Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 24 мар 11:52  Версия для печати

Украинство vs экономика

Отбросив «дотационный Донбасс» украинская экономическая наука сделала важнейшее открытие: в горниле войны граждане незалежной должны перековаться в некую «политическую нацию», которая в борьбе за свою национальную независимость должна быстрее попасть под протекторат Европы.

Украинство vs экономика

Именно такие выводы, насколько нелогичными они бы не показались читателю, содержатся в Национальном докладе «Политика интеграции украинского общества в контексте вызовов и угроз событий в Донбассе» (с полной версией можно ознакомиться здесь http://www.idss.org.ua/monografii/2016_dopov_Donbas.pdf). Экономическую часть документа мы рассматривали в одной из прошлых публикаций (http://patriot-donetsk.ru/4380-nauka-ty-dumaesh-pro-nas.html), и как помните, удивились отсутствию сухих расчетов убытков, инвестиций и потенциальной прибыли. Дело в том, что их из труда почти ста ученых-экономистов вытеснила главная наука современной Украины - украинство. И для ее развития не нужна ни экономика, ни физика с лирикой. Пара манипуляций, вуаля!

Замучались вы с иксами, запутались в нулях

Традиционно научные работы – это факты, факты и еще раз факты. Причем не только установленные лично исследователем, но и подтвержденные сторонними изысканиями и мировой практикой. В новой украинской науке этот атавизм не обязателен. Единственные цифры и статистические данные, которыми действительно насыщен доклад – это результаты соцопросов. Правда, достоверность приведенных данных настолько сомнительна, что заставляет подозревать авторов документа то ли в редкой наивности, то ли в некой ненаучной нечистоплотности.

«Борьба за жителей Донбасса будет происходить не только, а скорее не столько на временно оккупированных территориях, сколько в подконтрольных Украины районах, - заверяют ученые. - Как свидетельствуют различные социологические опросы, значительные ментальные сдвиги уже произошли: в октябре 2015 только 4,2% видели будущее этих территорий в качестве независимого государства (2,5%) или в составе России (1,7%) против 74,1% сторонников суверенитета Украины над ними. А еще в сентябре 2014 доля сторонников отделения от Украины достигала 42,1% (16,2% стремились вхождения в состав РФ, а 25,9% - независимости) против 49,5% тех, кто желает сохранения Донбасса в составе Украины».

Украинство vs экономика

Прекрасно, правда? Какой рост проукраинских настроений, всплеск патриотизма и приступ единства всего-то за год! Товарищи ученые только забыли указать структуры, которые ведут эту самую «борьбу за жителей Донбасса»: СБУ, МВД, прокуратура и просто добровольческие батальоны, силами которых на так называемых освобожденных территориях регулярно проходят зачистки, с задержаниями сотен бесправных местных жителей. В таких условиях можно только удивиться, что опросы не дали 100% результат, жить-то людям хочется.

Не меньше удивила еще одна статистическая выкладка, теперь уже по всей Украине. Говоря о завязке конфликта, ученые заявляют, что отмена закона «Об основах государственной языковой политики», не должна была возмущать жителей Донбасса больше остальных. «Вопрос даже не в языке общения: русский распространен и в Харькове, и в Киеве, и в Одессе, хотя только на Донбассе 73,0% жителей общаются в семье преимущественно на русском языке (аналогичный показатель по Украине в целом составляет 31,2%, в восточных областях - Харьковской и Днепропетровской - 49,3%)», - заявляют «науковци», ссылаясь на мониторинг социальных изменений Института социологии. Казалось бы, серьезный аргумент, если не вспоминать, что исследование такой авторитетной американской организации как Институт Гэллапа за несколько лет до госпереворота 2014-го констатировал, что предпочтительно на русском общаются и думают на Украине более 80% граждан. Неужели они ошибались? Нет, эти ребята профи, в отличие от украинских коллег. Указанный мониторинг проводился в 2014 году. Учитывая, что госвласть в регионах была парализована уже в первые дни года, а к 23 февраля окончательно перешла в руки путчистов, можно уверенно предполагать, что в это исследование не вошли жители Крыма и значительный процент населения Юго-Востока. Да и в «матери городов русских», оккупированной после первого майдана галичанами и франкивцями, к тому времени уже хорошо осознали, что «москалив – на ножи». Так что правду говорят: «есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика».

«Фактически это решение (отмена языкового закона – прим. авт.), вполне правильное в целом, но принято без учета текущей политической ситуации, сыграло роль бикфордова шнура. Скорее всего, Россия нашла бы другой повод для поджога донбасского костра, но таким оказалось именно данное решение ВРУ», - переходят авторы к обличению «истинного виновника всех бед Украины». Этой теме посвящена значительная часть Национального доклада, и излагается она в настолько безапелляционном ключе, будто каждый факт украинские ученые изучили под микроскопом, разложили на молекулы и задокументировали на скрижалях.

Научное сообщество авторитетно утверждает, что и политически для РФ главная цель существования – сохранить контроль над Украиной. «Попытки Украины разорвать гибридно-колониальную связь с Россией и отказаться от доминирования гибридной сырьевой феодальной модели за счет рывка в сторону европейских императивов поставило под угрозу стратегию России по завоеванию для себя места в геополитической и геоэкономической системе», - заявляют авторы. То есть место РФ в геополитике напрямую зависит от Украины! Ни больше, ни меньше! Из-за этого «зависимости» Россия и реформам украинским мешать пытается, и международный имидж «нэньке» портит, и на восток армию ввела. «Слишком значительный военный контингент РФ задействован», - утверждают ученые, которые, видимо, первые за два года конфликта не только установили факт присутствия российских военных, которых никак ни Минобороны ни западные кураторы засечь не могут, но даже подсчитали их количество, раз утверждают, что контингент «значительный».

«Особенности этой гибридной войны, в частности, заключаются в ее ориентации не столько на аннексию отдельных территорий, сколько на общее ослабление и дезорганизацию украинской власти, ограничение суверенитета и международной правосубъектности украинского государства, разрушение ее экономического потенциала, производственной транспортной, социальной инфраструктуры. Фактически война идет за население. И хотя, безусловно, «собирания земель русских» имеет большой смысл в контексте современной политики Российской Федерации, приоритетом в российско-украинских отношениях является формирование жесткого противодействия любым попыткам Украины выйти из-под российского протектората. Экономические факторы, конечно, имеют смысл, но важнее выдаются чисто политические соображения», - пишут украинские экономики. То есть все случившееся в Украине по итогам майдана: троекратный обвал национальной валюты, обнищание населения, внешнеполитическое позорище с набором новых и невыплатой старых кредитов – это все сделали не Порошенко с Яценюком и грузино-литовскими легионерами, а Россия!

Не забыли и про информационный фронт. «Информационная - и не только информационная - война Российской Федерации против Украины обусловлена попыткой российской власти любой ценой удержать нас в зоне своих стратегических интересов, - говорят по идее самые разумные представители страны, где нормальной практикой является запрет телеканалов и преследование журналистов, если они не нравятся правящей верхушке. - Проигрыш Украиной информационной войны, в значительной мере определил военные неудачи 2014 года, был преимущественно определен отсутствием государственной идеологии в СМИ. И речь идет не только о контенте новостей, которые подаются в основном тенденциозно. Огромное влияние оказывает искривление исторических процессов, пропаганда деятельности силовых структур соседнего государства в многочисленных сериалах и тому подобное». Ополчение, добровольцы, «северный ветер» - все это не противники для ВСУ. Оказывается в котлы и прочие горячие места их загоняли сериалы про российских ментов!

Для украинства Донбассу не хватало села

Как видим, украинская наука инновационна как никогда, но и традиционные научные методы изучения проблемы ей не чужды. Рассматривая исторические предпосылки «неукраинскости» нашего края, авторский коллектив случайно сообщил миру о серьезном этнографическом открытии. «В конце XVIII в. население Донетчины составляли более 30 этносов. В 1779 г. украинцы составляли более 61,3% от общей численности населения региона», - цитируют ученые некоего коллегу Пирко. К своему стыду, вынуждены признать, что о существовании «Донетчины» в XVIII веке не подозревали. Земли войска Донского помним, Азовскую губернию вошедшую в Российскую империю после русско-турецких войн, помним, Новороссийскую губернию тоже помним, а вот Донетчины в тот период не было. И быть не могло, как это не прискорбно для ученых мужей. Интересно, статистику какой из губернских канцелярий использовал автор, и верно ли он ее понял. Ведь даже спустя сто лет, в конце XIX столетия, выдающийся украинский, как потом выяснилось, писатель Иван Франко в дневнике отмечал: «Меня сегодня кровно образили, меня обозвали украинцем, хотя все знают, что я-русин". Еще в его времена украинцами называли галицких русин, сменивших православную веру на греко-католическую. Как понимаете, в перечне этносов украинцев в тот период быть не могло. Скорее всего, указаны там выходцы из малороссийских губерний, но этого исторического названия нынешняя Украина боится как черт ладана.

Опустим скорбный рассказ светил про то, как Российская империя и советская власть строили здесь производства и города, привлекали переселенцев и завозили специалистов. Поверьте, спасибо им за это не сказали. Зато «поставили на вид» чрезмерную урбанизованность региона, которая, по мнению ученым, и мешает Донбассу быть украинским: «На Донбассе сильнее, чем в других регионах, (в советский в период – прим. авт.) происходит тотальное уничтожение носителей альтернативного мнения, потенциальных очагов сопротивления, которым было украинское село, а русификация сочетались с активным (а порой и насильственным) внедрением в сознание жителей региона советских мифов и идеологем: культ индустриализации, особая роль региона в «строительстве коммунизма», безоговорочное лидерство пролетариата и, как следствие, пропаганда «шахтерской рабочей славы» как ценностной основы Донбасса». Просто вдумайтесь: украинское село – это потенциальные очаги сопротивления, место происхождения пассионариев, носителей альтернативного мнения! Если бы это сказал кто-нибудь из активистов майдана, было бы смешно. От заслуженного научного коллектива такое слышать грустно.

Независимость не цель, а способ выбора зависимости

Украина, наверное, единственная страна в мире, которая сама сомневается в своем суверенитете. Иначе не объяснишь, зачем 25 лет самостоятельного плавания она всем и каждому твердит о собственной независимости, будто не получила ее в 1991 году мирно и спокойно, а отвоевывала сотнями лет. Даже синоним к названию страны прилип - «незалэжна». Впрочем, независимость имеет значение только в одном векторе – от Москвы.

Украинство vs экономика

Как утверждают в анализируемом докладе ученые, «обретение полного суверенитета на своей территории и в пространстве международных интересов было одной из движущих сил отказа Украины от участия в Таможенном союзе в пользу Ассоциации с ЕС». Если авторы сами не смеялись над этим пассажем, значит, ученые степени они получали не за логику. Иначе втолкнуть в одно предложение понятие суверенитета и подписание договора с наднациональным органом власти, в котором страна признает главенство чужого законодательства над национальным – это шедевр еврооптимизма.

Впрочем, это еще не все. В других разделах ученые прямо указывают, что помимо «брендовых инвесторов и грантов, о которых мы писали в прошлом материале, Европа должна еще и напрямую решать внутренние проблемы Украины. Например, дефицитом доверия к власти и коррупцией. «Легитимность власти невозможна без жесткого соблюдения законодательства всеми без исключения. Критическим моментом в преодолении коррупции должно стать коренное изменение судебной системы. Именно для этого необходимо полностью задействовать возможности внешнего вмешательства», - говорится в документе. Да ,и с конфликтом на Донбассе разбираться тоже должен Запад: «Все попытки определения сценариев дальнейшего развития и оценки вероятности их реализации, так или иначе, определены политическими решениями руководства Российской Федерации и наших западных партнеров - США и ЕС».

«Противостояние происходит не по территориальному, экономическому, этническому и языковому признаку - оно осуществляется по цивилизационным выбором между западноевропейским и азиатским векторами развития, между демократическими и тоталитарными ценностями», - пафосно обосновывают авторы переход страны под внешнее управление.

Простая формула украинства

И все-таки простая социологическая формула всеобщего «национального единения», реализованная силовиками на подконтрольной части Донбасса – это не совсем научный подход. Национальный доклад дает более мудреные, но, скорее всего, действенные рецепты «интеграции» украинского общества: усиление пропаганды, украинизация и «правильное» образование. В частности, соавторы документа предлагаю усилить информационную работу, направленную на население Республик «с целью донесения правдивой информации и формирования национально сознательной общины».

Украинство vs экономика

Во всей стране «приоритетным должно стать утверждение стандартов этнонациональной толерантности (что это? – прим. авт.) в профессиональном поведении работников СМИ, учреждений образования, управления и др». В образовании должны быть «разработаны и внедрены программы изучения и преподавания в средних и высших учебных заведениях истории регионов Украины и их связи с общей историей украинского народа с учетом современных социологических и культурологических концепций». Интересно, а многомудрые ученые в курсе, что у некоторых регионов Украины общая история с остальной территорией не насчитывает и века? А уж если вспомнить некоторых нынешних политиков, то на современные «социологические и культурологические концепции» стоило бы поставить возрастное ограничение «18+», а не школьникам и студентам их преподавать. Также предполагается создание своего кино и телепродукта, пропагандирующего правильную историю и героев, поддержка украинской книги и прочие традиционные мероприятия, прямо противоречащие той части конституции, где сказано про равные права представителей всех национальностей, проживающих в Украине.

И, конечно же, стране нужен правильный пантеон героев. Собственно, спасибо честнейшим украинским социологам, он уже есть: «Опросы 2015 года зафиксировало существенные изменения в структуре основной части национального Пантеона, сформированного до 2013 г. Динамика оценок опрошенных указывает на то, что сердцевинными ядро национально-символического Пантеона Украины, олицетворяющего фигура Т. Шевченко, остается неизменной, причем ее значимость возрастает. Однако в базовой части символического Пантеона Украины произошли значительные изменения в течение последних трех лет: 1. Леся Украинка - 48,9%, 2. Богдан Хмельницкий - 37,1%, 3 . Герои Небесной сотни - 32,6% 4. Ярослав Мудрый - 30,4%». При этом ученые отмечают снижение рейтинга Богдана Хмельницкого и Ярослава Мудрого, что, собственно, предсказуемо, так как первый считал себя русским шляхтичем, а второй – вообще князем Руси.

Также изменились и главные, с точки зрения украинцев, поводы для национальной гордости. «Привлекает внимание, что Революция достоинства 2014-2015 годов и вооруженная отпор российской агрессии на Востоке страны занимает лишь шестую приоритетную позицию среди других альтернатив, питающих национальную гордость, - то ли сетуют, то ли информируют кого следует ученые. - Зато творчество великих украинских поэтов, писателей, композиторов и исполнителей являются предметом национальной гордости для 54,5% респондентов. Победа во Второй мировой войне заняла второе место - 43,8% респондентов признают это историческое событие как значимое для украинского народа. В динамике наблюдается перманентное снижение ее значимости. Напротив, рост значимости национальных достижений в течение 10 последних лет произошло по следующим позициям как история украинского казачества, Запорожской Сечи (с 23,1 до 42,2%); высших достижений украинского народного творчества (думы, песни, декоративно-прикладное искусство, народная архитектура и т.д.) - с 20,8 в 2006 гг. до 37,7% в 2015 г .; провозглашения независимости Украины в 1991 гг. - с 23,1 до 32,7%».

В целом логично, индустриальная страна ускоренно деградирует к хутору, и значение былых побед девальвирует в массознании перед «спивами та казкамы». Науке остается этот тренд фиксировать и поддерживать время от времени правильными докладами и исследованиями. Экономика хутору не нужна, вот и подвизаются доктора и кандидаты экономических наук на грантоедской почве «профессионального украинства».

"Не люблю украинцев ... Так мало среди них нашел я характеров, а так много мелочности, тесной заскорузлости, двуличия и гордости, что действительно не знаю, за что должен я их любить ... Может, должен любить Украину как расу, то расу отяжелевшую, разнузданную, сентиментальную, лишенную закалки и силы воли, так мало способную к политической жизни на собственном мусорнике, такую плодородную на оборотней разнообразнейших сортов ... ", - писал в свое время русин Франко. Он это не о стране, которой тогда и на карте не было, и не о ее жителях писал, а о национал-сознательных деятелях, сто лет спустя дорвавшихся до власти на этой несчастной территории.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Новости
Больше новостей »