Читать
Закрыть
Павел Климов - 21 окт 16:43  Версия для печати

«Запрещено к показу»: Как украинцы с польским кино воевали

«Запрещено к показу»: Как украинцы с польским кино воевали

Уже который день подряд на Украине не утихает скандал, в центре которого оказалась польская картина «Волынь», посвященная одной из самых кровавых страниц украино-польских отношений – «Волынской резне». Украинский МИД неформально запрещает показ фильма в кинотеатрах столицы, околополитическая тусовка с трудом сдерживает истерику, а украинских актеров, чьи имена засветились в титрах, уже травит «патриотическое сообщество». При этом, саму картину, на территории Украины видели единицы.

Если верить первым отзывам критиков, то фильм «Волынь», снятый довольно известным польским режиссером Войцехом Смажовским – это очередное переосмысление шекспировской истории о Ромео и Джульетте, но в декорациях Второй Мировой войны. Польская девушка влюблена в украинского юношу, но отец этот вариант не одобряет и выдает ее за немолодого и состоятельного поляка. Дальше начинается война. В село, где происходят события картины, попеременно входят то советские, то немецкие войска. Затем приходят националисты из ОУН УПА и начинается резня. Такой вот незамысловатый сюжет.

Лидеры молодого украинского государства, избравшие лозунги УПА едва ли не в качестве государственной идеологии, разумеется не могли допустить, чтобы простые украинцы посмотрели «Волынь» и узнали о своих новых «героях» что-то помимо сказок Вятровича и его Института национальной памяти. На реабилитацию украинских коллаборационистов, в конце концов, государство тратить немалые средства. А тут под ногами мешается какой-то режиссер Смажовский.

Закрытый показ картины, да еще при участии режиссера, должен был состояться в украинской столице восемнадцатого октября, при поддержке Польского института. Однако же, Министерство иностранных дел Украины «настоятельно рекомендовало» отказаться от этой идеи. Об этом журналистам рассказала директор института Ева Фигель, представив в качестве доказательства копию официального письма из украинского министерства.

Несколько позже, когда над очередным запретом со стороны «демократичного» правительства стали потешаться все, кому не лень, в украинском МИД заявили, что ничего не запрещали, а лишь просили немного повременить с показом «Волыни».

«По взаимному согласию показ перенесли на более поздний период», - заявила журналистам пресс-секретарь МИД Марьяна Беца, отметив также, что сейчас «неподходящее время» для такого фильма.

Подробнее о «неподходящем времени» рассказал бывший министр-матершинник, а нынче посол Украины в Польше Андрей Дещица.
«Запрещено к показу»: Как украинцы с польским кино воевали

«Мы остерегаемся того, что фильм «Волынь» может вывести людей на улицы. Мы получали сигналы, что могут быть вокруг этого фильма протесты. Нужно подготовить общество. Войцех Смажовский в Польше является известным режиссером, в Украине его мало знают, поэтому те сцены жестокости, которые режиссер показывает в ленте и которые выглядят очень натуралистично, могут вызвать мощную негативную реакцию», - объяснил посол, назвав картину «антинационалистической, антирадикальной и не до конца антиукраинской».

А вот известный украинский радикал и, по совместительству, глава Верховной Рады Украины Андрей Парубий с мнением Дещицы явно не согласен: «У меня было много разговоров по этому поводу с руководителями польского государства. Я просил их не давать каких-либо оценок. Пока это просто фильм, его можно трактовать как позицию одного режиссера, но если польские лидеры будут давать оценку, то это можно будет трактовать, как позицию государства. Для нас важно, чтобы напряжение, возникшее между Польшей и Украиной летом этого года, было снято, и чтобы все исторические инсинуации были отброшены. Потому, что на нашем главном фронте против российского империализма, мы должны стоять плечом к плечу», - пафосно заявил Парубий, явно перепутав эпохи и фактически обвинив режиссера в ангажированности.

С негативной оценкой картины «Волынь» выступил также руководитель Госкино Филипп Илленко в своем блоге на «Facebook».
«Запрещено к показу»: Как украинцы с польским кино воевали

«Авторы даже не пытаются рассказать какую-то историю, их задача продемонстрировать архетипы - украинские и польские крестьяне, немецкие и советские военные, еврейские кабатчики и учителя, католические и православные священники далее ... Формирование архетипов достигается в основном за счет сравнений и гипербол. Как отдельные бонусы - историческая неправда и злоупотребления натуралистическим насилием. В фильме преступления гитлеровцев и советов выглядят значительно менее варварскими по сравнению с методами, которыми украинские крестьяне убивают поляков - если немцы только вешают и расстреливают , то украинцы сдирают с людей кожу живьем, отрезают головы, жгут детей, завязав их в снопы ржи, выкалывают глаза, потрошат женщинам животы и пр. И если у немцев и россиян это делают отбросы с СС и НКВД, то украинцы - простые крестьяне, которые еще недавно вместе со своими невинными жертвами играли на свадьбе», - пожаловался Илленко, в стране которого, вот уже третий год, ничего, кроме агиток, не снимают.

Но куда интереснее тот факт, что польский режиссер, по мнению руководителя Госкино, провел некие параллели между «Волынской Резней» и украинскими событиями двух последних лет.
«Запрещено к показу»: Как украинцы с польским кино воевали

«Фильм содержит много ассоциативных цепочек с нашим настоящим, в первую очередь, из-за использования украинцами в ленте лозунгов и символов, которые сегодня уже крепче привязаны к событиям современного, чем прошлого. Гимн «Ще не вмерла Украина», сине-желтый флаг, лозунги «Слава Украине! Героям Слава!», «За свободную Украину!» и тому подобное - сегодня это символы украинской независимости, героев Небесной сотни, бойцов, которые ведут войну с оккупантами на востоке Украины. Кому это выгодно сегодня? К чему приведет просмотр этой ленты широкой аудиторией в Польше? А в России? А в Украине? Это риторические вопросы», - заявил Илленко, в очередной раз подтвердив, что между националистами из УПА и сегодняшними «воинами света» неприлично много общего. В первую очередь – лозунги и методы.

А тем временем, украинских актеров, снявшихся в «Волыни», уже начали травить представители «самых честных СМИ». Так, к примеру, киевский журналист Иван Вербицкий, в лучших украинских традициях, составил кляузу на своей странице в «Facebook», опубликовав имена актеров.
«Запрещено к показу»: Как украинцы с польским кино воевали

«Постепенно выплывают имена тех актеров из Тернополя, Львова, Франковска и Киева, которые согласились играть в польской агитке «Wołyń». Точнее, фамилии вроде бы есть все. Может, кто-то зайдет по ссылке и дополнит список, приведенный ниже. Итак, вот они, герои. Не осуждайте их. Потому что искусство, так же, как и спорт, вне политики», - иронизирует Вербицкий, вешая мишени на чужие спины.

В то же время, украинская диаспора в Канаде уже «попросила» руководство театра, в котором работают те самые актеры, не брать их в турне. И, как говорится, то ли еще будет.

В целом же, ситуация выглядит весьма комично. С одной стороны, новые украинские лидеры призывают поляков «простить и быть прощенными», а, с другой, педалируют тезисы, согласно которым, им просить прощения не за что. Это государственное лицемерие ожидаемо раздражает Варшаву, которая, помимо всего прочего, является для Киева одним из ценных союзников. Беда Украины в том, что националистическая идеология, на которой, по большому счету, сегодня и держится правящий режим, не по вкусу ни союзникам, ни противникам украинского государства.

Забавно также и то, что в «тоталитарной» России, даже откровенно антироссийское кино практически никогда не запрещают к показу, а в «демократической» Украине теперь запрету подвергается абсолютно все, что пусть даже косвенно противоречит генеральной линии партии.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции