Читать
Закрыть
Павел Климов - 26 мар 16:00  Версия для печати

Убийство адвоката Грабовского: «Беззащитный защитник»

В минувшую пятницу, 25-го марта, Национальная ассоциация адвокатов Украины сообщила о том, что защитник россиянина Александра Александрова, адвокат Юрий Грабовский, пропавший еще в начале текущего месяца, найден мертвым. И эта трагедия, уже не в первый раз, стала эдаким проявителем отвратительных язв, «украшающих» тело украинского общества.

Убийство адвоката Грабовского: «Беззащитный защитник»

Дело россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева, которых украинские журналисты упорно продолжают называть «ГРУ-шниками», здорово напоминает карикатуру на дело украинки Надежды Савченко. В обоих случаях хватает «белых пятен» и нестыковок, а сплетен и пересудов больше, чем подтвержденных фактов. В обоих случаях речь идет о суде над гражданами другого государства. И, конечно же, корни обоих дел начинаются на Донбассе. Но разница есть и она, как минимум, в условиях.

В кривом зеркале

Суд над украинской военнослужащей Савченко был самым настоящим реалити-шоу, приковавшим к себе внимание миллионов людей. Российские, украинские и зарубежные СМИ отслеживали каждый шаг государственного обвинения и немедля сообщали обо всем, что касалось самочувствия подсудимой. Адвокаты Савченко, не таясь и явно ничего не опасаясь, раздавали комментарии направо и налево. Подсудимую регулярно навещали зарубежные послы и представители международных организаций, ей позволяли общаться с прессой и делать скандальные заявления, а под зданием суда дежурила группа поддержки с украинскими флагами.

В то же время, дело Александрова-Ерофеева не интересует, похоже, никого. Украинские СМИ освещают процесс скудно и однобоко, а иностранцам оно и вовсе неинтересно. Ни послов заморских, ни организаций правозащитных. О том же, чтобы организовать митинг в поддержку россиян, с флагами и лозунгами, по очевидным причинам, не может быть и речи. За время, прошедшее с момента задержания Ерофеева и Александрова, в украинских СМИ не появилось ни одного интервью с ними или их защитниками. Более того, пока Юрий Грабовский не исчез, широкие массы, в общем, даже не знали, кто это такой. Притом, что фамилии защитников Савченко известны каждому ребенку. Так, если читатель еще не понял, выглядит разница между «тоталитарной» Россией и страной победившей демократии.

Впрочем, резонанса не вышло даже после того, как девятого марта, Грабовский бесследно исчез, а отдельные журналисты сообщили о том, в последнее время, адвокат всерьез боялся преследования.

Грабовскому угрожали

В частности, журналистка Ирина Ромалийская, в личном блоге, сообщила о том, что незадолго до печальных событий, из квартиры Грабовского пропали оружие, телефон и личные вещи.

«Юрий Грабовский периодически говорил, что опасается чего-то. Ожидал, что его прокуроры будут устранять из дела арестами и задержаниями. Как-то писал, что и физического нападения боится. Это было перед одним из заседаний. Четырнадцатого февраля сообщил, что исчезло оружие и телефон для «незапланированных поездок за границу»», - написала Ромалийская.

За пять дней до того, как тело Грабовского было найдено в лесополосе, неподалеку от Киева, главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос сообщил о задержании человека, подозреваемого в причастности к похищению адвоката. Уже тогда, Матиос фактически заявил, что в деле найден «российский след».

«Это украинский гражданин, который пользовался поддельными документами спецслужб, правоохранительных органов, а также документами на имена других граждан. Он дает признательные показания и основной месседж, который я могу озвучить – эта операция была спланирована бывшими украинцами, а также спецслужбами Российской Федерации, для создания картинки именно в период на завершающем этапе рассмотрения дела ГРУ-шников, граждан и военнослужащих Российской Федерации, которое слушается в суде», - заявил Анатолий Матиос в эфире одного из украинских телеканалов. Ни каких доказательств в пользу своей версии, вроде тех самых поддельных документов, прокурор, вполне ожидаемо, не предоставил.

На место захоронения тела Грабовского указал еще один подозреваемый, задержанный накануне. Об этом 25-го марта сообщил журналист Валерий Калныш, со ссылкой на главного военного прокурора Украины: «Адвокат Юрий Грабовский убит. Тело нашли в Киевской области, в лесу. Поговорил с главным военным прокурором Анатолием Матиосом. Он рассказал, что следственной группой, в которую входят военные прокуроры, бойцы "Альфы" и офицеры СБУ, накануне задержали еще одного подозреваемого в похищении адвоката он и раскололся, указав на место в лесу. Тело адвоката было найдено закопанным. Его нашли около 4 утра сегодняшнего дня».

«Российский след» и ничего более

По словам Матиоса, Юрий Грабовский был убит из огнестрельного оружия. Также прокурор сообщил, что злоумышленники пытались инсценировать выезд адвоката за рубеж. Кроме того, на теле жертвы был обнаружен браслет со взрывчаткой, который взорвался бы в случае, если бы адвокат попытался сообщить о своем местонахождении.

На данный момент украинская сторона, прогнозируемо, рассматривает две версии. Либо Грабовского устранили российские спецслужбы, дабы очернить украинских коллег, либо эти же спецслужбы подговорили правых украинских радикалов. Как говорится, хрен редьки не слаще. Только вот логики в этих версиях не больше, чем во многих других, озвученных Киевом за последнее время. Особняком стоит версия о личных проблемах Грабовского, которые могли бы привести к трагическому финалу, озвученная его коллегами, но о ней украинские СМИ стараются упоминать вскользь. Конспирологические теории лучше продаются и замечательно ложатся на генеральную линию партии.

На чехарду с версиями обратила внимание, и представительница российского МИД Мария Захарова.

«То есть или межличностные отношения, или российские спецслужбы. Неплохая амплитуда: от «личной неприязни к Папишвили» до «кровавой руки Кремля». Получается, профессиональная деятельность даже не рассматривается!», - написала Захарова на своей странице в «Facebook».

Будто так и надо

Новость о смерти Грабовского вызвала бурную реакцию украинцев в социальных сетях. Одни считают, что до адвоката дотянулась «кровавая рука Кремля», а другие уверены, что сработали «украинские патриоты». Но, при этом, все представители «майданного» лагеря безумно счастливы по этому поводу. «Оккупантов», дескать, в суде защищать – это предательство, достойное наказания.

Отдельно стоит упомянуть об истории с комментарием советника министра МВД Зоряна Шкиряка. Изначально СМИ сообщили, что господин Шкиряк заявил буквально следующее: «Грабовский защищал оккупантов. Он открыто заявлял, что собирается отстаивать их интересы в суде. Какого отношения к себе он после этого ожидал? Защитник оккупантов по определению является их пособником».

Впрочем, позже было объявлено, что ничего подобного Зорян Шкиряк не говорил, а значит, речь идет о фейке. Украинские СМИ оперативно удалили новость со своих сайтов и сделали вид, что ничего не случилось. Однако, в данном случае, важно не то, является ли это заявление подлинным, а то, что данная точка зрения была принята на ура «патриотической» частью украинского общества. Радикалы целенаправленно затягивают Украину в болото самосуда и беззакония.

Что касается реакции мировой общественности на убийство адвоката, то она последовала лишь на следующий день и назвать ее бурной, к сожалению, нельзя. Так, международная правозащитная организация «Amnesty International» охарактеризовала данное преступление как отвратительное и напоминающее об опасности, с которой сталкиваются юристы и активисты, осмелившиеся бросить вызов власти.

«Убийство адвоката по уголовным делам является отвратительным преступлением, и украинская власть должна немедленно принять все необходимые меры для исправления этого серьезного нарушения прав человека и основ справедливости», - считает старший директор организации по исследованиям Анна Нейстат.

Правозащитники требуют от украинской власти провести объективное расследование данного преступления и предоставить его коллеге Оксане Соколовой защиту. Будут ли их требования услышаны, покажет время.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции