Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 24 авг 11:05  Версия для печати

Чему государство должно учить детей?

Чему государство должно учить детей?

За 25 лет независимости украинское государство сделало непопулярными инженерно-технические, за исключением IT, и рабочие специальности, и забило рынок менеджерами и юристами вместо энергетиков и металлообработчиков. Но «великой аграрной державе» белые воротнички тоже не особо нужны, поэтому, судя по проекту новых реформ, Киев готовится выращивать из школьников сразу активистов майдана

.
Киевское Минобраз уже с 2018 года планирует вернуться к 12-летнему школьному образованию, которое разобьют на три периода. Начальная школа (базовый период) займет четыре года, после этого пять лет отведут базовой средней школе (гимназия) и еще три года - профильной средней школе из двух циклов. Второй цикл будет включать 11 и 12 классы. Документ пока еще в проекте, но ведомство заявляет, что начнет внедрять реформу уже в 2018 году, а до того ее начнут внедрять в начальной школе.

К примеру, уже в этом году для «разгрузки» учащихся младших классов, Министерство образования разрешило ученикам 1 и 2 класса не учить наизусть таблицу умножения и сложения до 20, убрало норматив техники чтения и требования к каллиграфии, разрешило детворе писать карандашом, а также ликвидировало оценки и домашние задания для первоклашек. На словах все это сделано для того, чтобы учащимся было проще адаптироваться к школе, снизить психологическое давление и прочее. Педагогам, безусловно, виднее, но чем такая школа отличается от детского сада, и не лучше ли было оставить ребенка дорастать до обучения в дошкольном заведении, понять сложно. Кстати, с учителями-традиционалистами, которые наверняка попытаются сохранить уровень подготовки своих воспитанников, реформаторы уже обещают нещадно бороться.

Впрочем, новшества есть и для других классов. Узнать, кто двоечник, кто отличник и на кого стоит равняться, теперь не получится. «Отныне оценивание - это конфиденциальная информация, которая касается только учителя, ребенка и его родителей, то есть учебные достижения учащихся не должны озвучиваться на родительском собрании или вывешиваться публично в виде различных рейтингов», - объявило еще об одной реформе профильное ведомство. Интересно, отменят ли классные журналы, табели и дневники? Ведь это теперь документы чуть ли не повышенной секретности.

«Вся жизнь Новой школы будет организована по модели уважения прав человека и демократии. Выпускники новой украинской школы должны быть всесторонне развиты и способны критически мыслить, - пафосно сообщают авторы проекта. - От них ожидают патриотизм с активной позицией и желание быть инноваторами».
Чему государство должно учить детей?

Как критическое мышление должно совмещаться с современным пониманием патриотизма по-киевски, чиновники, увы, не поясняют. Хотя было бы интересно посмотреть, что возьмет верх в человеке с действительно развитым критическим мышлением – вятровичевское изложение «советской оккупации» или статистика развития Украины в 1917-1991 годах? Впрочем, единственный аспект реформы, в который верится без труда, это способность официального Киева вкладывать новые версии давних событий в неокрепшие умы, начисто отбивая ту самую функцию мышления даже у более зрелых сторонников. Остальное пользы образованию и детям, скорее всего, не принесет. И дело даже не в «правах человека и демократии», которыми пытаются подменить фундаментальные знания. Дело в банальном финансировании.

По информации профильного министра Лилии Гриневич, в связи с реформированием средней школы в Украине планируется сократить около 3,8 тысяч ставок учителей. Кроме того, под грядущую «оптимизацию», заложенную в меморандум с МВФ, попадают 800 сельских школ. При этом стоит напомнить, что за последние два года в Украине уже закрыли 267 школ, включая вечерние, специальные и школы-интернаты. У страны попросту нет денег, а без них в первую очередь деградирует изучение точных наук, для которых необходимы компьютерные классы, лаборатории и прочая материально-техническая база. Маловероятно, что этого не понимают специалисты профильного министерства.

Скорее речь идет о сознательной ставке на выращивание идеологически подкованных гуманитариев и патриотических неучей, готовых к низкооплачиваемому труду в «аграрной сверхдержаве» в силу низкой конкурентоспособности на рынке труда.


Кстати, об этом же свидетельствует кризис украинского профессионально-технического образования. В этом году лицеи и ПТУ впервые переданы на содержание местным бюджетам. Там на это, как и на многое другое денег нет, так что вскоре многие регионы не смогут воспитывать для себя даже рабочие кадры. Впрочем, для того чтобы уровень этой подготовки в Украине соответствовал требованиям современного производства, ПТУ действительно надо реформировать. Только не по-киевски, а с модернизацией материальной базы и восстановлением связей учебных заведений с производством.

Уже по предвоенному рынку труда был очевиден рост спроса на квалифицированных рабочих и грамотных инженерно-технических работников. Даже сегодня, в условиях массового высвобождения трудовых ресурсов с закрывающихся промпредприятий, сохранившиеся крупные украинские компании, в том числе и работающие на подконтрольной Киеву территории Донбасса, жалуются на нехватку рабочих и сетуют на отсутствие мотивации к работе на производстве у молодежи. И реформа, способная решить эти проблемы, как раз была бы актуальна для Украины, если бы власти не были адептами идеи разрушения индустриального наследия и отката экономики к аграрной пасторали XIX века.

Дальше от Киева, ближе к реальности
Приятно отметить, что в Донецке, несмотря на войну, тренды чувствуют лучше. На проходящем республиканском педагогическом форуме значительное внимание уделено именно повышению качества, и соответственно, престижа, профтехобразования. «Тема среднего профобразования долгие годы сознательно выводилась украинскими властями на второй план, что привело к катастрофическому падению популярности рабочих профессий. В отличие от довоенного периода, сейчас у нас единая система среднего профессионального образования, где статус профтехучилищ поднят на более высокий уровень, — сообщила глава республиканского Министерства образования и науки Лариса Полякова. - Учеба проходит по новым стандартам. Мы прилагаем все усилия для того, чтобы доказать и учащимся, и родителям, что среднее профессиональное образование, получение рабочей специальности является не только перспективным, но и престижным».
Чему государство должно учить детей?

Конечно, о восстановлении престижа говорить пока не приходится. Из-за блокады, непризнанности, разрушений от боевых действий, а также прочих объективных и субъективных факторов, уровень заработных плат в республике крайне невысок и престижной пока является зарплата, на которую можно прокормить семью.

Но образование – область средне, а то и долгосрочного планирования. Бума дешевых кредитов и дутых прибылей, благодаря которым в свое время заработки «белых воротничков» превысили доходы в реальном секторе, в обозримом будущем не предвидится. А вот спрос на тех, кто способен восстанавливать экономический потенциал региона, отстраивать, модернизировать и развивать производство, растет уже сейчас. Рано или поздно его дополнят соответствующие зарплаты и соцпакет, которые как раз и составляют в сумме ту самую «престижность» той или иной специальности.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »