Читать
Закрыть
Федор Золотов - 31 окт 09:21  Версия для печати

Введет ли Порошенко военное положение на Украине?

Введет ли Порошенко военное положение на Украине?

Президент Украины Петр Порошенко заявил, что никакой антитеррористической операции в Донбассе нет. Есть «внешняя агрессия» с сугубо внутренними последствиями.

Выступая перед студентами в Ровенской области, верховный главнокомандующий Украины порадовал потенциальных призывников, что участия в антитеррористической операции им можно не бояться, ибо такой попросту нет.

«У нас нет никакого АТО. У нас есть агрессия Российской Федерации против независимого суверенного нашего государства. Когда я был избран президентом, об этом еще очень стыдливо говорили. И ключевая моя задача была, чтобы это признал мир - факт агрессии», - заявил политик, избравшийся во многом благодаря данному в 2014 году обещанию «закончить АТО в считанные часы».

Что ж, часов с тех пор прошло много, задачи поменялись, и теперь «президент мира» горделиво перечисляет документы, куда Украине все же удалось вписать свою «терминологическую гиднисть». Их, правда немного, и не все из них доступны широкой публике, но нельзя же не верить главе государства в таких щепетильных вопросах. «И сейчас в ходе консультаций с руководством Европейского Союза, уверен в том, что мы распространим применение этого термина», - заверил Петр Порошенко.

Наученная примером слишком любопытных студентов Киево-Могилянской академии, ровенская молодежь вопросов главковерху задавать не стала, хотя, судя по экономико-правовому профилю учебного заведения, вопросы явно были. Например, если конфликт на Востоке – это никакое не АТО, а война, как ни назови противника, то деликатный для Киева вопрос о введении военного положения вновь оказывается на повестке дня.

Стоит напомнить, что сам по себе эвфемизм «АТО», внедренный и.о. президента Александром Турчиновым в том же 2014-ом году первоначально как раз и был призван решить «терминологическую» проблему постмайданной власти

. Во-первых, госперевороту нужна была легитимация через выборы, проводить которые во время военного положения законодательство Украины прямо запрещает. Конечно, нарушив половину статей Конституции, можно было бы и не оглядываться на такие мелочи, но, есть и вторая причина: новому официальному Киеву была как воздух необходима поддержка Запада, а для европейских бюрократов подобное уже могло оказаться чересчур.

Следующий виток дискуссий по поводу необходимости введения военного положения не так давно в украинских политических кругах инициировался уже не властью, а ее оппонентами по патриотическому электоральному полю. Ход мыслей уличных радикалов и кулуарных ястребов вполне понятен - что может быть лучшим укреплением курса на войну, чем соответствующее правовое положение? До недавнего времени сдерживающим фактором служила та же западная поддержка, правда, на сей раз не столько политическая, сколько сугубо финансовая – тот самый кредит МВФ, который Киев клянчил больше года. Как известно, устав Фонда финансировать воюющие страны запрещает. А так как на МВФ ориентируются и другие кредиторы, то объяви Украина войну, лавочка прикрылась бы окончательно. Явным и скрытым оппонентам Порошенко это было бы, может, и на руку, но Гарант (и бизнесмен, по совместительству) подобного допустить точно не мог. Но так было раньше. А теперь, судя по ровенскому спичу, такое развитие событий Порошенко вполне допускает, и не прочь посмотреть на реакцию общества на возможную смену правовых реалий.

За два с половиной года военное положение от нежелательного сценария стало для Киева не просто приемлемым, а даже в определенном смысле желаемым развитием ситуации. Выборы, так необходимые в 2014 году, сегодня попросту опасны для власти, с ее совокупным рейтингом на уровне чуть выше статистической погрешности. Как отмечают даже украинские политологи, шансов получить большинство в парламенте у нынешних партий власти «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» Арсения Яценюка почти нет. Кредитная линия МВФ, похоже, из пунктира превращается в многозначительное троеточие. На днях миссия Фонда отказалась ехать в Украину, и, по мнению некоторых экспертов, без выполнения всех, даже заведомо невыполнимых, пунктов меморандума с организацией, с надеждами на транш Украина может попрощаться.

Так почему бы и нет? Европа повозмущается? Так невыполнением «минских соглашений» ЕС тоже перманентно обеспокоен, но пока товарищ Байден одобряет, Киеву можно не нервничать.

Зато плюсов у военного положения, с точки зрения Банковой, настолько много, что черновик соответствующего указа уже наверняка лежит где-нибудь под рукой.

Это запрет на любые выборы с фактическим запретом любую политической оппозиции и критики власти – война на дворе, надо сплотиться! И практически неограниченные полномочия силовиков, в первую очередь армейцев, главнокомандующий которых – сам президент. И ограничение прав граждан на протесты и мирные собрания.

В контексте социального кризиса, который вовсю набирает обороты в стране с европейскими тарифами и африканскими зарплатами, последнее, наверное, самое главное. Не случайно же, заявляя, что в стране «никакая не АТО», Порошенко говорит «агрессия РФ», а не «война с Россией». Потому что если по недомыслию объявить полноценную войну, то шанса дожить до капитуляции может и не представиться. А если ввести внутреннее, по сути, никого не касающееся, военное положение, то шансы еще «повоевать» и пограбить население возрастают.

Так что возможно, «пробный военный шар» Петр Порошенко в Ровно запустил не зря. Такой козырь без крайней надобности на стол бросать не будут, но в рукаве наверняка подготовили. А пустить его в игру очень просто. Достаточно усилить обстрелы Донбасса, пояснить Западу, что «Родина в опасности», и можно разворачивать внутреннюю войну с недовольными уже на всей территории страны. В конце концов, когда говорят, что «Украина будет воевать до последнего украинца», никто же не обещал, что только на Востоке?

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Новости
Больше новостей »