Говорит лидер

Александр Ходаковский: военный сценарий развития ситуации в Донбассе становится очень вероятным.
29 ноября, 10:48
Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 30 дек 19:54

Накопительная пенсия или Как сегодня украсть у завтра

Уже в 2017 году Украина может присоединиться ко всему прогрессивному человечеству, обеспечивающему свою старость не по социалистическим принципам солидарности и гуманизма по отношению к старикам, а персональными накоплениями каждого.
Как сообщает издание «Страна.ua», точной даты начала работы накопительной пенсионной системы пока нет, но профильные чиновники планируют ее запуск во втором полугодии 2017. Необходимые для этого нормативные документы уже разработаны исполнительной и законодательной ветвями власти.Таким образом, до окончательного воплощения в жизнь идеи «каждый сам за себя» осталось всего одно голосование в парламенте. Все, кто младше 35 лет на этот момент, становятся «европейцами» еще в одном смысле этого слова. С их зарплат будут удерживаться одновременно и единый социальный взнос, часть которого направляется в Пенсионный Фонд Украины, и накопительный взнос на индивидуальный счет. Планируется, что в первый год введения новой системы эта пропорция составит 20 процентов к 2, в следующем – 19 к 3 и так далее, пока накопительная часть не достигнет 7%.
Теория: кому, когда и сколько?
Тем, кто пенсию получает уже сейчас, в том числе и жителям Донбасса, которые смогли выцарапать из рук вороватых еврореформаторов свои заработанные деньги, по поводу нововведения можно не напрягаться. Ни его плюсы, ни его минусы граждан старше 60 точно не заденут. С остальными поколениями получается занятней.
Пока Рада не проголосует упомянутый выше законопроект, точно утверждать ничего нельзя, но, по предварительным данным, получается, что полноценно воспользоваться плодами накоплений смогут только те самые 35-летние и через 25 лет. При этом пока не ясно, а как быть с годами страхового стажа, уже имеющегося у многих из работников этой возрастной категории? Также пока не понятно, изменится ли пенсионное обеспечение нынешних 40 или 50-летних. К примеру, могут и обязаны ли они участвовать в индивидуальных накопительных проектах, или их взносы, и соответственно, будущие пенсии полностью остаются в солидарной системе ПФУ?
Еще один любопытный нюанс – это пенсионный возраст и страховой стаж, необходимый для получения так называемой «трудовой пенсии» в новых условиях. С молодежью все понятно – чистое накопление, сколько внес – столько и твое, причем официальное трудоустройство, по сути, здесь не принципиально, лишь бы деньги поступали. А вот у работников среднего возраста времени на накопление остается минимум, и для них вопрос страхового стажа в солидарной системе останется очень важным. И здесь власти, по информации СМИ, готовят украинцам еще одну подножку. Чтобы не повышать пенсионный возраст, как того требует МВФ, Киев планирует «внедрить дифференцированное время выхода на пенсию» - то есть право на пенсию в солидарной системе гражданин получает только при наличии определенного страхового стажа. А к какому возрасту вы его заработаете – значения не имеет.
Если Рада и Кабмин не найдут социально-ответственные ответы на эти и другие пока теоретические вопросы по реформам, то практически можно будет констатировать, что «европейская Украина» планирует уже лет через 10-15 оставлять своих престарелых граждан вообще без средств к существованию.
Можно возразить, что нынешнее положение стариков немногим лучше, но им страна еще хоть что-то платит. А вот тем, кому сейчас 40-50 лет – уже может и вовсе ничего не заплатить. А это как раз поколение, начинавшее трудовую деятельность в 90-е, так что людей, десятилетиями работавших без оформления, в нем множество. И за оставшиеся годы трудоспособного возраста заработать нужный страховой стаж или накопить достойные деньги по новой системе, многие не успеют даже в теории.
Практика: старые грабли в новом тюнинге
Впрочем, практического смысла задумываться о том, правильно или нет Киев пропишет пенсионную реформу, на самом деле нет. Во-первых, потому что ничего радикально нового «еврореформаторы», как известно, не изобретают. И задумка Кабмина Гройсмана – это переписанная с ошибками и с заложенными «ручейками откатов» реформа, которую разрабатывал еще Тигипко, в бытность того вице-премьером. Те, кто пенсионными реформами интересуется не первый год, наверняка узнали в вышеописанном знакомые черты «второго уровня реформы», и «смешанной системы». А так как все это уже было, то напомним, как выглядело подобное начинание в значительно более благоприятный период.
Тогда гражданам предписывалось копить трудовые средства в государственных и негосударственных пенсионных фондах параллельно с отчислениями в ФПУ. В обязательном порядке, также как и сейчас, новая система должна была касаться тех, кто младше 35. Остальных завлекали перспективой получать если не в прямом смысле две пенсии (для этого все же необходимо действительно много лет – прим. авт.), то, как минимум пенсию, и доплату.
И, надо признать, благодаря нескольким годам стабильной украинской нацвалюты и устойчивого роста реальных доходов граждан в 2010-2013 года, негосударственные пенсионные фонды начали активно плодиться, причем, без «обязаловки» сверху. Некоторые граждане даже умудрились поднакопить определенные средства в последние перед пенсией годы, и начать жить с приятным стартовым бонусом. Правда, более молодым участникам этих фондов, пусть и совсем по другим причинам, но повезло меньше.
«У работодателя был подобный фонд, так что вступление было практически обязательным. Изначально условия вполне приемлемые – 2% с работника и 4% докладывает работодатель. Плюс, фонд эти средства инвестирует (с минимальными рисками, но и с минимальной прибылью), и таким образом тоже увеличивает сумму на счету, - делится своим житейским опытом дончанка Людмила. – А потом произошел майдан, началась так называемая АТО».
И вот тут сказались все факторы сразу: пенсионные накопления, доступ к которым предусмотрительно ограничен и в нормальных обстоятельствах, при военном форс-мажоре тем более оказались недоступны. Единственным способом забрать деньги из таких структур оказалась официальная иммиграция из Украины, причем, не просто выезд, а выезд с получением нового гражданства. Естественно, в условиях конфликта воспользоваться накопленным для того, чтобы дожить до той самой пенсии, вкладчики не смогли. Кроме того, с падением гривны вклады обесценились, и хоть как-то компенсировать потери вкладчиков путем инвестирования, никакой фонд, при сворачивании экономики страны в целом, предсказуемо не способен.
«Честно, я давно про эти деньги забыла, и даже не знаю, не ликвидирован ли фонд как таковой. До войны у меня там было около 3 тыс. долларов по довоенному курсу. Сейчас меньше тысячи, так что особого смысла переживать уже нет», - подводит черту наша собеседница.
Собственно это же произойдет и с накоплениями украинцев, попадающих под накопительную «обязаловку». Во-первых, они будут обесцениваться быстрее, чем работник будет успевать отчислять. Как едко подметил журналист Вячеслав Чечило: «Накопительная система в Украине? Смелый аттракцион! Очень хотелось бы перед ее введением получить от реформаторов ответ на один вопрос - во что в Украине можно вложить деньги будущих пенсионеров так, чтобы за условные 20 лет они не сгорели, их не разворовали, и их не съела инфляция?».
Во-вторых, эти накопления никак не защищены ни от преступных посягательств, ни от следующих «реформаторов» у власти. Обратите внимание на то, что речь в довоенном примере идет о законопослушной, юридически ответственной структуре. А ведь чем «мутнее» будет выписана законодательная база, тем больше будет простор для мошенничества в этой сфере. И зная высокие таланты постмайданных законодателей, можно не сомневаться, что принятый на Украине новый документ будет содержать максимум лазеек для желающих поднажиться на неискушенных в новых реалиях будущих пенсионерах.
Так что, скорее всего, ни о каком светлом пенсионном будущем украинцам мечтать не стоит. То, что не обесценится само по себе, будет легко украдено недобросовестными компаниями, или вполне может быть «перереформировано» в будущем самими властями. В стране с перманентным политическим кризисом и продолжающейся гражданской войной любая долгосрочная реформа, связанная с деньгами, почти гарантированно вырождается в банальный отъем средств у населения здесь и сейчас.
Впрочем, это не единственная насущная проблема украинцев с пенсиями. Вопрос о том, что, собственно говоря, киевские власти намерены делать с имеющимся дефицитом бюджета Пенсионного фонда Украины пока все также остается без ответа. Наоборот, Киев планирует с 2017 года последовательно сокращать отчисления в ПФУ в пользу накопления. А между тем, по оценкам специалистов они составляют около 150 млрд. гривен – это около 20% от всех запланированных поступлений в госбюджет Украины, так что обойти вниманием эту «дыру» просто так не получится, и проблемы пенсионеров будущих просто померкнут перед проблемами пенсионеров настоящих. Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции