Читать
Закрыть
Федор Золотов - 17 июл 09:44

День металлурга. Как выйти из серой зоны

17 июля, в Донецкой Народной Республике отмечается профессиональный праздник металлургов. В этом году традиционные торжества пройдут, похоже, без привычной помпы – радоваться отрасли пока нечему.
11 июля Глава ДНР Александр Захарченко подписал указ №217, которым распорядился учредить профессиональный праздник День металлурга. Дата празднования остается традиционной - третье воскресенье июля. Как основание для принятия документа указан «весомый вклад отрасли в развитие промышленности Донецкой Народной Республики».Действительно, роль металлургии в истории Донбасса переоценить сложно. Это одна из опорных отраслей его экономики. И если по численности сотрудников металлургические предприятия и их смежники углепрому все-таки уступали, то по прибыльности конкурировать с металлургами не мог, наверное, никто. Если же говорить о роли металлургических гигантов в пока еще только начинающейся истории республики, то здесь как сказала бы «дочь металлурга», не все так однозначно.
На подконтрольной ДНР территории расположены Енакиевский металлургический завод с макеевским филиалом, Донецкий металлургический завод и его структурные подразделения. Комбинаты Приазовья, связанные с местными предприятиями корпоративными и производственными связями пока остаются под контролем Украины. Впрочем, подконтрольность республиканских заводов тоже под вопросом. Не секрет, что метзаводы являются составляющими частями украинских холдингов, которые в ДНР регистрироваться и не хотят, и не могут, в том числе исходя из соображений сохранения субъектности на мировых рынках, необходимости делать заимствования на европейских биржах и из-за других аспектов глобальной экономики, в которую они вписаны.
По мнению многих экспертов, зафиксированное в прошлом году оживление отрасли после тотального провала в 2014-ом объясняется именно включением в отчетность продукции, произведенной в республиках. По данным открытых источников, месячная выручка предприятий ГМК ЛДНР может составлять около 100 млн. долларов.
А это тот приток валюты, которой жизненно не хватает Киеву, и налоговые поступления, в том числе, как ни печально, и на войну. Так что у киевских властей есть все основания, чтобы прикрывать глаза на работу металлургпрома в «серой зоне».
В итоге, введенная киевскими властями гуманитарная блокада, которой намеривались задушить непокорный регион, на деле касается грузов и продуктов питания для населения, но не сырья и готовой продукции метпроизводства. Выплату пенсий старикам Донбасса в Киеве мало кто называет иначе чем «финансированием терроризма», но перечисление зарплат работникам неподконтрольных активов в украинских СМИ преподносится чуть ли не как «акт милосердия, позволяющий людям выжить в жутких условиях оккупации».
Различие в трактовке по сути идентичных действий, как видим, зависит только от того, что собственники заводов могут проплатить медиа-сопровождение своих интересов, а старики нет. Но с точки зрения «патриотов», которые правят бал в идеологической сфере Украины, выглядит все это совсем не красиво, хотя деньги, как говорится, и не пахнут.
Впрочем, ситуация не слишком хороша и с другой стороны линии фронта. Если основные налоги корпорации и до войны платили в Киев, где зарегистрированы головные офисы, то налог с доходов физических лиц всегда был основной составляющей городских бюджетов. Нет регистрации – нет отчислений ни в местные фонды социального страхования, ни в коммунальную казну. Страдают от этого, кстати, и сами работники, так как именно города должны обеспечивать им и их семьям нормальные условия жизни, работу коммуникаций, медобслуживание и образование для детей. И если в миллионном Донецке роль ДМЗ хоть и весьма ощутима, но все же не решающая для городского бюджета, то, например, для Енакиево «ЕМЗ» - едва ли не последняя надежда.
Позицию властей республики по отношению к украинским металлургическим ФПГ до недавнего времени можно было назвать выжидательной. На необходимость уплаты местных налогов руководителям на местах намекали с 2014-го, но без фанатизма. Все-таки около десяти тысяч рабочих мест со стабильной заработной платой – это очень значимый фактор социальной стабильности региона.
Но в мае текущего года все же пришлось пойти на обострение. Из-за затеянной украинской стороной реорганизации «Укрзализныци» Донецкая железная дорога, являющаяся связующим звеном экономик воюющих сторон, оказалась полупарализованной – деньги за доставку грузов оказались полностью заблокированными на украинской стороне, а республиканский многотысячный коллектив железнодорожников четыре месяца не получал зарплату.
Решить проблему попробовали комплексно. Не иначе с ведома властей на железной дороге была объявлена забастовка, которая предсказуемо заблокировала работу, в том числе, и металлургов. По данным украинской профильной ассоциации «Укрметаллургпром», в результате остановки движения был зафиксирован простой на Алчевском меткомбинате (ЛНР) и «Донецкстали». Енакиевскй метзавод и Днепровский меткомбинат снизили производство в 3 и 2 раза, соответственно, по сравнению с маем.
Официальных данных в республиканских СМИ по этому вопросу, естественно, нет, но, по негласной информации, понесенные собственниками финансовые потери от простоев дело с мертвой точки все-таки сдвинули. Хотя далеко не в том объеме, как хотелось бы коллективу железнодорожников и республиканским властям. Отменить реорганизацию ПАО «Укрзализныця» так и не удалось, долги по заработной плате не погашены, а украинская сторона продолжает настаивать на переводе сотрудников в свое реорганизованное предприятие в Красном Лимане. При этом источники, близкие к железной дороге, сообщают, что достигнута договоренность о частичной оплате грузоперевозок в республиканское госпредприятие. По их словам, это стало одной из причин возобновления грузооборота между сторонами.

Увы, и коллективы транспортников, и металлургов остаются заложниками взаимоотношений сторон, не готовых установить прозрачные правила взаимодействия хозяйственных субъектов и взаиморасчетов между ними. Недоговороспособность Киева давно известна и не особо удивляет. Но и республиканские власти по отношению к металлургической отрасли позитивных инициатив за два года, к сожалению, не проявляли. Только на днях вышло первое в истории ДНР действительно значимое заявление для столь важного сектора экономики.
Как сообщил и.о. министра промышленности и торговли Алексей Грановский, на Донецкий электрометаллургический завод (ДЭМЗ) введена государственная администрация и власти готовятся уже в этом году запустить простаивающее четыре года производство. «В течение двух — максимум трех месяцев на базе Донецкого электрометаллургического завода (ДЭМЗ) будет открыт Юзовский электрометаллургический завод. Это решение Совет министров уже принял, и уже в ближайшее время начнется подготовка к запуску предприятия. Это минимум 700 рабочих мест», — сообщил он на встрече с активом профсоюза металлургов.
ДЭМЗ – предприятие небольшое и, учитывая предполагаемый небольшой штат и предполагаемые объемы производства, особо никого на металлургических рынках не потеснит. Интересней другое, говоря о реализации продукции единственного государственного метзавода, Грановский уверяет, что она пойдет на экспорт. В данном случае – видимо в Россию и страны Таможенного союза.
Если за словами чиновника действительно стоят достигнутые договоренности, то, возможно, экс-ДЭМЗ станет первопроходцем, ориентирующим остальные предприятия. Новые рынки сбыта – отличный повод для собственников позитивно переоценить риски и выгоды работы в республиканском правовом поле.
Остается на это надеяться. Ведь два года до этого отношения республиканских властей к металлургии сводилось к известной цитате Высоцкого: «Спасибо, что живой». Ни предложений по переориентации сбыта, ни требований по соцзащите коллективов, экологической безопасности и прочем по отношению к металлургам на страницах официальных СМИ и вовсе не встречалось. А спровоцированная этим летом остановка одного сектора экономики для локального решения проблем другого – не лучшая иллюстрация отношения государства к отрасли, которая «вносит весомый вклад в развитие промышленности Донецкой Народной Республики».
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Знать