым должен формироваться Совет адвокатов, несут в себе ретроспективный характер, что, противоречит действующему законодательству относительно требований к нормативно-правовым актам. Совет уже создан в соответствии с буквой закона и без нареканий. Теперь же будет создаваться новый. Притом, что старый никто не признавал незаконным и не ясно, что с ним теперь делать.

На свой страх и риск

Впрочем, у адвокатов, работающих в ДНР, хватает проблем и без этих поправок. Защищать их права государство не спешит, при этом, не забывая обложить ощутимыми налогами.

Еще одна проблема, это отсутствие механизма защиты прав и гарантий деятельности адвоката. Права адвоката прописаны и должны быть защищены государством. К примеру, адвокат, не может быть привлечен к ответственности в ходе выполнения профессиональной деятельности, имеет право хранить адвокатскую тайну, на подачу адвокатских запросов и так далее. При этом отсутствует механизм привлечения к ответственности лиц, нарушающих права адвоката.

Если конкретное наказание за подобные действия не предусмотрено, то ничего не мешает силовикам действовать так, как они считают нужным. К примеру, ничто не мешает отобрать у адвоката документы по делу, которое он ведет, ведь за это нарушение ответственности не предусмотрено.

Совсем бесплатная правовая помощь

Кроме того, бесплатная правовая помощь, как таковая, в ДНР, на данном этапе, отсутствует. С оплачиваемой работой, дела обстоят тоже весьма непросто, поэтому адвокаты, зачастую, вынуждены работать, что называется, на общественных началах. Многие адвокаты, на данный момент, ведут по 50-60 бесплатных дел одновременно, что, по понятным причинам, не лучшим образом сказывается на качестве адвокатской работы.

Еще один крайне негативный момент связан с особенностями республиканского налогообложения доходов от адвокатской деятельности, включая уплату всевозможных сборов.

Адвокаты подведены под общую систему налогообложения. Это предполагает ведение бухгалтерского, налогового учета и ежемесячную сдачу отчетности, наличие кассового аппарата и многое другое. Только на оформление бумажек, на практике, уйдет едва ли не полмесяца. А когда профессиональной деятельностью заниматься? Тут хоть бухгалтера нанимай. Из нехитрых подсчетов следует, чтобы, к примеру, заработать 20 тысяч рублей, нужно заработать 40 и половину отдать государству. Притом, что оплачиваемой адвокатской работы очень мало и низкий уровень платежеспособности населения не может обеспечить нормальный уровень дохода адвоката.

В общем, на данный момент, адвокатская деятельность – это сплошная головная боль и если в ближайшее время ничего положительно не изменится, то заниматься правозащитной деятельностью внутри Республики будет совсем уж сложно, а то и вовсе невозможно.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции