Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 17 фев 16:13  Версия для печати

Крепкий рубль: население в «плюсе», экономика в «минусе», власти сохраняют интригу

Крепкий рубль: население в «плюсе», экономика в «минусе», власти сохраняют интригу

Вопреки ожиданиям экспертов и недвусмысленным анонсам чиновников, российский рубль не спешит подешеветь до «удобных» для экономики значений и продолжает обновлять максимумы своей стоимости. Гражданам с рублевыми доходами поведение национальной валюты, конечно, льстит, но, по мнению экспертов, это ненадолго.

«Для нашей промышленности, которая уже привыкла к курсу 65 рублей за доллар, дальнейшее укрепление приведет к снижению конкурентоспособности. Думаю, что дополнительные курсовые колебания, даже в сторону укрепления курса рубля, нам сейчас ни к чему», - в начале января осторожно намекал на скорое ослабление нацвалюты министр финансов РФ Антон Силуанов. Спустя полтора месяца можно констатировать – прогноз не сбылся. По данным Центробанка РФ, 16 февраля 1 доллар стоил 56,78 рубля, а 17 подорожал всего лишь до 57,15.

Ослабление национальных валют – тренд в глобальной торговле, повышающий конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Подобную политику девальвации в последние годы активно проводит в частности Китай. Более того, на девальвацию доллара, несмотря на то, что он является мировой резервной валютой, в прошлом году намекал тогда еще кандидат в президенты США Дональд Трамп. Так что в средне и долгосрочной перспективе РФ все же заинтересована в контролируемом ослаблении рубля. Вопрос в том, когда и насколько.

«То, что рубль сегодня укрепился и укрепляется, это для наших экспортных позиций, безусловно, серьезный минус и не только для сельского хозяйства — и для промышленности, и для многих других секторов экономики, — заявил 16 февраля глава Минсельхоза Александр Ткачев. - Доллар — 57 рублей — это не катастрофа, но это удар по нашей отечественной экономике».

Почему?

На руку «крепкому» рублю играет ряд объективных факторов. В первую очередь, как отмечают специалисты, это небольшой, но стабильный рост цен на нефть, стартовавший в конце прошлого года после соглашения ОПЕК, РФ и других стран об ограничении добычи. Во-вторых, сейчас период уплаты налогов, для чего экспортеры продают валютную выручку и таким образом поддерживают рубль. «Только для выплаты налогов компаниям придется продать валюты на сумму около $10 млрд», — отмечает аналитик компании «Открытие Брокер» Андрей Кочетков.

В третьих, как предполагают эксперты Sberbank CIB, избыточная валюта на рынок может поступать от «Роснефти», которая завершает сделку по выкупу акций «Башнефти», для чего корпорации может потребоваться до 64 млрд. рублей. Впрочем, сама корпорация утверждает, что с крупными интервенциями на рынок не выходит. «У нас взвешенная и долгосрочная политика работы на валютных рынках и достаточный денежный поток рублевой ликвидности, чтобы выполнить свои обязательства по выкупу акций в срок», — уверил СМИ пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.

Кроме того, некоторое влияние не только на рубль, а в целом на мировые котировки оказывает и сама американская валюта, которая несколько подешевела по отношению к евро, иене и прочим национальным платежным единицам на фоне вышедшей статистики по заработной плате и безработице в США.

А что Кремль?

Любопытно отметить, что на фоне прямых заявлений профильных чиновников о невыгодности укрепления национальной валюты для экономики страны, которая ориентирована на экспорт, и как следствие, для наполнения федерального и местных бюджетов, «рука рынка» особо властью не корректируется. Стоит напомнить, что «плавающий» рубль, на который власти РФ перешли в конце 2014 года, — гордость Банка России, и отказываться от него руководство финансового сектора не планирует. В частности, ЦБ пока не готов снизить базовую процентную ставку, которая, по мнению многих банковских аналитиков в условиях фактической дефляции привлекает дополнительную валюту на российский фондовый рынок. А с учетом не отмененных санкций, сам по себе приток средств в активы роскомпаний, кончено, вещь, возможно, и положительная. Но в контексте чрезмерного укрепления национальной валюты, точно не своевременная.

По сути, пока единственным инструментом, который использовали власти, оказались некие «вербальные интервенции», как их охарактеризовали эксперты Sberbank CIB. Речь идет о нескольких заявлениях высокопоставленных управленцев, на которые рынок оперативно реагировал снижением курса рубля. К примеру, после заявления пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, что глава государства намерен обсудить ситуацию с министром экономического развития Максимом Орешкиным, курс кратковременно просел. Дальнейших ходов со стороны Кремля не последовало, и ситуация вскоре вернулась к исходному уровню. Но, как отмечают эксперты «Росбанка», такая реакция рынка подтверждает насколько «быстрым и болезненным может быть разворот рынка в случае появления признаков вмешательства со стороны российских властей».

Что касается мер невербальных, то с 7 февраля Минфин приступил к покупке иностранной валюты на бирже, но, как отмечает профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев, объемы интервенций недостаточны. «Минфин покупает по 100 миллионов долларов, а если бы ведомство приобретало миллиарды долларов, то интервенция принесла бы запланированный результат», - говорит он.

Впрочем, вопрос в том, а был ли подобный результат запланирован именно на данный период? Как утверждают другие специалисты, поведение Минфина больше похоже на действия опытного валютного игрока, который знает, что вскоре российская валюта достигнет своего максимума, и использует наиболее подходящие моменты для покупки валюты по самой выгодной цене.

В целом большинство российских банковских аналитиков прогнозирует «откат» курса до уровня 59-60 рублей за доллар уже к марту. Некоторые аргументируют это окончанием налогового периода, некоторые – возможным колебанием нефтяных цен. При этом эксперты сходятся во мнении, что хотя от «свободного курса» правительство не откажется и никаких жестких административных мер, скорее всего, не предпримет, будущий курс рубля в основном зависит от того, когда власть от «вербальных» мер перейдет к более весомым мерам влияния на финансовый рынок.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Новости