Говорит лидер
Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 09 дек 09:30

«Вот и санкциям конец»: Россия выгодно реализовала пакет акции «Роснефти»

Время «изоляции» подошло к концу, и прагматики Запада и Востока спешат на Север. 19,5% акций государственной компании «Роснефть», находящейся под санкциями США и ЕС, приобрели швейцарская трейдинговая компания и катарский инвестиционный фонд.
7 декабря глава «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным сообщил о сделке по продаже 19,5% акций компании консорциуму, созданному Катарским суверенным фондом и швейцарской трейдинговой компанией Glencore. Стоимость пакета составила 10,2 млрд. евро, которые поступят в российский бюджет уже в середине месяца. Глава государства уже дал распоряжение соответствующим службам обеспечить поэтапную конвертацию поступившей валюты, чтобы не вызвать колебания курса нацвалюты.
Стоит подчеркнуть, что хотя процедура называется официально приватизацией «Роснефти», ничего общего со знакомыми нам по Украине процессами она, похоже, не имеет. Контроль над компанией сохраняется за государством. А ее стоимость, в отличие от приснопамятного Одесского припортового завода, который Киев уже два года не может продать и за половину первоначальной цены, с начала года только росла. Еще в начале года «Роснефть» в целом оценивалась в 36 млрд. долларов. То есть, за неполную пятую часть стоимости компании бюджет РФ получил как минимум на 2,5 – 3 млрд. евро больше, чем мог.
Что касается покупателей, то репутация Glencore, судя по информации в Сети, считается рисковой как раз благодаря умению менеджмента получать прибыль вопреки экономическим санкциям, эмбарго и запретам. И, как считают некоторые эксперты, никакой «политики» при работе с Glencore совершенно точно не будет. «Никакого «политического влияния» - в совершенно староамериканских традициях тут ничего личного и политического, только бизнес», - отмечает российский обозреватель Михаил Хазин.
А вот Катар, по мнению украинского юриста Алексея Романова, таким образом, завершает выход из газового противостояния с Россией, ради которого страна в свое время участвовала в развязывании войны в Сирии. «Теперь же, когда войска Асада при поддержке РФ начали потихоньку побеждать, Путин решил у Катара взять деньги. Как это понимать? Думаю, что это отступные. То есть, заключена некая сделка. Думаю, что Катар выходит из «сирийской» игры. А это значит, что война в Сирии будет завершаться», - написал он на своей странице в Facebook.
«Отступные» - термин с неоднозначной трактовкой, но не исключено что в целом эксперт прав. Ситуация на Ближнем Востоке стремительно меняется в пользу российско-сирийского партнерства. Мощь американской коалиции, завязшей под Мосулом, напротив перестала быть неоспоримой, да и интерес самих Штатов больше направлен на гадания о собственной внутренней политике, которую будет проводить президент Трамп, чем на завершение многолетних ближневосточных кампаний. Так что местные партнеры США, в лице того же Катара и Саудовской Аравии, наверняка уже просчитывают свои постсирийские шаги. В том числе, и в направлении России.
Новость о продаже акций «Роснефти», как сообщают СМИ, стала неожиданностью для Запада. Financial Times и Bloomberg назвали ее «триумфом президента Владимира Путина», Wall Street Journal - «благом для господина Путина».
Как напоминает ТАСС: «Введенные США и ЕС финансовые и технологические санкции в отношении компании формально не запрещают американским и европейским компаниям приобретать акции «Роснефти». Тем не менее, многие игроки из Соединенных Штатов и Евросоюза опасались вкладываться в акции российской компании, оценивая свои риски как слишком высокие». Теперь, похоже, опасения прошли. И бизнес спешит первыми получить возможные преимущества от возобновления отношений с Россией, естественно, в первую очередь, в торговле нефтью, которая на фоне договоренностей с ОПЕК выросла в цене, и имеет шансы еще добавить в стоимости после начала ограничения добычи.
Конечно, полностью оценить плюсы и минусы сделки и последующего сотрудничества можно будет несколько позже. Кроме того, все тонкости и нюансы в подобных договорах наверняка известны только узкому кругу причастных лиц и профильных экспертов. При поверхностном же анализе, пока очевидные следующие факторы. Во-первых, через новых акционеров «Роснефть» получает рынки сбыта и опосредованный доступ к внешнему финансированию, которое и пытались перекрыть западные санкции. И, не исключено, что таким же образом будет решен вопрос и с их вторым направлением «санкционной блокады» - доступом к технологиям.

Во-вторых, как отмечают обозреватели, РФ впервые за последние годы получила крупный приток инвестиционного капитала. Для сравнения 10 млрд. евро – это сумма, сопоставимая с кредитами, полученными в этот период Украиной, но только без долговых и политических обязательств. Насколько эти средства были необходимы госмонополисту, со стороны судить сложно. С одной стороны, по официальным данным «закрома» России, в том числе золотовалютный резерв и другие фонды, вполне позволяют стране самостоятельно инвестировать в собственную экономику. С другой – Россия страна капиталистическая, с рыночной экономикой, в которой привлечение инвестиций из-за рубежа – не только деньги, как таковые, но и признак доверия и надежности.
И в третьих, всему миру на практике продемонстрирована беззубость антироссийских санкций. Надежды на «разрыв российской экономики», о котором еще недавно говорил президент США Барак Обама, не оправдались. Напротив, как видим, государственный актив за год вырос в цене, и это вовсе не оттолкнуло западный капитал, который, по сути сам и поставил точку в вопросе об эффективности «изоляции».
Уходящая команда западного истеблишмента, возможно, и продлит санкции в январе, но обходная тропка протоптана. И если она будет вести к прибыли для бизнеса, то политики обязательно пойдут за своими электоральными дивидендами. И те, кто готовится прийти к власти в Европе, и те, кто видит изменения мировой конъюнктуры и готов встраиваться во вновь верстающиеся глобальные связи. Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Новости