Читать
Закрыть
Виталий Кречетов - 23 мая 19:28

Внутренний рынок ДНР: чужие и свои

Не войной единой, как известно, живет Донецкая Народная Республика. Сразу два ведомства, имеющие непосредственное отношение к формированию экономической политики молодого государства, представили собственное видение развития местного рынка.
Министерство промышленности и торговли ДНР презентовало проект развития местной торговли. Как и положено органу государственной власти, цели ставятся высокие, благие и инновационные: «интеграция лучших практик, бизнес-моделей и инструментов, направленных на развитие промышленности и торговли, а также малого и среднего бизнеса в ДНР», рост объемов производства и реализации, расширение ассортимента, качество товаров, доступность цен и создание рабочих мест в сфере торговли. Сами авторы окрестили проект «Программой развития потребительского рынка».Соавторами начинания выступает Центр оптовой торговли «Мост», по сути, проект является продвижением этого республиканского бренда на местный рынок. Вкратце суть такова: «Мост» осуществляет крупнооптовые поставки в регион и закупки у местных производителей, это ему позволяют делать значительные собственные складские мощности и логистические возможности. Все это предоставлено к услугам мелкого и среднего бизнеса, которому предлагают отказаться от поиска поставщиков и переориентировать собственные закупки на местного крупнооптового игрока. Формат, отметим, распространенный во всем мире. Переход к общепринятым современным моделям для бизнеса ДНР, одно время и вовсе скатившегося к челночно-контрабандным практикам ранних 90-х, наверное, надо считать позитивным маркером.
В то же время, некоторые особенности того, «как это делается в Донецке», продолжают вносить сумятицу в нестройные ряды нарождающегося республиканского бизнеса.
Прежде всего, речь идет о равенстве условий, созданных в республике для бизнеса как такового. С открытостью информации в воюющей республике не складывается, но жалобы предпринимателей на то, что в сегменте тех или иных товаров создается периодически искусственный дефицит, например, путем «притормаживания» в прохождении таможенных процедур, в сущности, не секрет. В данный момент подобное, по некоторым слухам, переживают торговцы овощами. Цена на урожай с грядок и теплиц за последние пару недель существенно повысилась, и, по отдельным позициям, бьет даже московский уровень.
Вероятно, что высокую цену могла бы сбить здоровая конкуренция, при соответствующей антимонопольной и антикартельной политике государства. Но власти последовательно поддерживают именно крупных игроков, которые устанавливают выгодные для себя условия.
К примеру, ранее неоднократно сообщалось о договоренностях по приоритетным поставкам местной овощной продукции на полки сетевых супермаркетов. В теории, выброс дешевого продукта на рынок должен оказывать давление на цены в целом, но накопленный опыт свидетельствует, что демпинговый эффект так и не был достигнут.
Принципы свободной конкуренции, которые в торговле являются общепринятой нормой для большинства стран мира, в данном случае нарушаются. Причем, государство лоббирует не только интересы подконтрольных предприятий, таких как республиканский ритейлер «Первый республиканский», что было бы хотя бы частично объяснимо, но и ряда частных, вроде того же «Моста». Насколько продвижение интересов более крупного капитала поможет развиваться мелкому и среднему бизнесу – вопрос в имеющихся экономических условиях даже не риторический. Как и соответствие этой практики интересам конечного потребителя.
Говоря о насыщении внутреннего рынка ДНР товарами народного потребления, о котором, собственно, печется программа Минпрома, нельзя обойти вниманием и распоряжение №170 Министерства доходов и сборов. Согласно этому приказу , в республике официально запрещен ввоз на собственную таможенную территорию товаров с территории Украины. Речь идет о полном запрете ввоза любой продукции на продажу. Для личного использования можно ввозить продукты питания и прочее, но в ограниченных количествах: граждане ДНР могут провозить украинские товары не чаще одного раза в сутки. Один человек имеет право ввозить до пяти килограммов свежего мяса, три литра молока, а также 50 килограммов овощей и 50 килограммов фруктов. По сути, это похоже на симметричный ответ официального Донецка официальному Киеву, который в марте, напомним, тоже запретил перемещать грузы через линию соприкосновения, сделав исключение для гумпомощи, личных вещей и некоторого количества продуктов питания.
Напомним, ранее республиканские фискальные органы не дублировали украинские запреты и настаивали только на соответствующем таможенном оформлении.
Восторг от этого предприниматели, естественно, не испытывали, причем не только в силу нежелания платить дополнительные сборы в казну, но и от того, что, с точки зрения Украины, ввозимая ими продукция считалась контрабандой, что усложняло оформление всех необходимых документов на «той стороне». Не нужно быть пророком, чтобы предугадать предстоящее возмущение мелкого бизнеса, торговавшего в Донецке трикотажем, сырами и прочей продукцией, которая на Украине дешевле, чем в России. В том, что республиканский запрет будут пытаться обходить так же, как предшествовавший украинский, сомнений нет, хотя коррупционная составляющая и до того была весомой в цене для конечного покупателя.
Конечно, можно «затянуть гайки» и тщательно изучить каждый кусок сала на прилавке. Можно патриотично требовать от сограждан не торговать и не покупать украинское, так как эти деньги, так или иначе, кормится официальный Киев. Доля истины в этом, может и есть, но нельзя отрицать и то, что покупатель, за редким исключением, в магазинах и на рынках ориентируется на цену, а не на политику. При этом запрет на ввоз товара из Украины перекрывает легальный способ ведения дел тысячам мелких предпринимателей. Вероятно, налогов с этой категории государство, на самом деле, получает не много и потеря для него не велика. Но подобный бизнес - это самозанятое население, которое не требует от государства помощи, само оплачивает свою работу, формирует себе соцпакет и не давит на рынок труда. Последний в ДНР все также не богат вакансиями и вряд ли нуждается ли в дополнительных рабочих руках.
Приказ Министерства доходов и сборов датирован еще 3 мая, но опубликован был в тот же день, что и инициатива Минпрома, и при последовательном прочтении этих двух документов ощущения от республиканской политики в сфере торговли складываются двойственные.
По совокупности факторов, можно утверждать, что местный рынок официально полностью разворачивается на Россию и страны Таможенного союза, что в контексте экономической интеграции с Россией выглядит вполне последовательным. С другой стороны, не менее логичным было бы не перенаправление закупок на российский импорт «вручную» через республиканских крупнооптовых посредников, а создание равных для всех субъектов хозяйствования условий. В том числе, и во внешнеэкономической деятельности. Именно здоровая конкуренция, в конечном итоге, вполне способна насытить рынок и сбалансировать цены.
Кроме того, приходится констатировать, что даже с получением контроля над крупными промышленными активами подход республиканских профильных ведомств к экономическим приоритетам не изменился. Во главе угла все та же внутренняя торговля товарами народного потребления, которая, по умолчанию, к ощутимому экономическому росту государство в целом привести не может. Оставим за скобками перипетии процесса огосударствления промышленного комплекса, который при ряде неоспоримых достижений, по сведениям различных источников, идет пока не так однозначно, как хотелось бы. Но в контексте усилий государства по поддержке торговой сферы, обратим внимание только на один нюанс. Развитие потребительского рынка, запланированное официальными ведомствами, не может проходить исключительно в формате содействия продавцам.
Потребительский рынок во многом определяется покупательской способностью населения. У граждан должны быть доходы, позволяющие больше потреблять, и таким образом обеспечивать движение средств в торговых сетях, рост их прибыли, за счет чего происходит расширение бизнеса и отчисления в бюджет. А нынче, по данным Республиканского центра занятости - единственного ведомства, публикующего пусть косвенную, но все же статистику по зарплатам, работать дончанам предлагают в среднем за 6057 рублей. Считать этот показатель равным средней зарплате, наверное, нельзя, но ориентир вполне понятен – никакого роста потребления и масштабного развития торговли не предвидится. Хотя, справедливости ради отметим, что некоторый рост предложения все же присутствует - в марте прошлого года средняя зарплата по предлагаемым вакансиям составляла 4290 рублей.
Конечно, рецепт бывшего главы Федерального резерва США Бена Бернанке, предлагавшего «разбрасывать деньги с вертолета», а точнее - поддерживавшего внутренний рынок Америки в период мирового финансового кризиса крупными вливаниями средств и удержанием низких кредитных ставок, к Донбассу не применим по ряду причин, в том числе от местной власти не зависящих. Но вслух обсуждать проблему уровня оплаты труда и общего обнищания населения, давно пора. В том числе, и Министерству промышленности и торговли, которое должно быть драйвером именно индустриального развития территории, с соответствующим ростом оплаты труда занятого там персонала. Можно и дальше продолжать измерять рост экономики в количестве новых магазинов, но пока тема доходов граждан остается табу для СМИ, профсоюзов и чиновников, этот рост будет скорее радующей глаз картинкой на ведомственных сайтах. Которую на хлеб не намажешь.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции