Говорит лидер
Читать
Закрыть
Федор Золотов - 28 авг 17:31

Американский заказ украинской «независимости»

Украинская карта еще может сыграть в переделе европейского газового рынка. По мнению экспертов, Вашингтон может положить ее на стол в попытке искусственно поднять цену «трубопроводного» топлива до стоимости сжиженного. Удастся или нет, но киевскую ГТС после этого, скорее всего, отправят в «отбой».
О том, что постмайданная Украина в руках США – это не только инструмент геополитического давления на Россию, сколько площадка для продвижения американских планов в Европе, неоднократно сообщалось ранее. Старый Свет Вашингтоном давно и обоснованно рассматривается как политически младший партнер, и огромный рынок, который хотелось бы освоить по максимуму. В том числе, и энергетический.Возможности для этого есть, несмотря на то, что «сланцевая революция» в США, сделавшая на фоне высоких цен на углеводороды выскорентабельными и нетрадиционные виды топлива, прошла. Как сообщают СМИ, в текущем году в Америке впервые объем экспорта топлива должен превысить объем импорта. Предполагается, что до 2040 год добыча газа в стране возрастет на 40%. И эти объемы, как нетрудно догадаться, Штаты будут намерены продать на мировых рынках.
Европейской части этой экспансии мешает, по сути, всего один фактор. И имя ему не «Газпром», как можно было бы предположить, а законы физики и рынка, согласно которым, топливо, нуждающееся в дополнительных процедурах до и после транспортировке, да еще и перевозимое по морю танкерами, выходит конечному потребителю значительно дороже, чем доставленное непосредственно из скважины по трубе. В свое время американский капитал, сам или опосредованно через международные структуры, стимулировал строительство соответствующей инфраструктуры в странах-союзниках из Прибалтики, но она была и будет глубоко убыточна, пока дисбаланс цен будет сохраняться. И здесь, как предполагают эксперты, Вашингтон и может «зайти с украинского козыря».
«Украина может стать тем самым плацдармом, на котором администрация США попытается достичь 30-процентного роста цен на газ в Евросоюзе. Отсюда перспективы будущей загрузки украинской газотранспортной системы выглядят все менее радужными», - пишет в авторской статье для Forbes Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Для того, что бы американский СПГ смог конкурировать с топливом, доставляемым трубопроводами, сообщает эксперт со ссылкой на доклад Standard & Poor’s, стоимость последнего должна повыситься примерно на 30%. Как? «Авторы доклада дают ответ: с помощью сокращения или даже перебоев при поставках российского газа в страны ЕС. Украина, как известно, продолжает сохранять ключевые позиции в транзите — более половины экспортных поставок «Газпрома», - цитирует Марунич документ, подчеркивая личное мнение, что на корню украинский транзит, скорее всего не зарубят, но и развивать не дадут. - В силах Вашингтона повлиять на реализацию уже существующих проектов по модернизации украинской ГТС. Позиции США в кабинетах, в которых принимают решения в Киеве, железобетонные. Сведущие люди говорят, что глава «Нафтогаза» Андрей Коболев отчитывается о проделанной работе сначала перед Госдепартаментом и посольством США на Украине, а уже потом — перед украинским правительством».
Если Дмитрий Марунич прав, и управление украинской энергомонополией действительно полностью переместилось в Вашингтон, то недавний скандал вокруг «Нафтогаза» начинает играть совершенно другими красками. Тогда, напомним, Минэнерго Украины обвинило руководство компании в срыве инвестиционного плана и текущих ремонтных работ, что поставило «Укртрансгаз» на грань технической неспособности прокачивать топливо.
В свете изложенного выше, саботаж «Нафтогазом» собственных и казенных доходов обретает пусть извращенный, но все же смысл. Можно предположить, что описанный экспертом план срыва транзита, таким образом, запущен в реализацию. И именно для этого киевские чиновники собственными руками дезавуируют последний переговорный козырь Украины о надежности ее транзитных мощностей.
Сомнения в этой самой надежности у всех заинтересованных сторон были и ранее, но публично ЕС всегда выступал за все же сохранение прокачки через Украину, хотя и не забывал «стелить соломку» в виде «Северного потока-2». Но, как подчеркивает Марунич, ЕС уже выразил нежелание дополнительно помогать Украине, если Киев лишится 1,5-2 млрд. долларов дохода от транзита российского газа. А уж участие Киева в попытке перераспределить европейские средства из российского кармана в американский, ему наверняка не забудут ни в Брюсселе, ни в Берлине.
Как Старый и Новый свет будут улаживать возникшие разногласия, станет относительно понятно по тому, будут или, напротив, не будут введены в действие принятые в начале августа в Вашингтоне антироссийские санкции. А вот украинские дела, похоже, действительно печальны. США украинское «трубное достоинство» нужно только в качестве лома. Европа заинтересована только в стабильном и недорогом в получении газа, а не в то, чтобы защищать национальные интересы Украины вопреки ее собственным властям. А рассчитывать на добрую волю «Газпрома» сохранить украинский газовый коридор после 2019 года, для страны, ничего кроме русофобии не производящей, было бы крайне наивно.
Ставилось ли это изначальной целью, или заказчики получили «дополнительный бонус, но «революция достоинства» таки добилась почти невозможного - сделать страну, от природы имеющую все для транзита, тупиком. «Труба» наконец-то становится совершенно независимой и не нужной.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Новости