Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 30 сен 17:10  Версия для печати

Настало время выбирать или Как репетиция влияет на премьеру

Настало время выбирать или Как репетиция влияет на премьеру

Уже в воскресенье, 2 октября, жителям столицы ДНР и пригородов предлагают поучаствовать в праймериз – предварительных выборах. Ставки, как говорится, сделаны, кампания на излете и можно, пока еще не отвлекаясь на результат «генерального прогона» таких долгожданных местных выборов, поговорить о ходе эксперимента.

Кампания праймериз в ДНР, получилась стремительная и в чем-то сумбурная. Напомним, первый анонс по поводу предварительных выборов, которые может провести Донецк в порядке демонстрации своей способности выполнить выборную часть «Минских соглашений» самостоятельно, Глава ДНР Александр Захарченко сделал еще в начале лета. Активность подготовка набрала в середине июля, но кульминация кампании пришлась на октябрь. Не обошлось без некоторых шероховатостей.

Баг или фича?
Принятые регламентные документы вначале не публиковали, а после публикации оказалось, что сроков на подготовку не так и много. «Уж избиратель близится, а кандидата нет», - так, перефразируя классика можно охарактеризовать предложенные временной избирательной комиссией (ВРИК) нормы. Первичный обзор «Положения о порядке проведения предварительного голосования» наш сайт уже публиковал, что же касается его практической реализации, то, как отмечают некоторые обозреватели, местами кандидатам предлагали просто побыть ясновидящими.

К примеру, одним из необходимых документов для регистрации оказалась справка об отсутствии судимости. Норма абсолютно правильная, но делается сей документ в лучшем случае за две недели, в худшем – за месяц. У потенциальных кандидатов по факту потребовали ее добыть меньше чем за неделю, причем, без права донести требуемый документ в ходе кампании. Что это – тест на такую важную для политика черту, как находчивость? Причем, если верить ВРИК, «находчивыми» оказалось подавляющее большинство претендентов на голоса – больше тысячи человек, что наводит на невеселые размышления, о том, что вопреки объявленной свободе, поучаствовать даже в тренировочных выборах смогли «не только лишь все», как говаривал один знаменитый мэр.

Также можно восхититься оперативностью кандидатов, сумевших в сжатые сроки собрать подписи потенциальных избирателей. Восхищение вызывает то, что все они согласно «Положению» самовыдвиженцы, а значит, команды у них нет, или есть минимальная, а сбор автографов с граждан, опять-таки, дело долгое и кропотливое, требующее намотать не один километр и надоесть не одному десятку людей.

Тем не менее, все эти бюрократические препоны преодолели 1098 человек. Так как масштаб предстоящего действа в ходе подготовки съежился от всенародности, на которую любили поначалу давить государственные СМИ, до города Донецка с пригородами, то, как минимум количественно, выбор у дончан будет. Остальные, правда, остались в легком недоумении: «зачем будоражили и обещали, если все как всегда достается столице»? Но, иногда понаблюдать со стороны даже полезней, чем принять участие.

Кто вы, мистер-кандидат?
Списки кандидатов, прошедших «огонь, воду и медные трубы» ВРИК, комиссия еще 18 сентября обещала опубликовать. Но кто же та тысяча активистов, желающая представлять дончан в местных советах, обывателю так до сих пор не известно. За исключением лиц, вошедших во все-таки презентованную команду партии власти. Как сообщают СМИ, в перечень вошло около 20 действующих руководителей, включая главы администраций всех девяти районов столицы и прилегающих поселков Старомихайловка, Александровка, Ларино и города Моспино, и, конечно, мэра Донецка.

Учитывая сугубо партийное происхождение самой процедуры, это вполне логично. Если бы праймериз проводились как тестовый отбор кандидатов от определенных политических сил. Но как это коррелируется с заявленным самовыдвижением кандидатов и, опять-таки, предполагаемым созданием равных условий для всех участников?

Увы, никак. Согласно местной трактовке праймериз, это тот самый админресурс, который демократические процедуры не приветствуют. А между тем, поговаривают, как раз добровольно-принудительной активностью бюджетников и объясняются «подвиги» по сбору подписей и прочие акции.

Обязательно ли выполнять тренировочные обещания?
На фоне этого прискорбного факта странно звучат и месседжи кандидатов-чиновников. Как и все кандидаты во власть в любой стране мира, обещают они «отстроить восстановить, улучшить и расширить». А еще – как дети малые радуются тому, что «кампания перед праймериз позволила отследить ключевые проблемы, волнующие избирателей». И все бы было замечательно, если бы это не говорили люди, которые по долгу службы должны еще вчера знать все «ключевые проблемы» и даже приступить к их решению.

Причем, обратим внимание, многие из нынешних руководителей действительно и без того в курсе всех проблем и действительно работают над их решением. Зачем же предаваться предвыборному пафосу, да еще и в тренировочном режиме?
Настало время выбирать или Как репетиция влияет на премьеру

Впрочем, из тысячи кандидатов кто-то, наверняка, только во время кампании смог пообщаться с согражданами с позиций политического деятеля и открыть для себя много нового. Правда, вопреки обещанию, что «всем кандидатам будет предоставлен равный доступ к СМИ», информацию обо всех открытиях найти тяжело. Нет, не потому что у нас тут «цензура, диктатура и прочее», как любят считать либералы по обе стороны от ДНР и евро-ориентированные соседи. Просто, скорее всего, «Положение» готовилось под масштабную кампанию с реальными сроками агитации. А потом программу сократили, забыв подсчитать, что с 19 сентября – дня открытия агитационной части, до 2 октября имеющиеся в республике СМИ физически не способны пообщаться с тысячей кандидатов в депутаты разных советов и на посты глав администраций. А так как СМИ у нас, по закону, государственные, то и общаться им сподручней, в первую очередь, с теми, кто на это государство уже работает, а не с теми, кто только собирается приносить пользу городу. Плюс, если сайты могут выкладывать материалы почти без ограничений, то телеэфир и газетные полосы не резиновые, тысячу программ в них так просто не впихнешь. Как говорится, ничего личного. Просто нарушение собственного регламента праймериз и дополнительный «пинок» местной демократии.
Кстати, о «реалистичности» борьбы на предвыборах говорит и «толерантность участников», о которой возвестил на днях пресс-атташе ВрИК Олег Балыкин. «Мы не наблюдаем применения приемов «черного пиара» в ходе агитации за кандидатов на праймериз. И я уверен, что такого не будет и в дальнейшем, потому что к этому нет никаких предпосылок, – заявил он, заверив, что это и есть «толерантность в лучшем смысле этого слова».

С одной стороны, отсутствие войн компроматов, соревнований в популизме и прочего – действительно признак политической культуры, нехватка которой, как мы видим по Украине, чревато крахом государственности в целом. С другой, выборы без «черного пиара», пусть и с разными оттенками «черного», это как брачная ночь без невесты – целомудренно, но ни в одной стране мира не практикуется. Посмотрите хоть на прошедшие выборы в России, хоть на предстоящие в США. Если за голоса избирателей не борются, значит или они не нужны, или рассчитывают, что «сами предложат, сами все дадут».

А между тем, открытая критическая дискуссия между действующими управленцами, их потенциальными конкурентами и общественностью, которая на время стала электоратом, пошла бы на пользу и самим кандидатам, и действующим политикам, и, по большому счету, всей республике, с некоторых пор пребывающей в политическом застое.

Зачем нам прймериз?
Очевидно, что праймериз – изначально продукт скорее внешнего, нежели внутреннего потребления. Реальные выборы зависли в Минске и Киеве на неопределенный срок, и, скорее всего, репетицией в ЛДНР попытались расшевелить ситуацию.

Но, судя по ряду заявлений первых лиц ДНР и серьезности, с которой власти подошли к праймериз, некие внутренние цели и задачи у них все-таки были. И административные – Александр Захарченко неоднократно подчеркивал, что на праймериз должна быть обкатана работа избиркома, местных комиссий и прочих задействованных служб.
Настало время выбирать или Как репетиция влияет на премьеру

И политические. В частности, замена на местах чиновников, вышедших из доверия у населения, лидерами мнений и авторитетными гражданами. Последнее, кстати, реально значимо и для команды власти. Потому что, если настоящие выборы таки состоятся, сегодняшним рулевым придется противостоять весьма опытным конкурента, которых постарается любыми путями внедрить сюда бывшая элита региона.

Думается, что также немаловажной целью праймериз была демонстрация сохранения рейтингов власти и уровня электоральной поддержки. Все-таки, непризнанность республики требует от ее лидеров даже более высокого уровня легитимности, чем у официальных глав государств, и то, что позволено на международной арене президенту Порошенко с уровнем доверия населения около 10%, не позволено лидеру республики даже с рейтингом за 80%. В конце концов, самый весомый аргумент в пользу того, что Донбасс имеет право на свою точку зрения – это майский референдум 2014-го, когда уже по очередям на избирательных участках было видно, чего именно хотят люди.

В этот раз очередей, очевидно, не будет. Как сообщает опрос социологического центра «Особый Статус» , вообще информированы о происходящем 56% населения. То есть половина – попросту не в курсе о предварительных выборах, о которых СМИ сообщают уже почти полгода, а в последние недели - говорят просто безостановочно. Сходить на избирательные участки собирается 46% опрошенных, то есть даже не все, кто знает о том, что куда-то надо идти. Конечно, явка около 50% - норма современного мира. Приблизительно такую активность показывают россияне и европейцы. Но только там – мирные стабильные страны, где граждане имеют прав на аполитичность. У нас же это свидетельствует как минимум о недоработках в организации кампании, максимум – об ошибках в коммуникациях власти и населения.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »