Читать
Закрыть
Павел Климов - 19 фев 17:45

Киев начинает религиозную войну?
Министерство культуры Украины приняло беспрецедентное и решение с очевидно далеко идущими последствиями. Украинской православной церкви Киевского патриархата разрешено проводить богослужения на территории Национального заповедника «София Киевская». Службы будут проходить в Трапезном храме, так называемой Теплой Софии.

Беспрецедентное решение
Вице-премьер-министр культуры Украины Вячеслав Кириленко не видит в принятом решении ровным счетом ничего страшного: «Мы рассмотрели обращение УПЦ КП и не нашли оснований, чтобы его не одобрить. Богослужения будут проводиться не на территории собственно Святой Софии, а в Трапезной церкви, построенной в 18-м веке. Все требования законодательства будут выполнены. София – это живой заповедник. Там постоянно проводятся выставки, культурные мероприятия. И от того, что там будут проводиться богослужения УПЦ КП, хуже не будет», - считает он.
Служители УПЦ КП, разумеется, поддержали решение правительства. Так, в частности, отец Александр, священник Киевского патриархата, обратил внимание журналистов на мировой опыт обращения с культурным наследием: «В Соборе Святого Петра в Риме проводятся богослужения, несмотря на то, что это памятник архитектуры. В Греции проводятся богослужения в объектах мирового наследия. Почему они не проводятся в Украине?»
Впрочем, кроме представителей УПЦ КП, в данном вопросе, согласиться с господином министром желающих не сыскалось.
Проблема «Софии Киевской» не одномерна. Мало того, что ранее Софийский Собор находился в сфере влияния Украинской православной церкви Московского патриархата. В 1990-м году, Софийский Собор, наряду с Киево-Печерской лаврой, был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а потому до сих пор считалось, что его нельзя передавать какой-либо религиозной организации. И Трапезный храм, вопреки словам Вячеслава Кириленко, является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля.
Культурное наследие
Археолог заповедника Тимур Бобровский заявил украинским журналистам, что Малой Софией, по его мнению, дело не ограничится: «Сегодня решили отдать священникам Малую Софию. Не сомневайтесь, завтра встанет вопрос и о Великой. Когда об этом узнают в ЮНЕСКО, конечно, будет скандал. Так как не просчитаны риски, ибо сделано это без обсуждения со специалистами, без консультаций с самим ЮНЕСКО. Будут страшные распри между конфессиями за право богослужения, потому, что, скажем, чем УПЦ КП лучше УАПЦ?»
Представители УПЦ МП видят в этом попытку усугубить гражданское противостояние в стране. Так, руководитель пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов, беседуя с представителями украинских СМИ, выразил свое возмущение решением Министерства культуры.
«Какое отношение Киевский патриархат имеет к Софие Киевской? Софию отобрали у нас. Там погибли наши священники, там усыпальница киевских митрополитов. Что «филаретовцам» больше молиться негде? Что у них там, община? Это вызов партии войны, которая, пытаясь удержаться у власти, разжигает религиозное противостояние. Может, это коррупция со стороны Киевского патриархата. Или попытки премьера поднять утраченный рейтинг».
Причины банальны
Киевский журналист-религиовед Дмитрий Скворцов, считает, что данное решение хорошо вписывается в конъюнктуру нынешней украинской власти.
«Подобное было бы невозможно, если бы «европейская» Украина прислушалась к рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы №1556 от 2002-го года. Где, в частности, говорится: «Гарантировать всем церквям, религиозным объединениям, центрам и общинам статус юридического лица…гарантировать религиозным институтам, собственность которых была национализирована в прошлом, реституцию этой собственности в указанные сроки или, если это невозможно, справедливую компенсацию; необходимо следить за тем, чтобы национализированная церковная собственность не приватизировалась…». С другой стороны, украинскую власть можно понять. Прими она европейский закон о реституции церковного имущества, все экспроприированные советской властью памятники церковного искусства пришлось бы возвращать их исконному хозяину и создателю – канонической церкви. Но таковая на нынешней Украине одна – «оккупационная». «Оккупация» эта, правда, длится в десятки раз дольше, чем существует государство Украина и даже данный топоним. Зато, провозглашенный 24 года назад, Киевский патриархат – истинно «национально-свидомый». А, значит – единственно заслуживающий попользоваться «украинской святыней». Пусть даже ее создатели не догадывались о своем «украинстве»», - пишет журналист в своем персональном блоге.
Очередная провокация
Редакция сайта «Патриотические силы Донбасса» поинтересовалась мнением относительно неоднозначного решения Министерства культуры Украины у священника бригады «Восток», протоиерея Бориса.
По его мнению, ситуация весьма неоднозначна: «Здесь следует учитывать ряд аспектов. В общем, любое культовое сооружение должно использоваться по назначению. Вопрос о том, служить или не служить, на мой взгляд, даже не стоит. С точки зрения ЮНЕСКО, здание является культурным памятником. Любое здание, будучи бесхозным, становится ветхим. Но зайдите в любой действующий храм, и вы сразу заметите, что он находится в хорошем состоянии. Если люди хранят и преумножают то, что им дано, то навредить не могут. В этом смысле, если храм передан правильно с юридической точки зрения и в хорошие руки, то это наоборот хорошо».
Но это лишь одна из сторон вопроса. По мнению о. Бориса, решение правительства является весьма странным: «Еще с 1917-го года, у церкви отбирали храмы и монастыри, чтобы использовать не по назначению. Процесс реституции затрудняется еще и тем, что на такие храмы претендуют другие конфессии. Но ведь храм должен быть возвращен тому, у кого он был отнят. В данном случае, речь идет о храме, отобранном у конфессии, относящейся к Московскому патриархату. Тут есть и чисто религиозный момент. Дело в том, что Киевский патриархат является общественной, а не религиозной организацией. В мире существуют различные конфессии, и они признают друг друга. А Киевский патриархат не признан ни одной православной церковью мира».
Протоиерей Борис считает, что в данном случае, речь идет о провокации со стороны украинских органов власти: «Можно вспомнить события в Одессе и Мариуполе, целью которых было вызвать у граждан возмущение и спровоцировать войну. Здесь мы имеем дело с провокацией того же рода. Цель – внести раскол в общество и спровоцировать на какие-либо ответные действия. Киевский патриархат вообще прославился тем, что захватывает православные храмы. Но храм принадлежит тем, кто его построил и силовые захваты, само собой, не могут считаться законными. С другой стороны, наивно ожидать законных действий от людей, пришедших к власти незаконным путем. Это неудивительно, но грустно. Важно не допустить беззакония и действовать в правовом поле. Война уже идет, а это лишь один из примеров разжигания».
В заключение, о. Борис напомнил о том, что церковь, согласно Конституции, отделена от государства, а потому Министерство культуры Украины, по логике вещей, не должно распоряжаться культовыми сооружениями.
Государственный сепаратизм
Следует отметить, что на текущий момент, после событий 2014 года на Майдане, УПЦ КП «отжала» у Московского патриархата более тридцати храмов. Еще порядка десяти культовых сооружений находятся под вопросом. А попыток силового захвата, с привлечением правых радикалов в качестве ударной силы, и вовсе не сосчитать.
Украинская православная церковь Киевского патриархата действует наступательно и агрессивно, а на «Софию Киевскую» претендует уже давно. Самой скандальной попыткой УПЦ КП распространить свое влияние на одну из святынь Московского патриархата, стали похороны Патриарха УПЦ КП Владимира Романюка в 1995-м году, вылившиеся в массовые беспорядки. Тогда, руководство УПЦ КП заявили о намерении и предприняли попытку похоронить Владимира Романюка в Софийском Соборе, что возмутило представителей Московского патриархата. В тот раз, под стенами собора, впервые столкнулись боевики организации УНА-УНСО и бойцы спецподразделения «Беркут».
Судя по всему, украинское правительство вознамерилось реанимировать этот конфликт многолетней давности. В целом же, симптоматично, что, прикрываясь риторикой о необходимости сохранения государства в его унитарном виде, новые власти Украины активно рвут украинское общество по всем швам. В том числе, и по религиозным. Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Новости
Вчера 13:45
Путин: отцы-основатели украинского национализма выступали за хорошие отношения с Россией
22 фев 20:10
«Советуйтесь со мной». Трамп разозлился из-за возвращения зараженных коронавирусом американцев
21 фев 12:00
Больше новостей »