Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 13 сен 15:00  Версия для печати

Озимые реформы: Киев наконец задумался, что делать с углепромом

Озимые реформы: Киев наконец задумался, что делать с углепромом

Киев сезонно вспомнил об угледобытчиках. Минэнергоугля ищет миллионы долларов на погашение долгов по зарплатам шахтерам, задумывается над возвращением «коррупционного пережитка прошлого» в виде госдотаций, и готовит очередную реформу, которая наверняка «порадует» жителей страны, в чьих домах тепло и свет зависят от наличия угля.

Как сообщил в ходе Часа вопросов к правительству в Верховной Раде министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик, задолженность по заработной плате перед украинскими горняками на начало сентября составила 355 миллионов гривен (более 13 млн. долларов по курсу НБУ). Месяцем ранее сумма была вдвое выше, но август – праздничный месяц для шахтеров, и у Киева хватило политической мудрости не портить и без того плохие отношения с сектором людям, и хотя бы частично рассчитаться с долгами к празднику. «Мы проплатили в августе к 10 числу - 200 миллионов и ко Дню шахтера (4-е воскресенье августа - УНИАН) - 200 миллионов. На сегодня задолженность составляет 355 миллионов - это немного больше месячного фонда зарплаты», - сообщил министр, констатировав, что на этом выполнение социальных обязательств по факту исчерпано.

Стоит отметить, что по подсчетам председателя Независимого профсоюза горняков Украины Михаила Волынца, долги в отрасли значительно выше – почти 900 млн. гривен. Вероятно, расхождения в данных в том, что министерство оперирует текущей задолженностью, а профсоюз включает в расчеты и невыплаченное за прошлые годы. Но проблема даже не в методике исчисления и объеме необходимых средств, а в том, что взять их предприятиям банально негде.


А значит акции протестов горняков, которые, кстати, в Киеве проходили все лето, если и прекратятся, то ненадолго. На это, в частности, недвусмысленно намекнули 6 сентября во время очередного митинга у Верховной Рады члены НПГУ. «В случае невыплаты задолженности и принятия соответствующих законов в Верховной Раде Украины шахтеры готовы начать акции протеста на местах», — написал в Facebook Волынец после переговоров с руководством профильного ведомства. И, если вспомнить, что его организация уже имеет успешный опыт сотрудничества с радикалами «Азова», к обещаниям Волынца Минэнергоугля стоит прислушаться – в новой демократической Украине шахтерские протесты могут и не ограничиться стуком касок.

То, что с долгами и со стабильностью работы шахт, особенно в преддверии зимы, надо что-то делать понимает и Игорь Насалик. Правда, новых рецептов на третьем году «победы майдана» у его ведомства нет, и все, что могут предложить министерские чиновники – это вернуть госдотации шахтам. «Сегодня это рассматривается, и это даст возможность снять вопрос зарплат шахтерам», - сообщил министр.

Стоит пояснить, что госдотации, официально именуемые господдержкой на себестоимость, это притча во языцех, основоположный камень и камень преткновения в одном лице все четверть века существования независимой Украины и ее угольной промышленности. О непрозрачности их выделения, неэффективности использования и порождаемой ими коррупции при прошлой власти не говорил только ленивый оппозиционный журналист или политик. Так что абсолютно не удивительно, что одним из первых решений Кабмина «камикадзе-реформаторов» Арсения Яценюка была отмена госдотаций угольной промышленности. Освобождение бюджета от миллиардного бремени было преподнесено как достижение, которое в этот раз точно должно было привести к энергетической независимости страны. Не привело. И как теперь будут ликвидировать эту «победу попередникив» чиновники правительства Гройсмана – вопрос в прямом смысле слова на миллиард. Ведь положение второго Кабмина майдана значительно хуже, чем было на старте «победившей еврореволюции». Для получения очередного транша МВФ власти уже изрядно занизили социальные стандарты, повысили в разы тарифы и подумывают, не лишить ли студентов стипендий. В этих условиях найти средства на дотации углепрому у киевских казначеев, скорее всего, не получится. Ни физически изыскать, ни политически отстоять.

Впрочем, чтобы подсластить пилюлю, ведомство Насалика анонсирует очередную реформу, под которую и попробуют заложить в бюджет 2017 года необходимые средства. Презентовать проект обещают до конца года, но, как сообщают СМИ, предполагается, что часть оставшихся в Украине госшахт будет ликвидирована, часть – приватизирована, часть – все-таки финансироваться из госбюджета.


Схема не просто не новая, а в том или ином виде представлявшаяся на суд общественности почти каждым министром угля в последние как минимум лет 10. О том, что если «реформа» сработает, то половина энергетики страны окажется в руках олигархов, которые будут диктовать условия, политики никогда не задумывались, так как реализовывать ее, по большому счету и не собирались. Почему? Потому что приватизация реально ценных активов прошла давно, на закрытие шахт у государства никогда не хватало денег, а условно привлекательные предприятия всегда было выгоднее использовать для тех самых коррупционных схем, а не выставлять на продажу.

Нечто подобное эксперты прогнозируют и в этот раз. «Очередная реформа в энергетической сфере может обернуться экономическими потерями, экологическими проблемами и социальной дестабилизации угледобывающих регионов», – отмечает член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. По его словам ликвидация собственных шахт приведет к усилению зависимости страны от импорта топлива, и соответственно, росту расходов на его закупки. «Это заставит правительство и в дальнейшем существенно повышать тарифы на электроэнергию», – предупреждает эксперт.

Что касается намерения закрыть шахты глубоко убыточные, а это, кстати, в том числе предприятия в Донецкой и Луганской областях, на территориях, временно подконтрольных Украине, то денег на это у правительства явно нет. А значит о цивилизованной ликвидации, решении экологических и социальных вопросов речь, вопреки туманным обещаниям чиновников, идти не будет.


«В правительстве и министерстве банально боятся озвучить, что ничего «цивилизованного» по отношению к шахтам и шахтеров не будет, - отмечает Корольчук, напомнив, что по расчетам международных экспертов, сделанным еще в 2002-2003 годах, с учетом всех необходимых мероприятий и соответствующих социальных компенсаций, в среднем закрытие шахты Украине обойдется в 350 млн. долл., то есть на ликвидацию 11 шахт нужно 3,85 млрд. долл. (96 млрд. гривен). - Даже если не учитывать инфляционные показатели и валютные изменения за последние 10 лет, то даже сумма в почти 4 млрд. долл. кажется нереальной. Соответственно в социальной сфере нужно будет ожидать лишь углубление деградации и дезадаптации угольных регионов».

С одной стороны лишение людей рабочих мест и источника доходов, а городских бюджетов – основных доноров, отношение населения к киевским властям однозначно не улучшит, что может и не плохо для республики. С другой, в результате таких «реформ» без средств существования окажутся не какие-то виртуальные сторонники майдана, которым «так и надо», а весьма реальные наши сограждане, волею судьбы оказавшиеся сейчас и без того в сложном положении, со всеми прелестями «украинского освобождения» в виде мародерства и зачисток. Плюс, экологические проблемы варварски закрытых шахт, к примеру, в Дзержинске, гарантированно отразятся на соседней Горловке, так как геологии линия разграничения не писана. Так что реформы киевские, но проблемы, как всегда, донбасские.

В целом, очевидно, что, во-первых, Украине уголь необходим. И если антрациты добываются только на территории республик Донбасса, то остальными марками свою энергетику и металлургию украинские шахтеры обеспечить вполне в состоянии, если не ставить на них эксперименты в виде реформ Яценюка-Гройсмана-Насалика.

Кроме того, два года без достаточных объемов финансирования привели украинский углепром на грань коллапса, и теперь, без значительных вливаний, прогнозов по прекращению стагнации сектора не даст ни один эксперт. И это, к сожалению, применимо и к шахтам Донбасса. Стоит напомнить, что в республиках углепром, пусть и по другим причинам, но также работает без господдержки. В условиях достаточно низкой цены на уголь при традиционно высокой себестоимости добычи в нашем регионе, шахты испытывают постоянную нехватку оборотных средств и тоже, пусть и в меньших объемах, но задолжали коллективам. Кроме того, отраслевые специалисты обеих сторон всерьез опасаются, что отставание в перспективном развитии и отсутствие капиталовложений в капитальное строительство уже в скором будущем приведет к значительному сокращению очистных мощностей. А снизится добыча, снизится и без того недостаточное поступление денежных средств.

Шансы же привлечь частных инвесторов, по большому счету, одинаковы как для украинских, так и для донецких рудников, и колеблются где-то в районе нуля. Это происходит в первую очередь, по причине боевых действий, но влияют и сугубо хозяйственные факторы: изношенность основных фондов, сложные горно-геологические условия. Плюс невнятные правовые условия - в Украине это незащищенность инвестора от рейдеров-радикалов, в ЛДНР – непризнанность государств, а значит и их прав на заключение договоров как таковых.

Между тем уголь нужен обеим сторонам, и рецепт в данном случае универсален – государственная политика, направленная на восстановление базового сектора экономики. Донецку и Луганску это понять проще, но ресурсов у них объективно меньше. Киев же загнал себя в политическую ловушку «ненужности Донбасса», которая может оказаться роковой для сектора и энергетики страны. И если геополитические игроки не договорятся о путях решения конфликта в среднесрочной перспективе, то может оказаться так, что при «игре в долгую» победит тот, у кого останется свой уголь.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »