Читать
Закрыть
Федор Золотов - 04 июл 17:38

Геополитика и энергетический аспект

Весь мир считает дни до ближайшего саммита G-20, и это не преувеличение. Больше всего надежд, предположений и догадок строится, конечно, вокруг первой личной встречи лидеров России и США и вероятной «большой сделки». Если она все же состоится, то затронет гораздо больше вопросов, чем просто войны в Сирии и на Украине.
7-8 июля в Гамбурге состоится ежегодный саммит глав государств «Большой двадцатки». Если «семерка» - это площадка исключительно для общения коллективного Запада, давно иронично характеризуемая как «шестерка плюс США», то «двадцатка» - это уже встречи ведущих игроков всего мира. Мероприятие, в сущности, и без того не рядовое, но в этом году бьющее рекорды по вниманию СМИ, экспертов и общественности, причем как стран входящих, так и не входящих в этот геополитический пул. Отношения между основными мировыми игроками, в первую очередь между коллективным Западом и Россией, не радовали доверительным уровнем и предыдущие десятилетия, но в последние годы накалились и вовсе до опасной черты. При этом в высоких политических сферах снижать градус не намерены, подталкивая страны к новой холодной войне. В то же время зоны уже существующих локальных конфликтов активно индуцируют глобальные проблемы в виде терроризма, преступности и прочих военных бедствий на весь мир.По мнению многих экспертов и обозревателей, ответом на сложившуюся конфигурацию очагов напряжения и глобальных вызовов может стать некая «большая сделка» между Россией и США, как основными участниками текущего кризиса. Авторы подобных концептов зачастую отмечают две «горячие точки» косвенного столкновения сторон: Сирию и Украину. В обеих странах формально идут гражданские войны, а неформально, схлестнулись политические, экономические и военные амбиции больших игроков. На старте «раскачивания», хоть в Дамаске, хоть в Киеве, планировалось, скорее всего, нечто иное, но получилось «как всегда»: война, экономический крах и многолетние зоны нестабильности, не радующие соседей вне зависимости от их политических предпочтений. Собственно, договориться об урегулировании этих двух конфликтов аналитики и предлагают главам России и США.

При предыдущей администрации в Вашингтоне подобный сценарий, на взгляд большинства экспертов, был нереален. А новый президент – Дональд Трамп, победивший на выборах благодаря обещанию сделать великой именно Америку, а не американские глобальные проекты, оценивается как потенциально договороспособный. Так это или не так, и вообще, заинтересованы ли стороны в реальном сотрудничестве пока понять невозможно. До сих пор действия нового лидера США были похожи на сложный поиск безопасного пути по собственному внутриполитическому минному полю, оставленному ему предшественниками. Российская сторона занимает выжидательную позицию, всем видом демонстрируя, что отступать не намерена, но готова к конструктивным переговорам, если американский визави Путина, конечно, дойдет до переговорного стола, не расшибив лоб о свои «глобальные грабли», и его предложения будут учитывать национальные интересы России.
В любом случае, сделка – это, как известно, взаимовыгодное соглашение. Причем очевидно, что в корне подобных конфронтаций всегда лежали не так высокие идеологические мотивы, как доступ к ресурсам и рынкам, и урегулирование любого кризиса есть не что иное, как новое распределение зон влияния и перетоков капиталов. Какие именно? Как предполагают накануне саммита некоторые обозреватели, в основе новых договоренностей может оказаться передел газового рынка. Не зря же не так давно Трамп заявил, что намерен добиться «энергетического доминирования» США. Где? На весь мир угля, газа и нефти у Америки точно не хватит, так что речь, скорее всего, идет о доминировании над «европейскими партнерами».

Стоит напомнить, что идея продажи американских энергоресурсов в Старый свет рождена далеко не Трампом. Попытки пролоббировать интересы собственных компаний предпринимались и прошлыми властями Вашингтона. Попытки, кстати, вполне успешные, «осчастливившие» Литву, Польшу и другие страны терминалами для приема сжиженного газа. Как раз на днях СМИ сообщили о приеме Варшавой первого танкера с газом из США. Инфраструктура получилась инновационная, строилась с привлечением международных инвестиций и наверняка отчеты радовали глаз либеральных экономистов. На практике же, как сообщает член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, основные поставщики из США и союзного им Катара, оказывается, вписывают в контракты пресловутый недемократичный «take-or-pay», относительно которого Украина не так давно судилась с «Газпромом».
«Они обязаны этот газ покупать. А он дорогой. Его цена сегодня, вот сейчас, составляет более 350 долларов. Соответственно, что это значит? Это означает, что, конечно, дешевле купить тогда или норвежский газ, или российский газ, или даже газ, который поступает из Голландии. Он где-то имеет цену сегодня 240-240 долларов, на 100 долларов дешевле. Поэтому это больше такой политический шаг, выполнения договоров, обязательств, которые есть, и более того, действительно попытки Польши, кстати, как страны-владельца LND-терминала, создать, поддержать такой образ, что он функционирует, может обеспечить поставки газа и в Польшу, и в другие страны», - сообщил в середине июня эксперт, поясняя ценовым фактором небольшие объемы европейского рынка сжиженного газа как такового.
На этом фоне предположения некоторых обозревателей, что условием «сделки» может оказаться отказ России от рынка ЕС и проектов «потоков» в обмен на возврат на свою орбиту Украины и решение сирийской проблемы, выглядит как вызов в первую очередь даже не для России, а для ЕС. Европа, отметим, в качестве «младшего партнера» США и так уже полной ложкой черпает следствия хаоса на Ближнем Востоке, несет экономические потери от антироссийских санкций, и в нагрузку евроинтегрирует обнищавшую Украину. И если администрация Трампа всерьез возьмется за попытки «пересадить» местную экономику с российского газа на американский, то это чуть ли не последний шанс для Европы доказать собственную политическую субъектность.

За три года украинского кризиса ЕС, или как его в свое время характеризовала Виктория Нуланд «f*ck EU» , все прелести западного коллективизма, похоже, оценил.
По крайней мере, в энергетике и в экономике, которая от первой напрямую зависит. В частности, пока в Америке формулируют санкционные документы против «Северного потока 2», в Германии игнорируют обиды восточноевропейских друзей США и пытаются вывести проект из поля зрении Брюссельской бюрократии. Более того, европейские компании уже перечислили на счета оператора проекта первый взнос, в сумме более миллиарда долларов. А предоплата в таких вопросах – сигнал всегда более четкий, чем любые заявления политиков.
Газовые риски в политике Штатов в Берлине хорошо просчитывают. «Если бы Германия была бы вынуждена ввозить сжиженный природный газ из США, то баланс сдвинулся бы в пользу США. За этим мог бы стоять и расчет, чтобы затормозить германское превышение экспорта над импортом. Также США все больше используют свой экспорт газа как инструмент внешней политики и политики безопасности», - сообщает в интервью немецкому изданию Der Spiegel эксперт по вопросам энергетики Фонда «Наука и политика» Кирстен Вестфаль.
Накануне ответственного саммита G-20 политики тоже на месте не сидят. Так, хозяйка принимающей стороны канцлер Германии Ангела Меркель провела телефонные переговоры с лидерами США и России, в ходе которых по сообщениям СМИ, обсуждали все, от двусторонних отношений, до повестки дня и меню ужина. Не исключено, что и газовую сторону будущих торгов вниманием не обошли. Тем более, что у фрау-канцлера выборы на носу, и идти на них с подобными перспективами Ангеле Меркель наверняка не хотелось бы.
В общем, состоится ли «большая сделка», сблизятся ли ЕС и РФ на почве «борьбы газов» и что на самом деле планирует президент Трамп все также не ясно. Зато можно смело назвать еще одного потенциального потребителя американского газа на континенте. В Киеве, традиционно готовом поддержать любое антироссийское движение, уже заявили о том, что готовы сотрудничать в этой сфере с Польшей, у которой напомним, оказались лишние законтрактованные объемы дорогого сжиженного природного газа (СПГ), а также вспомнили о старом проекте газового коридора от хорватского LNG-терминала.
«Мы заинтересованы в том, чтобы создать газовый коридор Хорватия – Венгрия – Украина и все будем делать для того, чтобы этот проект приблизился к полноценной реализации. Мы заинтересованы в таких поставках газа в Украину», — заявил недавно премьер-министр Украины Владимир Гройсман.

Чтобы понять, чем это закончится, можно не разбираться в отраслевых тонкостях, и не спорить о цене и качестве. Достаточно вспомнить опыт предыдущих реформаторов, а именно Вячеслава Каськива – видного участника первого майдана, пригретого при «кровавом режиме» в должности руководителя агентства национальных проектов. Скандал получился запоминающимся – соглашение, стоимостью в 1 млрд. долларов чиновник, в присутствии руководства Кабмина, подписал с неким испанцем, не имеющим отношения к указанной в документе компании, зато недорого обучающем туристов катанию на лыжах. Скандал с испанским инструктором многие помнят до сих пор, а вот тема с LNG-терминалом и покупкой Украиной сжиженного газа как-то замялась. Просто потому, что реального экономического результата она принести не может по определению.
При «пророссийском» Януковиче, который на самом деле был более успешным украинизатором-евроинтегратором, чем Порошенко, СПГ был «рыночным» инструментом в торгах с Россией, ну и коррупционным ручейком для власти, куда же без этой милой национальной черты. Для нынешней украинской власти закупки сжиженного газа – это политическая идентификация прозападного курса. Правда, профессиональные и моральные качества новых управленцев еще ниже, чем у предыдущих, так что с ними Украина точно обречена на СПГ и «лыжных инструкторов». Зато за океан будет транслироваться «мощный сигнал поддержки». Жаль, что большинство американцев не в состоянии найти Украину на карте, их бы это наверняка порадовало.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Знать