Читать
Закрыть
Федор Золотов - 14 мая 10:02  Версия для печати

Зарплата в Донбассе: иди сюда, моя маленькая

Зарплата в Донбассе: иди сюда, моя маленькая

Низкий уровень оплаты труда может привести к кадровому голоду в государственном секторе экономики. Как и в 90-е, в поисках «копейки на жизнь» наши земляки подаются на частные хлеба, где платят если не больше, то хоть вовремя.

Наверное, самая популярная тема для бесед на кухнях и в соцсетях – что почем и где дешевле. Официальные СМИ благодушно подсчитывают, насколько у нас лучше, чем в Украине, ехидные жители утверждают, что у нас и по сравнению с Москвой не так все и плохо. Наблюдение за ценами вообще наша национальная забава со времен СССР. А в военное время ее серьезно стимулирует падение реальных доходов. Уровень жизни – это ведь не цены сами по себе, а наличие средств, позволяющих не пугаться ценников в магазинах.

В довоенном 2013 году средний заработок дончан уверенно входил в пятерку по стране, составляя около 500 долларов США по тому курсу. По данным Минэкономразвития, в прошлом году средняя заработная плата штатного работника составила около 7 тысяч рублей, которые по среднегодовому курсу едва переваливают за 100 долларов.

Стоит отметить, что сам показатель средней зарплаты далеко не однороден для всей территории. Нижний предел зафиксирован в Горловке на уровне 4685 рублей, верхний – в Ждановке на уровне 10850. К сожалению, ведомство не приводит расшифровку инфографики, но можно с уверенностью предположить, что все зависит от состояния градообразующих предприятий.
Зарплата в Донбассе: иди сюда, моя маленькая

Для обоих упомянутых городов это шахты. Шахта «Ждановская» если и приостанавливала работы в период особо активных боевых действий, то на непродолжительный период времени, в то время как ГП «Артемуголь», расположенное в Горловке, не ведет работы по добыче угля с 2014 года. А если учесть, что кроме шахт в городе с того же момента не работает еще ряд крупных промпредприятий, то средняя зарплата по Горловке – это фактически средняя зарплата в бюджетной сфере и городском хозяйстве. Других штатных единиц, которые могли бы войти в статистику МЭР, в городе мизер.

Косвенно этот вывод подтверждают и данные Республиканского центра занятости по итогам I квартала уже текущего года. Ведомство сообщает, что по 8,8 тыс. вакансий, поступивших от работодателей Донецкой Народной Республики, средняя заработная плата предлагается на уровне 4771 рублей. Работать за эти деньги готовы далеко не все, и проведенным в апреле повышением зарплат на 5% ситуацию не исправишь.

Как сообщило государственное новостное агентство ДАН, штат младшего медперсонала в больницах ДНР не укомплектован на 30%. «На 1 апреля 2016 года в министерстве здравоохранения ДНР по штатному расписанию младших специалистов с медицинским образованием числятся 18463 человек, укомплектованность составляет 71 процентов», - цитирует СМИ пресс-службу Минздрава. Дефицит сотрудников наблюдается в сфере сестринского дела (34%), санологии (порядка 48%), лечебного дела (38%), лабораторного и медико-профилактического дела – 42 и 32% соответственно.

Далее агентство отмечает, что учебные заведения республики готовят достаточно кадров, чтобы закрыть эту проблему. Но как нам пояснили специалисты, количество выпускников далеко не гарантия заполнения рабочих мест.

Нехватка младшего медперсонала была распространенным явлением и до войны. Но в 2014-ом она приобрела катастрофические масштабы. Из-за войны регион покинуло множество людей, в том числе и медработники. За последний год часть вернулась, но дефицит кадров остается и в обозримом будущем никуда не денется. Причина – уровень оплаты труда. Ставка младших специалистов составляет 3 ,в лучшем случае 4 тысячи рублей. Если верить базе вакансий того же РЦЗ, то встречаются предложения и на уровне 2500 рублей. При этом работа тяжелая, нередко связанная химикатами для дезинфекции и прочим. Так что, скорее всего, большинство выпускников постарается устроиться или в негосударственные медцентры, или пойдет работать не по профессии. По нашим данным, в Донецке упомянутую выше среднюю зарплату зарабатывают сотрудники торговли и сферы обслуживания, чей труд, при всем почтении ,с работой санитарки или младшей медсестры не сравнить.

Кроме размера заработной платы, в бюджетных, коммунальных и государственных предприятиях и учреждениях есть еще одна проблема. По имеющимся сведениям, в этом месяце было допущено даже отставание от выплаты заработных плат бюджетникам, чего в предыдущие полгода не наблюдалось. Перед Пасхой люди остались без зарплаты, что праздничного настроения не добавило. Деньгами порадовали в преддверье Дня Республики, но осадочек от упущенных майских остался.

В некоторых секторах положение еще сложней. Уже более года градообразующие угольные ГП не справляются со своими социальными обязательствами, и по сведениям специалистов, ежемесячно переводит в разряд долга до 35% фонда оплаты труда. В результате многие горняки переходят на работу в «копанки» или вовсе отправляются на заработки. Аналогичная ситуация уже была в отрасли по итогам 90-х. Специалисты отмечали, что подорванный в тот период кадровый потенциал рабочих специальностей и ИТР углепром не смог восполнить и за 10 относительно благополучных лет в 2000-ых. Война неизбежно закончится и шахты Донбасса будут нуждаться в светлых головах и опытных руках ,которые к тому времени перестанут нуждаться в шахтах.

Все предпосылки к подобному развитию ситуации есть и в транспортной сфере. Как мы уже сообщали, из-за затеянной Киевом реорганизации Донецкой железной дороги и слабой способности республики обеспечить социальную защиту коллектива, тысячи сотрудников предприятия уже три месяца фактически не получают зарплату. Учитывая, что депо являются градообразующими предприятиями для Ясиноватой, Дебальцево и Иловайска, обстановка в городах далека от тех оптимистичных картин, что рисуют официальные информресурсы республики . Пока массовых увольнений нет только потому, что другая работа в городах все равно отсутствует, и люди надеются переждать период трудностей на запасах и гуманитарной помощи. Но, как отмечают в частных беседах работники железной дороги, наиболее активные из них уже находятся в поиске лучшей жизни по ту или иную сторону границы ДНР.

Конечно, проблемы бюджетников и работником предприятий промсектора имеют разные причины. Но ситуация в целом сложная и настораживающая. Пример медиков особо показателен. Если служащие и ИТР, получая хоть и небольшие зарплаты, еще могут как-то содержать семьи, то с уровнем оплаты труда для рабочих специальностей в бюджетной и государственной сфере это становится почти неразрешимой проблемой. Вероятно, если у государства нет возможности поднять уровень минимальной зарплаты, то, может, стоит проиндексировать выплаты именно малооплачиваемым работникам, а не увеличивать процентно, в результате прибавляя к 20 000 тысячу, а 2000 целых сто рублей.

Отдельным моментом, вызывающим множество вопросов у экономистов, является зависимость социальных и многих других выплат в Донбассе от политики братской помощи России региону, попавшему в сложные военные обстоятельства. В то же время, у промышленности Донбасса, если верить украинским ФПГ , даже в военном состоянии выручка исчисляется сотнями миллионов в месяц, с которых должны производиться законные отчисления в местный бюджет. Это и будет ресурс для решения социальных проблем. Бюджетоформирующим фактором в нашем регионе всегда была тяжелая промышленность, и как бы фискальные органы не экспериментировали с малым и средним бизнесом , магазин и мастерская никогда не заменят шахту, завод и обогатительную фабрику.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции