Говорит лидер

Александр Ходаковский: военный сценарий развития ситуации в Донбассе становится очень вероятным.
29 ноября, 10:48
Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 23 дек 15:54

Родина ждет «героев»: Рада приняла амнистию-2016

Амнистирование заключенных – процесс юридически тонкий, но, в общем-то, рутинный для благополучных стран. В стране с продолжающейся гражданской войной досрочный выход на свободу боевиков, осужденных, в том числе, за преступления в зоне военного конфликта – шаг политический и многоговорящий.
22 декабря на Украине в этом году можно назвать «днем всепрощения». Естественно, в особом значении. Верховная Рада второй раз за год проголосовала закон об амнистии, устанавливающий критерии и определяющий круг лиц, к которым может быть применена амнистия до конца текущего года. Самого текста на официальном сайте украинского парламента пока нет, но как сообщают СМИ, документ дает все шансы выйти на свободу не только престарелым, больным и прочим, традиционным для подобных мероприятий, категориям заключенных, но и участникам так называемой АТО. «Участники боевых действий, которые защищали суверенитет и территориальную независимость Украины», - как это звучит в патриотической трактовке.Стоит напомнить, что история с амнистией для боевиков длится уже полгода. Летом прокуратура «дозрела» до судебных разбирательств «подвигов» некоторых членов добробатов, таких как начштаба «Айдара» Валентин Лихолит по кличке «Батя», а также бойцов и руководителей «Торнадо».

Скандал тут же всколыхнул патриотическую общественность. «Герои не должны сидеть!», - вначале потребовали активисты и побратимы, блокировавшие улицы под судами, а после и генпрокурор Юрий Луценко. Тогда стандартный законопроект о ежегодной амнистии оперативно доработали с учетом политзаказа кума президента, и проголосовали в Раде. Но сам президент документ все же ветировал – уж больно двусмысленной получилась парламентская щедрость. И слабость власти перед улицей подчеркивала, и трактовки допускала такие, что на улице могло оказаться слишком много вчерашних «зека», но уже с боевым опытом.
Вторично документ проголосован с некими правками президента, так что в его скором вступлении в силу сомневаться не приходится. Как предполагали юристы еще после первой попытки и последовавшего президентского вето, скорее всего, пересмотрены именно пункты, определяющие категории участников АТО, подпадающих под амнистию, с тем, чтобы на свободу вышел все же ограниченный контингент, а не все подряд уголовники, носившие погоны.
Дополнительной пикантности истории с украинским «всепрощением» добавляет указ Петра Порошенко №561/2016 о помиловании ряда лиц, вышедший 20 декабря. Указ, опять-таки, типовой – глава государства имеет право на помилование, если на то имеются законные основания и соответствующие выводы профильной комиссии. Но, как обращает внимание известный юрист Андрей Портнов, в прошлом принимавший участие в разработке аналогичных документов, свежий указ Порошенко из таких же типовых отличается нетипичной анонимностью. «Список помилованных не опубликован и информация закрыта. Я понимаю логику таких указов и уверен, что закрытость здесь может иметь место только тогда, когда неудобно рассказать кого, на каких условиях, зачем и за что помиловали», - отмечает Портнов.
По данным СМИ, под закон по амнистии не подпадают лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, а также уличенные в коррупции, борьбу с которой в последнее время власти превратили просто в медиа-фетиш. С учетом этого, обоснованным будет предположить, что отдельным документом президент освободил как раз тех, кто под общую амнистию не попадает, но то ли нужен власти на свободе, то ли имеет покровителей, достаточно влиятельных, чтобы их подопечный не находился в тюрьме.
Без полного текста закона об амнистии, нет и точных подсчетов экспертов о вероятном числе лиц, которое обретут свободу. Но речь наверняка идет о сотнях, если не тысячах человек, которые непременно сделают жизнь украинцев еще «приятней и безопасней». Стоит напомнить, что согласно так называемому «закону Савченко», право на досрочное освобождение получили около 50 тысяч заключенных. Как сообщали СМИ в конце ноября, около 9 тысяч это право уже реализовало и 12 тысяч на очереди. При этом, по статистике, в только в 2015 году, то есть еще до полного вступления «закона Савченко» в силу, количество преступлений с использованием огнестрельного оружия выросла на 100%, на 95,45% — число их, совершенных на расовой и национальной почве, на 63% — изнасилований, на 62,6% — умышленных убийств, на 56,1% — тяжких преступлений, на 50% — преступлений против общественной безопасности, на 25% — разбойных нападений и на 29% — в сфере дорожной безопасности. Все это рост по сравнению с 2013 годом.
Итоги 2016-го получатся, скорее всего, еще более мрачными, как бы ни пытались власти прикрыть развал правоохранительной сферы. Как ранее сообщал бывший первый заместитель украинского генпрокурора Ренат Кузьмин, только за первое полугодие в стране было зарегистрировано 565435 преступлений, что на 18 % больше, чем в прошлом году. При этом в некоторых регионах этот рост превышает 50%. Так что результаты новой «волны свободы» в отдельно взятой правой стране будет весьма предсказуем.
Кстати, отметим, что в «неправовой» по мнению Киева, ДНР уровень преступности держится на значительно более низком уровне, в чем легко убедиться по ежедневным сводкам МВД. Причем симптомов роста, кроме сезонных по некоторым видам преступлений, в статистике республиканской полиции не наблюдается с момента образования. И, как бы ни любили украинские СМИ заявлять, что в «ополчении воюют одни зэки», никаких амнистий в Донбассе не проводилось. Скорее, из-за пока окончательно не сформированной нормативно правовой базы и нежелания республиканских чиновников брать на себя дополнительную ответственность.
В ДНР, правда, существует другая проблема. Как утверждают компетентные источники, из-за несовершенства законодательства республиканская система пока отказывается погашать судимости даже тем гражданам, которые давно наказание отбыли, и у которых истекли все сроки давности по всем существующим кодексам. А наличие такого пятна на биографии как судимость, по действующим нормам мешает, в том числе, и служить в армии.
Впрочем, это проблема сугубо донецкая, но украинским обывателям можно и задуматься: так на какой же стороне воюют «зэки», если зачисление их в состав вооруженных сил ДНР законодательно запрещено?
Однако, возвращаясь к киевскому дню открытых дверей, который вот-вот случится в украинской пенитенциарной системе, хочется понять, зачем же властям подрывать и без того шаткую безопасность в городах, выпуская на волю все новые и новые порции потенциальных преступников?

Сочувствие и гуманизм отметем сразу. В тот же день, когда принималась амнистия, суд в Харькове продлил срок домашнего ареста для бывшего депутата от КПУ, 67-летней Аллы Александровской еще на два месяца. До того откровенно пожилую женщину держали в СИЗО, пока ее состояние здоровья не ухудшилось до критического. Так что гуманизм майданному правосудию точно не свойственен.
Небольшая порция патриотического пиара в решении «зекам – волю», безусловно, присутствует. Но, позволим себе предположить, что дело все же в боевом опыте, которым осужденные мародеры, грабители, вымогатели и прочие «нетяжкие» амнистированные способны заинтересовать Банковую. Очевидно, что прекращать войну в Донбассе официальный Киев не намерен ни по «Минским соглашениям» в чистом виде, ни по «формуле Штанмайера» . То, что неудобно высказывать вслух «президенту мира», продолжают нести прямым текстом нижестоящая глашатаи его административной вертикали. «Мы придем, в конце концов, к хорватскому варианту», - говоря о перспективе Украины на Донбассе продолжает воинственно бредить директор «ОВЦЫ» (как пренебрежительно именуют на самой Украине «Донецьку військово-цивільну адміністрацію») Павел Жебривский.
«Настоящие буйные» патриоты на Украине, похоже, начинают переводиться. А бессмысленно гибнуть в отвлекающих провокациях, как это было на днях под Дебальцево, кто-то же, по убеждению Киева, должен. Не исключено, что на возвращение освобожденных в батальоны власти и рассчитывают.
С одной стороны, рассчитывают, хоть и цинично, но вполне обоснованно, так как с работой на Украине нынче туго даже для граждан с кристально чистой биографией. С другой стороны, такой расчет несколько наивен, потому что попадают в места не столь отдаленные украинские вояки как раз за то, что прекрасно понимают – грабить мирное население значительно безопасней, чем, собственно, воевать. Просто в 2014-ом зоной условно дозволенной преступности были только «освобожденные» территории Донбасса, а сегодня, благодаря реформам, уже вся Украина. Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Новости