Говорит лидер
Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 21 сен 11:49

Украина собралась воевать и пропагандировать: следите за бюджетными руками

В Верховную Раду Украины внесен проект госбюджета на будущий год. Если на словах Киев еще может кого-то обмануть заявлениями о миролюбии и любви к жителям Донбасса, то в документах все говорит об обратном.
Ничто человеческое нам не чуждо, поэтому заглянуть на финансовую кухню соседей всегда интересно. Особенно, когда пополнять холодильник на этой кухне приходиться, в том числе и жителям Донбасса, а обратно возвращаются только снаряды, мины, блокада и чудом выцарапанные людьми крохи в виде заслуженных пенсий.15 сентября Кабмин Владимира Гройсмана презентовал проект сметы украинского государства на будущий год. Если верить правительству, то наших соседей в 2017-ом ждет сплошное процветание в виде роста экономики как таковой на 3%, доходов казны на целых 17% и зарплат «маленьких украинцев», которые работают в медицине и образовании, почти на 20%. Доходы остального населения тоже обещают увеличить, но скромнее, всего на 8% и то в три подхода. Записанные подряд будущие «прибутки» вызывают почти восторг, если не вдумываться в то, гасколько они реальны.

Между тем даже украинские эксперты всерьез опасаются, что ожидаемый Гройсманом рост доходов бюджета – фикция, основанная на печатном станке. По сравнению с 2016-ым правительство планирует собрать на 127 миллиардов гривен больше. За счет чего? Во-первых, значительного роста акцизов на табак, алкоголь и ГСМ – то есть, привет, здоровый образ жизни, и пока все, кто зарабатывает на логистике и транзите. Во-вторых, ужесточение фискальной политики, отмены некоторых налоговых льгот, в том числе и для сельского хозяйства, что означает, что аграрную сверхдержаву в Украине, похоже, решили не строить. Видимо, чтобы с Америкой не конкурировать. В третьих, дерибан чужого имущества. Народного, в виде приватизации остатков госсобственности, на которые, правда, за два года иностранные инвесторы так и не позарились, лишив бюджет-2015 и бюджет-2016 заложенных доходов. И собственности «попередныкив» в виде «спецконфискаций», секретами которой с незадачливыми коллегами недавно всего за 50 млн. евро с Киевом делилась Латвия. Впрочем, как отмечают юристы, соответствующий законопроект прописан так расплывчато, что если этого «джина» все-таки выпустят из бутылки, деньгами «Семьи» дело не ограничится.
«Если исходить из реалистичности бюджета, то есть такая закономерность: если ВВП страны растет на 3%, то доходная часть растет на 3-4%. Может ли доходная часть вырасти на 20%? Даже если вырастет фискальное давление, это невозможно. Как можно выбить из бизнеса в пять раз больше налогов? Это нереально. Поэтому я вижу другие, более реалистичные, сценарии. Например, задним числом перепишут бюджет, сократив расходы. Или же просто напечатают деньги, заткнув дыры за счет эмиссии», - считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Если эксперт прав, то курс гривны продолжит падение, а значит и без того мизерный рост соцстандартов будет нивелирован инфляцией.
Как Фонд скажет
Конечно, можно было бы оправдать оптимизм авторов бюджета снизошедшим на Киев на днях траншем МВФ и обещанными выделениями кредитов из других источников. Но это взгляд человека, мало о Фонде знающего. Тратить средства главного кредитора на пополнение бюджета запрещено, а неглавные давно перестали давать Киеву деньги на его усмотрение, а выделяют скупые кредиты сугубо под конкретные проекты. Жизненноважным сегодня считается закупка газа на зиму, без которого украинский транзит может в пик морозов попортить комфортную жизнь самими европейцам. О комфорте украинцев речь давно не идет.

При этом бюджет в независимой, как известно, Украине принимается только по согласованию с МВФ, а тот за акт собственной щедрости выдвинул требования, плохо совместимые с жизнью рядовых граждан в частности и страны в целом. Так, Фонд хотел бы видеть в казне дефицит не более 3%, «улучшение администрирования налогов», окончательное решение пенсионного вопроса путем то ли уменьшения пенсий, то ли сокращения количества пенсионеров, «упорядочивание субсидий», в которых благодаря реформам нуждается уже больше половины домохозяйств, и «либерализацию рынка земли» или распродажу черноземов, если говорить по-русски.
Если верить украинским обозревателям и экспертам, разбиравшимся в проекте Гройсмана, то все это в документ пока не заложено. В частности, не изменены дотации Пенсионному фонду, дефицит которого стал второй «черной дырой» украинского бюджета после «Нафтогаза», нехватку средств которого власти научились прятать в других статьях. Так что не исключено, что Кабмин пытается сыграть с Фондом в старый базарный трюк – поставь максимальную цену, чтобы было пространство для торгов.
Насколько это сработает с международными финансовыми акулами – вопрос спорный, но не удивимся, если в процессе согласования деньгами на пенсии правительство пожертвует, чтобы защитить более «доходные» для себя любимых статьи, а из предполагаемых 260 млрд. гривен до стариков дойдет значительно меньше. А уж на какой категории пенсионеров Киев сэкономит в первую очередь, гадать и вовсе не надо.
Зрим в корень
Простое построение расходных статей от большего к меньшему позволили украинским СМИ назвать документ «Бюджет пушек и пенсионеров». Со стариками, как уже отмечено, все может быть не так гладко. Зато на «пушках» экономить, похоже, не собираются даже под политическим давлением и финансовыми пожеланиями Запада.
На «национальную безопасность и оборону», как это сформулировали авторы, предлагается потратить 5% ВВП, или 129 млрд. гривен. Судя по процентному соотношению, план НАТО Киев собирается перевыполнить даже не вступив в организацию, и более богатые члены которой отказываются от требования Штатов выделять на Альянс 2% ВВП.
То ли чиновники других стран более скупы, то ли не имеют прямого профита от армии. Киевские «орлы» не из таких, и щедро отвели на силовой блок на 14,5 млрд. гривен больше, чем в этом году. Любопытно отметить, что средства предполагается осваивать не только на войне с «внешней агрессией», то бишь, путем обстрелов Донбасса. С кем-то, похоже, собрались всерьез воевать и сотрудники МВД, Нацгвардии, новорожденных антикоррупционных структур и Генпрокуратуры, на которые в сумме выделили 2% ВВП (около 50 млрд. гривен).
Обе эти войны, так щедро оплачиваемые налогоплательщиками, будут прикрываться еще одной – информационной. Помимо финансирования официальных изданий, на которые, кстати, выделены около 2 млн. долларов, что весьма «вкусно» для редакций, которые по статусу не испытывают проблем с подписчиками, Киев готов оплачивать раскрутку «Культа майдана» и декоммунизаторские изыскания приснопамятного Вятровича. Кроме того, «за души украинцев» с новыми силами, то есть увеличенными бюджетами, будут бороться Государственный комитет телевидения и радиовещания, который с учетом полумиллиарда на «Евровидение» получит 1,379 млрд. гривен, Минкульт с обещанными 3,4 млрд. гривен. Из этой суммы около полумиллиарда собираются потратить на кино, что, в общем-то, не плохо, но учитывая официально установленную в стране цензуру – художественность будущих лент уже под вопросом, а вот идеологическая направленность сомнений не вызывает.
Во чужом бюджете похмелье
Бюджет, конечно, для Донбасса чужой, но некоторые выводы из проекта документа касаются и нас. В экономической плоскости можно констатировать, что, паразитировать на регионе Украина прекращать не собирается. Меры «по улучшению администрирования налогов», проекты «спецконфискации», которая, на самом деле может коснуться не только беглых регионалов, и прочие фискальные прелести вполне ощутит на себе и бизнес Донбасса, все еще работающий в киевской юрисдикции.
Население же гарантированно ощутит «пенсионную реформу». Республиканский бюджет пока достойную старость обеспечить не в стоянии, так что украинские пенсии для многих стариков – серьезное подспорье, которого они могут лишиться в «целях экономии» или при пересмотре правил начисления пенсий как таковых. К примеру, горняки получают пенсии по «Закону о повышении престижности шахтерского труда». А отмена подобных спецпенсий - одно из базовых пожеланий МВФ, на которое Украина, скорее всего, пойдет в торгах за сохранение денег на войну. Для нее шахтерский труд давно не дорог и не престижен.
Кстати, девальвация гривны, которая вероятна из-за чересчур оптимистичных планов по доходам, с одной стороны республикам на руку, так как ослабляет украинское государство в целом, но с другой, неминуемо отразится и на нашем регионе, в котором гривна все-таки ходит в бизнес-кругах и в виде тех же «добытых с боем» пенсий и соцвыплат.
В политической сфере, судя по бюджету, очевидно то, что прекращать боевые действия и говорить о дипломатическом разводе, и уж тем паче, о восстановлении всего разрушенного, Киев не собирается. Как и то, что «демократический» режим все больше приобретает черты нешуточного тоталитаризма, и хоть с идеологическими оппонентами, хоть с нищим населением, церемониться особо никто не будет. Так что надежды на то, что украинцы сами разберутся с собственной неадекватной властью, мягко говоря, призрачны.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции